Елена Ивановна Чаликова
Конспект занятия по декоративному рисованию «Хохломская посуда»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности посредством расширения знаний детей о народных художественных промыслах русский мастеров, в частности хохломской росписи.
1. Задачи:
Образовательная: учить замечать (различать) художественные элементы, определяющие специфику «золотой хохломы», назначение предметов, материал, из которого сделана посуда. Учить составлять узор из растительных элементов (ветка, кустик, ягодка).
Темочки:
- ИЗО, поделки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы. Рисование
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Рисование
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Конспекты
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Хохлома. Рисование, роспись
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2024
Воспитательная: воспитывать чувства уважения и сопричастности к историческому культурному наследию нашей Родины, уважительное отношение к труду народных мастеров; воспитывать личностные качества: толерантность, вежливость, дисциплину, аккуратность.
Развивающая: закреплять умение составлять композицию на основе знаний о народно-прикладном искусстве. Закреплять умение при составлении декоративной композиции на основе хохломской росписи использовать характерные для него элементы узора и цветовую гамму. Способствовать развитию воображения, памяти, мелкой моторики рук, эстетического восприятия окружающей действительности, обогащению эмоциональной и интеллектуальной сферы через беседу, дидактические карты, наглядные пособия, декоративное рисование, продуктивную деятельность.
2. Оборудование занятия :
Для воспитателя – учебные таблицы и пособия, образец (поэтапная роспись ложки) готовые изделия, фотографии и иллюстрации из книг, заготовки ложек под роспись, костюм «барыни-сударыни», диск mp3 c записью народных мелодий.
Для детей – гуашь (красная, черная, зеленая, кисти (разные номера, тычки, баночки для воды, подставки для кистей, салфетки, индивидуальные задания детям (стихи).
3. Наглядные пособия: изделия Хохломы (посуда)
4. Методы и приемы, используемые на занятии : обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, таблиц, словесный (беседа, указания, пояснения, художественное слово, практический (самостоятельное выполнение детьми элементов росписи, использование инструментов и материалов для изображения, эвристический (развитие находчивости и активности, проблемно – мотивационный, частично - поисковый (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия, игровой.
I.Ход занятия
№ Этапы организации занятия Деятельность педагога Действия детей Время
1. Организационная часть Под музыку в группу входит воспитатель, на ней народный костюм.
Здравствуйте ребятишки, девчонки и мальчишки.
Я – барыня сударыня!
Я в гости к вам пришла.
Про народный промысел
Загадку принесла:
Все листочки как листочки,
здесь же каждый золотой,
красоту такую люди
называют…. Дети играют в центрах активности.
- Хохломой 1м
1.1. Вводная часть к теме занятия - Богата наша Россия, есть у нас и поля и реки, горы и леса, а еще богата наша Родина мастерами своего дела, народными умельцами.
Давным-давно, был такой чудо-мастер. Разное про него старики рассказывали, будь то, поселился он в глухом лесу, избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Кашу пшеничную варил, да не забывал пшена птенцам сыпать. Прилетела как-то к его порогу жар-птица, он и ее угостил. Прикоснулась крылом к чаше, стала чаша золотой, а как стала улетать, обронила перо, и стал тот мастер этим пером посуду расписывать. Это сказка, да в ней намек, а не из этой ли сказки появился чудесный мир, удивительная красота? 2м
2. Основная часть Сегодня день у нас особый,
Я приглашаю вас друзья.
А вы со мной идти готовы?
В чудесный мир зову вас я.
- Ребята я хочу пригласить Вас на выставку. Эта выставка необычная, сказочная, ее создали волшебники - художники Золотой хохломы. Дети с педагогом подходят к выставке. 5м
2.1. Предъявление детям практического материала - Посмотрите на эти предметы. Как можно назвать, одним словом все эти предметы?
- Кто знает стихи про хохломскую посуду?
Давайте вспомним особенности Хохломского промысла.
- Из какого материала сделана эта посуда?
- Вся посуда необычной формы и ярко горит росписью. Какие цвета, использовали художники?
- Поэтому и говорят «Золотая хохлома». А как вы думаете, какое значение придает народ этим цветам?
- А какие ягоды изображали художники?
- Называют они ягоды ласково, и никогда даже один и тот же мастер не напишет их одинаково: чуть-чуть изменит очертания листа, по-другому изогнет веточки, разбросает цветы и ягоды - и вот тот же самый мотив заговорит с нами по-новому. В этом и проявлялось мастерство художника.
- Раз вы такие умненькие и все знаете, тогда мы сейчас с вами поиграем.
Игра «Найди перо жар-птицы!» - на столе лежат картинки с разными видами росписи.
Но, вижу, вы устали,
Так пойдем те отдохнем.
На ложках звонко поиграем,
Хоровод свой заведем. - Посуда
Дети рассказывают стихи:
Эти липовые ложки,
Блюдца, ковшики и плошки,
Расписала нам сама
Золотая Хохлома!
Нет наряднее раскраски,
Будто к нам пришла из сказки,
Где цари и терема,
Золотая Хохлома!
- Эта посуда сделана из дерева
- Черный, красный, встречается зеленый, золотой.
- Золото (жёлтый цвет) красоту и чистоту. Красный – огонь, любовь, преданность.
Зеленый – молодость и сила
Чёрный цвет – это цвет земли.
- Крыжовник, рябина, малины, смородина.
Дети выбирают и показывают картинку с хохломской росписью.
Игра на ложках и хоровод под музыку «Ложки деревянные».
2.2. Постановка практического задания
Пальчиковая гимнастика Вижу на ложках вы играть и хороводы водить мастера. А хохломскими художниками мастерами стать не желаете? Сейчас, закройте глаза, и с вами произойдет волшебство, когда вы откроете глаза, то вы окажетесь в моей мастерской и превратитесь в мастеров художников Хохломы и украсите изделия узорами.
А что вы будете украшать отгадайте:
Знаю, знаю наперед – вы смекалистый народ!
Деревянная подружка.
Без неё мы как без рук,
На досуге – веселушка.
И накормит всех вокруг.
Кашу носит прямо в рот
И обжечься не дает!
Педагог раздает заготовки ложек.
Педагог показывает образец (поэтапную роспись ложки)
- Определите форму ложки.
- Где расположен узор на ложке?
- Из чего состоит узор?
- Чем украшен край ложки?
- Как раскрашена ручка?
- С чего надо начинать рисовать?
– Как нужно рисовать травку и завитки?
– Что мы можем использовать для рисования ягод?
- А сейчас мои маленькие мастера, прежде чем приступить к работе, надо подготовить ваши пальчики. Слышала, что у вас в группе дружат и девочки и мальчики, может быть, подружим ваши маленькие пальчики?
- Ложка
Дети садятся за столы
- Круглые или слегка овальные.
- В середине ложки.
- Из ветки с ягодами.
- Каймой.
- Ее нижний и верхний края другого цвета, чем середина.
- С каймы.
- Концом тонкой кисти.
- Кисть, тычок.
Дети проводят самостоятельно 5м
2.3. Практическая работа детей
Физминутка - Приступайте к работе, но помните, для того чтобы ложки получились нарядными и красивыми нужно каждому «мастеру» очень-очень этого захотеть!
- Пока краска на ваших работах сохнет, давайте немного отдохнем Звучит русская народная мелодия, дети работают самостоятельно
Дети проводят самостоятельно 15м
2.4. Индивидуальная работа с детьми
- Во время индивидуальной работы воспитатель оказывает помощь затрудняющимся детям.
3. Заключительная часть Подвожу детей к окончанию работы, читаю стихотворение:
Хохлома, хохлома,
Наше чудо дивное,
Мы рисуем хохлому,
Красоту невиданную. 2м
3.1. Подведение итога занятия - Вы, ребята, молодцы! Славно потрудились хохломские мастера. - Какая работа вам больше всего понравилась? Почему?
- Что тебе больше всего здесь понравилось?
- Что особенного в этой работе?
- Чем отличается от других эта работа?
- У вас получились замечательные работы.
Как волшебница Жар-птица,
Не выходит из ума
Чародейка-мастерица,
Золотая Хохлома.
- И запомните, не то дорого, что красного золота, а то, что доброго мастерства. Дети поочередно высказывают свое мнение
Итого по времени: 30м