Елена Ивановна Чаликова
Конспект занятия по декоративному рисованию «Хохломская посуда»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности посредством расширения знаний детей о народных художественных промыслах русский мастеров, в частности хохломской росписи.
1. Задачи:
Образовательная: учить замечать (различать) художественные элементы, определяющие специфику «золотой хохломы», назначение предметов, материал, из которого сделана посуда. Учить составлять узор из растительных элементов (ветка, кустик, ягодка).
Публикация «Конспект занятия по декоративному рисованию „Хохломская посуда“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Рисование
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Хохлома. Рисование, роспись
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2024
Воспитательная: воспитывать чувства уважения и сопричастности к историческому культурному наследию нашей Родины, уважительное отношение к труду народных мастеров; воспитывать личностные качества: толерантность, вежливость, дисциплину, аккуратность.
Развивающая: закреплять умение составлять композицию на основе знаний о народно-прикладном искусстве. Закреплять умение при составлении декоративной композиции на основе хохломской росписи использовать характерные для него элементы узора и цветовую гамму. Способствовать развитию воображения, памяти, мелкой моторики рук, эстетического восприятия окружающей действительности, обогащению эмоциональной и интеллектуальной сферы через беседу, дидактические карты, наглядные пособия, декоративное рисование, продуктивную деятельность.
2. Оборудование занятия :
Для воспитателя – учебные таблицы и пособия, образец (поэтапная роспись ложки) готовые изделия, фотографии и иллюстрации из книг, заготовки ложек под роспись, костюм «барыни-сударыни», диск mp3 c записью народных мелодий.
Для детей – гуашь (красная, черная, зеленая, кисти (разные номера, тычки, баночки для воды, подставки для кистей, салфетки, индивидуальные задания детям (стихи).
3. Наглядные пособия: изделия Хохломы (посуда)
4. Методы и приемы, используемые на занятии : обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, таблиц, словесный (беседа, указания, пояснения, художественное слово, практический (самостоятельное выполнение детьми элементов росписи, использование инструментов и материалов для изображения, эвристический (развитие находчивости и активности, проблемно – мотивационный, частично - поисковый (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия, игровой.
I.Ход занятия
№ Этапы организации занятия Деятельность педагога Действия детей Время
1. Организационная часть Под музыку в группу входит воспитатель, на ней народный костюм.
Здравствуйте ребятишки, девчонки и мальчишки.
Я – барыня сударыня!
Я в гости к вам пришла.
Про народный промысел
Загадку принесла:
Все листочки как листочки,
здесь же каждый золотой,
красоту такую люди
называют…. Дети играют в центрах активности.
- Хохломой 1м
1.1. Вводная часть к теме занятия - Богата наша Россия, есть у нас и поля и реки, горы и леса, а еще богата наша Родина мастерами своего дела, народными умельцами.
Давным-давно, был такой чудо-мастер. Разное про него старики рассказывали, будь то, поселился он в глухом лесу, избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Кашу пшеничную варил, да не забывал пшена птенцам сыпать. Прилетела как-то к его порогу жар-птица, он и ее угостил. Прикоснулась крылом к чаше, стала чаша золотой, а как стала улетать, обронила перо, и стал тот мастер этим пером посуду расписывать. Это сказка, да в ней намек, а не из этой ли сказки появился чудесный мир, удивительная красота? 2м
2. Основная часть Сегодня день у нас особый,
Я приглашаю вас друзья.
А вы со мной идти готовы?
В чудесный мир зову вас я.
- Ребята я хочу пригласить Вас на выставку. Эта выставка необычная, сказочная, ее создали волшебники - художники Золотой хохломы. Дети с педагогом подходят к выставке. 5м
2.1. Предъявление детям практического материала - Посмотрите на эти предметы. Как можно назвать, одним словом все эти предметы?
- Кто знает стихи про хохломскую посуду?
Давайте вспомним особенности Хохломского промысла.
- Из какого материала сделана эта посуда?
- Вся посуда необычной формы и ярко горит росписью. Какие цвета, использовали художники?
- Поэтому и говорят «Золотая хохлома». А как вы думаете, какое значение придает народ этим цветам?
- А какие ягоды изображали художники?
- Называют они ягоды ласково, и никогда даже один и тот же мастер не напишет их одинаково: чуть-чуть изменит очертания листа, по-другому изогнет веточки, разбросает цветы и ягоды - и вот тот же самый мотив заговорит с нами по-новому. В этом и проявлялось мастерство художника.
- Раз вы такие умненькие и все знаете, тогда мы сейчас с вами поиграем.
Игра «Найди перо жар-птицы!» - на столе лежат картинки с разными видами росписи.
Но, вижу, вы устали,
Так пойдем те отдохнем.
На ложках звонко поиграем,
Хоровод свой заведем. - Посуда
Дети рассказывают стихи:
Эти липовые ложки,
Блюдца, ковшики и плошки,
Расписала нам сама
Золотая Хохлома!
Нет наряднее раскраски,
Будто к нам пришла из сказки,
Где цари и терема,
Золотая Хохлома!
- Эта посуда сделана из дерева
- Черный, красный, встречается зеленый, золотой.
- Золото (жёлтый цвет) красоту и чистоту. Красный – огонь, любовь, преданность.
Зеленый – молодость и сила
Чёрный цвет – это цвет земли.
- Крыжовник, рябина, малины, смородина.
Дети выбирают и показывают картинку с хохломской росписью.
Игра на ложках и хоровод под музыку «Ложки деревянные».
2.2. Постановка практического задания
Пальчиковая гимнастика Вижу на ложках вы играть и хороводы водить мастера. А хохломскими художниками мастерами стать не желаете? Сейчас, закройте глаза, и с вами произойдет волшебство, когда вы откроете глаза, то вы окажетесь в моей мастерской и превратитесь в мастеров художников Хохломы и украсите изделия узорами.
А что вы будете украшать отгадайте:
Знаю, знаю наперед – вы смекалистый народ!
Деревянная подружка.
Без неё мы как без рук,
На досуге – веселушка.
И накормит всех вокруг.
Кашу носит прямо в рот
И обжечься не дает!
Педагог раздает заготовки ложек.
Педагог показывает образец (поэтапную роспись ложки)
- Определите форму ложки.
- Где расположен узор на ложке?
- Из чего состоит узор?
- Чем украшен край ложки?
- Как раскрашена ручка?
- С чего надо начинать рисовать?
– Как нужно рисовать травку и завитки?
– Что мы можем использовать для рисования ягод?
- А сейчас мои маленькие мастера, прежде чем приступить к работе, надо подготовить ваши пальчики. Слышала, что у вас в группе дружат и девочки и мальчики, может быть, подружим ваши маленькие пальчики?
- Ложка
Дети садятся за столы
- Круглые или слегка овальные.
- В середине ложки.
- Из ветки с ягодами.
- Каймой.
- Ее нижний и верхний края другого цвета, чем середина.
- С каймы.
- Концом тонкой кисти.
- Кисть, тычок.
Дети проводят самостоятельно 5м
2.3. Практическая работа детей
Физминутка - Приступайте к работе, но помните, для того чтобы ложки получились нарядными и красивыми нужно каждому «мастеру» очень-очень этого захотеть!
- Пока краска на ваших работах сохнет, давайте немного отдохнем Звучит русская народная мелодия, дети работают самостоятельно
Дети проводят самостоятельно 15м
2.4. Индивидуальная работа с детьми
- Во время индивидуальной работы воспитатель оказывает помощь затрудняющимся детям.
3. Заключительная часть Подвожу детей к окончанию работы, читаю стихотворение:
Хохлома, хохлома,
Наше чудо дивное,
Мы рисуем хохлому,
Красоту невиданную. 2м
3.1. Подведение итога занятия - Вы, ребята, молодцы! Славно потрудились хохломские мастера. - Какая работа вам больше всего понравилась? Почему?
- Что тебе больше всего здесь понравилось?
- Что особенного в этой работе?
- Чем отличается от других эта работа?
- У вас получились замечательные работы.
Как волшебница Жар-птица,
Не выходит из ума
Чародейка-мастерица,
Золотая Хохлома.
- И запомните, не то дорого, что красного золота, а то, что доброго мастерства. Дети поочередно высказывают свое мнение
Итого по времени: 30м