Наталья Пьянькова
Конспект ООД по рисованию «Декоративное рисование по мотивам Городецкой росписи»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытой образовательной деятельности интегрированного типа для детей подготовительной к школе группы по рисованию.
Тема: «Декоративное рисование по мотивам Городецкой росписи».
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.
Публикация «Конспект ООД по рисованию „Декоративное рисование по мотивам Городецкой росписи“» размещена в разделах
- Городецкая роспись, узоры
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Темочки
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Разработала и провела: воспитатель 1-ой квалификационной категории Пьянькова Н. А.
Участники: педагог, дети.
Дата проведения: 26.11.2019 г.
Цель: Создание условий для рисования детьми подготовительной группы узоров по мотивам Городецкой росписи.
Задачи:
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей подготовительной к школе группы интерес к декоративно-прикладному искусству Городецкой росписи.
2. Воспитывать уважение к труду народных мастеров, творческому наследию.
3. Воспитывать аккуратность при работе с красками.
Развивающие:
1. Развивать умение детей создавать узоры по мотивам Городецкой росписи.
2. Развивать у детей художественный вкус и творческую фантазию.
3. Развивать у детей чувство цвета, формы и композиции.
4. Развивать умение детей смешивать краски на палитре для получения розового и голубого цвета.
5. Развивать зрительное и слуховое внимание.
Образовательные:
1. Закреплять знания детей о характерных особенностях Городецкой росписи: колорите, составных элементах, композиции.
2. Закреплять знания детей о последовательности рисования отдельных элементов Городецкой росписи.
3. Совершенствовать навыки рисования кистью декоративных элементов Городецкой росписи.
4. Активизировать словарь детей, используя в речи слова: «Городец», «Городецкая роспись», «розан», «купавка», «бутон», «теневка», «оживка».
5. Закреплять знание детьми правил работы с красками.
Предварительная работа: рассматривание альбома «Народные промыслы России», плаката «Последовательность рисования элементов Городецкой росписи»; рисование отдельных элементов Городецкой росписи, чтение стихотворения «Городец»; отгадывание загадок о Городецкой росписи; беседы о народных промыслах России; дидактическая игра: «Собери картинку»; пальчиковая гимнастика «Городецкие узоры».
Методы и приемы: сюрпризный момент, беседа, художественное слово, загадывание загадок, рассматривание плакатов, дидактическая игра, пальчиковая игра, помощь и поощрение воспитателя.
Активизация словаря: «Городец», «Городецкая роспись», «розан», «купавка», «бутон», «теневка», «оживка».
Индивидуальная работа: с Кириллом П., Ксенией Г., Тимуром Г., Алексом С., Арсением В.
Материалы и атрибуты: конверт с письмом, разрезная картинка «Городецкие узоры», плакат «Народные промыслы в детском саду. Веселый Городец», плакат «Последовательность рисования элементов Городецкой росписи», скатерти на столы, флэшка с записью русской народной музыки. Для детей: модель доски для расписывания из бумаги, тонированная бежевой краской, гуашь красного, синего, зеленого, белого, черного цветов, кисти, банки с водой, палитры, салфетки, образцы узоров (технологические карты) для затрудняющихся детей и детей с ОВЗ.
Ход образовательной деятельности:
Организационный момент.
Дети сидят за своими столами.
Восп. : Ребята, сегодня в нашей группе гости, давайте поприветствуем их, встанем и поздороваемся.
Дети: Здравствуйте! Затем садятся.
Сюрпризный момент.
Восп. : Ребята, на днях я получила письмо. Пришло оно из одного русского города, в котором живут мои знакомые, из музея народного искусства. Я открыла конверт, а в нем загадка и какая-то картинка. Я прочитала загадку и вот прошу вашей помощи. Помогите мне разгадать эту загадку. Поможете?
Дети: Да.
Восп. : Ну, тогда слушайте внимательно. О чем же идет речь в загадке?
Воспитатель читает детям загадку:
Здесь такие узоры, что ни в сказке сказать.
Здесь такие сюжеты - ни пером описать.
А в узорах тех цветы небывалой красоты.
Их в букеты собирают, яркой краской украшают,
К ним листочки добавляют, белой краской оживляют.
Дети отвечают (Городецкая роспись).
Восп. : Вот сейчас мы проверим, правильно вы ответили или нет. Ребята, здесь в конверте есть картинка с изображением народного промысла, который загадан в загадке. Я ее достану и покажу вам.
Педагог смотрит в конверт и говорит:
- Ой, ребята, а картинка не целая, она поделена на части, разрезана. Наверное, не помещалась в конверт. Вы сможете ее собрать?
Дидактическая игра «Собери картинку»
Дети: Да. Воспитатель приглашает 3-4 детей, которые собирают на мольберте разрезную картинку на магнитах.
Педагог с детьми рассматривают собранную картинку.
Восп. : Да, ребята, действительно это Городецкая роспись. Вы были правы. Молодцы! А как вы ее узнали?
Дети: По узорам, цветам, краскам.
Мотивационный момент.
Восп. : Да, ребята, конечно же, это Городецкая роспись. И письмо мне пришло из старинного русского города - Городца, который славится своими деревянными изделиями и росписью по ним уже много-много лет. Ребята, в письме мои знакомые пишут о том, что городецкие мастера-художники так давно рисуют узоры, что идеи у них закончились. Сочетание элементов в узорах, украшающих разные изделия, все перебрали. Они просят вас помочь им - придумать и нарисовать свои узоры по мотивам Городецкой росписи и отправить по почте работы в город Городец. По лучшим вашим работам городецкие художники будут расписывать разные предметы: игрушки, доски, шкатулки, мебель и т. д. Вы хотите помочь художникам? Вы справитесь?
Дети: Да!
Основная часть.
Восп. : Хорошо, тогда начнем. Воспитатель приглашает детей пройти к доске, на которой висит плакат «Народные промыслы в детском саду. Веселый Городец». Дети встают полукругом около доски, проводится беседа «Городецкая роспись». Дети отвечают на вопросы:
1. Ребята, давайте посмотрим, какие виды изделий расписывают городецкие мастера? (Доски, шкатулки, посуду, игрушки, мебель, предметы быта).
2. Что или кого изображают городецкие мастера на своих изделиях? (Цветы, птиц, коней, сюжеты из жизни людей).
3. Какие цвета используются в Городецкой росписи? (Красный, синий, зеленый, черный, белый).
4. Из какого материала эти изделия сделаны? (Из дерева).
- А сейчас, ребята, я загадаю вам загадки об элементах Городецкой росписи, а вы отгадайте и найдите их на плакате:
1. Он не броский, круглый он - не раскрывшийся (бутон).
2. Ей в жару не будет жарко. Она в воде, она - (купавка).
3. Словно чудо тут и там распускается (розан).
4. Она круглая, как чашка, и зовут ее (ромашка).
- Молодцы, ребята! Я очень рада тому, что вы знаете элементы Городецкой росписи. Значит, вы сможете помочь городецким художникам и составить свои узоры.
Восп. : Ребята, в течение многих десятилетий мастера отрабатывали приемы рисования розана, купавки, бутонов, листьев и выработали определенные правила. Давайте посмотрим. Педагог приглашает детей сесть на свои места, на мольберте закрепляет плакат «Последовательность рисования элементов Городецкой росписи».
Дети рассматривают каждый элемент, называют этапы, рассказывают последовательность.
1. Сначала готовим цветной фон. Чаще всего это желтый цвет, так как раньше дерево окрашивали луковой шелухой.
2. Этап «подмалевка» - круговыми движениями кисти рисуем основной элемент, нанесение одного цветового пятна.
3. Этап «теневка», в котором используются темные краски - бордовая, синяя, черная.
4. Этап «оживка» - завершающий, после него рисунок словно оживает. Оживку делают белой краской.
Восп. : Ребята, я убедилась в том, что вы знаете основные элементы Городецкой росписи, знаете последовательность их рисования. Я уверена, что вы справитесь с просьбой городецких мастеров и поможете им придумать новые узоры. Недавно мы с вами сделали заготовки для росписи, они нам сейчас и пригодятся. Это заготовки декоративных досок разной формы, которые вы будете расписывать Городецкими узорами. Прежде, чем приступить к работе, давайте разомнемся. Педагог предлагает детям встать и сделать пальчиковую гимнастику «Городецкие узоры»:
Городецкие узоры хороши! (Дети сжимают и разжимают пальцы)
Погляжу я на картинки, (Показывают ладони)
Улыбаюсь от души! (Самомассаж уголков губ)
Розовые, красные, синие, зеленые, (Перебирают поочередно пальцы на
обеих руках)
Распустились розаны, (Раскрывают ладони)
На доске березовой. (Показывают ладони тыльной стороной)
А купавки нежные (Нажимают поочередно на середину ладони)
Кажется, качаются, (Раскачивают руками)
А бутоны толстые распускаются! (Показывают раскрывшийся бутон)
Практическая часть.
Дети садятся за столы, проговаривают, что нужно для рисования, проверяют, все ли у них есть: заготовки, краски гуашь, кисти, банки с водой, палитры, салфетки. Повторяют правила посадки за столом, проговаривают, с чего они начнут свой рисунок.
Воспитатель делит деятельность детей на две части.
1-ая часть: подмалевка, теневка.
После нее, пока работы сохнут перед следующим этапом, проводится физминутка на ковре:
Раз - согнуться, разогнуться.
Два - нагнуться, потянуться.
Три - в ладони три хлопка.
Головою три кивка.
На четыре - руки шире.
Пять, шесть - тихо сесть.
Семь, восемь - лень отбросим.
2-ая часть: оживка белой краской. Во время самостоятельной деятельности детей воспитатель включает запись русской народной музыки для создания настроения. Помогает детям, которые затрудняются, проводит с ними индивидуальную работу. Если ребенку необходим индивидуальный образец, педагог предоставляет его. Помогает, если ребенок не знает с чего начать, как расположить элементы, составить композицию. Закрепляет умение детей смешивать цвета на палитре (белый и красный, белый и голубой).
Заключительная часть.
Восп. : Ребята, посмотрите, пожалуйста на свои работы? Они вам нравятся?
Дети: Да!
Восп. : Мне тоже очень нравятся ваши расписанные доски. Я уверена, что городецким мастерам они придутся по душе, и ваши узоры обязательно украсят городецкие изделия! Воспитатель читает стихотворение:
Была доска некрашеной,
Обычной неприглядной,
А стала разукрашенной
И празднично нарядной!
Воспитатель приглашает детей встать в круг. Подведение итогов, беседа:
1. Ребята, о каком народном промысле мы сегодня говорили? (О Городецкой росписи).
2. На каких изделиях выполняется Городецкая роспись? (На деревянных изделиях - ларцах, шкатулках, досках, мебели, игрушках и т. д.).
3. Какие изделия городецких мастеров больше всего понравились вам? (Ответы детей).
4. Какие элементы Городецкой росписи вы знаете и умеете расписывать? (Розан, купавка, бутон, листья).
5. Как вы считаете, вы справились с заданием городецких мастеров? Почему? (Ответы детей).
6. Какие затруднения у вас сегодня возникли? Что было сложно, а что не очень? Что вам помогло преодолеть трудности? (Ответы детей).
7. Ребята, а вы сможете научить дома своих мам, пап, сестренок и братишек элементам Городецкой росписи, опираясь на последовательность, которую вы знаете? (Ответы детей).
- Я тоже думаю, что сможете. Я очень рада, что у вас сегодня все получилось, что у вас хорошее настроение. Я горжусь вашими работами! Я предлагаю ребята ваши работы поделить пополам. Одну часть мы отправим посылкой в город Городец мастерам-художникам. А вторую часть оставим у нас, вместе найдем место в группе, где расположим выставку изделий Городецкой росписи. Можно сделать альбом, в котором будут находится ваши работы. Ребята из других групп, которые мало знакомы с искусством Городецкой росписи, будут к нам приходить, рассматривать выставку и больше узнавать об этом замечательном промысле.
- Ребята, вместе с письмом из Городца, пришла посылка с подарком для вас!
Давайте посмотрим, что же это? Городецкие мастера были уверены, что вы непременно придете им на помощь. Прислали для вас замечательную игру-лото «Чудо-узоры». Мы ее поместим в уголок Городецкой росписи, будем играть.
-Мы с вами все сделали, теперь давайте попрощаемся с гостями. Дети говорят: До свидания!
Список использованной литерату
ры [/b]
1. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа: учебно-методический комплект к программе «От рождения до школы». - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015
2. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа: учебно-методическое пособие для реализации парциальной программы «Цветные ладошки». - М. : Издательский дом «Цветной мир», 2017
3. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство. Планета знаний. - М. : АСТ «Астрель», 2010
4. Интернет-ресурсы: http://www.1-kvazar.ru/u_gorodets.htm
5. Интернет-ресурсы: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-risovaniyu-v-podgotovitelnoi-grupe-na-temu-gorodeckaja-rospis.html