Елена Устинова
Конспект занятия в подготовительной группе «Экологическая викторина»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
Закреплять знания детей о природе;
Формировать у детей элементы экологического сознания и культуры.
Задачи:
Образовательные:
- Учить детей соблюдать правила игры, умение слушать ответы товарищей и дополнять их;
- Закреплять знания детей о родной природе;
- Активизировать словарный запас детей;
- Продолжать учить связно, лаконично отвечать на поставленные вопросы.
Воспитательные:
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Экологическая викторина“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экологические викторины. Знатоки природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Воспитывать чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре;
Развивающие:
- Развивать быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление,
эрудицию;
- Развивать познавательный интерес, любознательность детей.
Увлечь детей и вызвать радостное переживание от совместной командной деятельности.
Оборудование:
Видео оборудование, 2 стола, эмблемы команд для каждого участника, знаки-рисунки, выражающие экологические проблемы, изображения зимующих, перелётных и домашних птиц, песочные часы, фишки, два кубика с цифрами, картинки с изображением листьев, фишки зелёного цвета, фонограмма «Времена года».
Предварительная работа:
-проведение кружковой работы по экологическому воспитанию (игры, наблюдение и т. д.);
-заучивание стихов, пословиц, загадывание загадок о природе и погоде;
-беседы с детьми об исчезающих животных и растениях, которые занесены в красную книгу;
-проведение конкурса рекламных плакатов «Не навреди природе»;
-настольные и дидактические игры о природе и погоде: «Съедобное и несъедобное», «Поле, лес, огород», «Рыбаки и рыбки», лото «Домашние и дикие животные»;
-рассматривание энциклопедии «Животные и растения нашей природы»;
-выбор эмблемы и заучивание девиза.
Ход занятия:
Вход детей в зал под музыку Чайковского «Времена года», каждая команда встает около своего стола.
Воспитатель:
Мы рады приветствовать всех и взрослых и детей в нашем зале. Наш общий дом — планета Земля. Человек-часть природы, живущий в окружении растений и животных, не может не любить природу, и поэтому просто обязан жить в согласии с ней.
Звучит музыка. Входит Фея Леса.
Фея Леса. Здравствуйте, ребята! Как хорошо, что я успела вовремя. Как хорошо, что я узнала заранее. Большое спасибо за телеграмму. Ведь я не ошиблась, что сегодня здесь собрались девочки и мальчики, которые любят природу, любят ходить в походы, помогают лесным полянкам и тропинкам быть чистыми и уютными, никогда не обижают маленьких лесных обитателей. Но все, же я должна испытать вас – узнать, глубокие ли у вас знания, сильна ли ваша смекалка. Вы готовы? (Ответ детей).
Воспитатель: Здравствуйте, Фея леса, мы рады вас видеть. Давайте познакомимся с нашими участниками.
В игре принимают участие:
Команда детей «Солнышко», капитан команды - Максим,
Команда детей «Звездочка», капитан команды – Илья.
Конкурс будет оценивать компетентное жюри в составе представителей администрации детского сада и родителей.
Оценка конкурса: за каждый правильный ответ команда получает 1 балл – фишка зеленого цвета.
Ну, что, начнем. Но для начала нам необходимо провести жеребьевку. (Капитаны команд по очереди достают кубик с цифрой – это номер, под которым будет играть команда).
Команды займите, пожалуйста, свои места. Начинаем игру.
«Представление команд» (название, девиз, эмблема)
Капитан «Солнышка» - Наш девиз: «Береги свою планету - ведь другой на свете нету».
Капитан «Звездочка» - Наш девиз: «Дерево, трава, цветок и птица не всегда сумеют защититься! Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни».
1конкурс - «Разминка»
Воспитатель: Каждой команде я буду предлагать вопросы. На них нужно быстро ответить. Будьте внимательны!
-Ребята вам нужно за одну минуту ответить на как можно большее число вопросов. Сначала я буду задавать вопросы команде «Солнышко», затем команде «Звездочка». Только давайте договоримся, что отвечает только одна команда, а соперники ей не подсказывают.
Это песочные часы, на 1 минуту. По истечению времени я скажу стоп, и перехожу с вопросами - к другой команде. Ребята будьте внимательны.
Итак, начнём, время пошло.
Вопросы для команды «Солнышко»
1. Каким словом называют птиц, которые зимуют? (зимующие)
2. Как называют детеныша коровы? (теленок)
3. У какого дерева белый ствол? (берёза)
4. Как называется дом муравьёв? (муравейник)
5. У какой птицы красная грудка? (у снегиря)
6. Сколько ног у жука? (шесть)
7. Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнёзда? (кукушка)
8. Кто носит свой дом на спине? (улитка, черепаха)
9. У какого зверя есть иголки? (у ежа)
10. Кто в лесу всю зиму спит? (медведь, ёж, барсук)
11. Лев - дикое или домашнее животное? (дикое)
12. Морское животное с восемью ногами? (осьминог)
13. Собака – дикое или домашнее животное? (домашнее)
14. Что делает ёж зимой? (спит)
15. Кто был летом – серый, а зимой – белый? (заяц)
-А теперь вопросы для команды «Звездочка»
1. Когда в саду малина поспевает? (летом)
2. Как назвать детёныша лошади? (жеребёнок)
3. Когда собирают урожай с полей и огородов? (осенью)
4. Когда вода на речках замерзает? (зимой)
5. На каком дереве растут жёлуди? (дуб)
6. У какого зверя рыжая шубка? (у белки, лисы)
7. Как назвать детёныша свиньи? (поросёнок)
8. Кого называют лесным доктором? (дятел)
9. Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)
10. Какого зверя длинные уши? (зайца)
11. Кто в лесу плетёт паутину? (паук)
12. Каким одним словом называются животные, которые живут в лесу? (дикие)
13. Назовите детенышей курицы. (цыплята)
14. Когда листва с деревьев опадает? (осенью)
15. Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей - кто это? (насекомые)
2 конкурс - «Узнай птицу»
Игра- эстафета
- Ребята, посмотрите, сколько птиц к нам прилетело. Здесь и зимующие, и перелётные, и домашние птицы. Нам надо с вами их разделить.
Команда «Солнышко» будет выбирать зимующих птиц.
Команда «Звёздочка» - перелётных.
Я прошу выйти по одному ребёнку от каждой команды и выбрать одну свою птицу.
Команда «Солнышко» покажите своих птиц и назовите их.
- Как одним словом назвать этих птиц?
(Зимующие)
Команда «Звёздочка» покажите своих птиц и назовите их.
- Как одним словом назвать этих птиц?
(Перелётные)
Воспитатель: Продолжаем нашу игру.
3 конкурс - «Какого дерева листок?»
Фея леса. Ребята, я из леса принесла с собой листья деревьев. Попробуйте ответить правильно с какого дерева эти листья.
Дети отвечают (рябина, дуб, клен, береза, каштан, липа)
Молодцы, ребята, справились с заданием.
Воспитатель: Продолжается наша игра. Внимание на экран.
4 конкурс - «Загадочное животное»
Что за животное изображено, кто узнал, поднимает руку. Необходимо не просто назвать животное, еще и рассказать о нем. На экране появляются поочередно фото животных из красной книги (морская корова, Дронт, Квагга, сумчатый волк, черный аист, странствующий голубь). Дети отвечают.
Физминутка.
Ребята, если вы согласны со мной, поднимаем руки вверх, если нет - топаем ножками.
В рифму дай, дружок, ответ
Словом «Да» иль словом «Нет».
Но смотри, не торопись,
На крючок не попадись!
Вопросы:
-Борщ – полезная еда? (Да); (дети стоят, руки вверх)
- На Луне есть города? (Нет); (дети топают ногами)
- В море айсберг изо льда? (Да);
-Кинешь камнем кошке в след? (Нет);
-В небе мчатся поезда? (нет);
- После завтрака обед? (Да);
- После пятницы среда? (Нет);
-Нужен вечером нам свет? (Да);
-Будет вечером рассвет? (Нет);
-Вы веселые всегда? (Да).
Воспитатель: Какие молодцы, дружно отвечали.
Воспитатель: Внимание! Внимание!
Продолжаем соревнования!
5. Конкурс капитанов.
Вопросы капитану команды «Солнышко»
1. Сколько дней в недели? (7)
2. Кто из животных умеет притворяться мертвой? (лиса)
3. Какой житель пустыни может не пить неделю? (верблюд)
4. Прическа льва? (грива)
5. Первый весенний цветок? (подснежник)
6. Самое жаркое время года? (лето)
7. Зимняя квартира медведя? (берлога)
8. Лошадка в тельняшке? (зебра)
Вопросы капитану команды «Звездочка»
1. Птица, которая быстро бегает, но не летает? (страус)
2. Самое высокое африканское животное? (жираф)
3. Самое большое животное на планете? (кит)
4. Что растет вершиной вниз? (сосулька)
5. Полосатое насекомое с тонкой талией? (оса)
6. Кто пользуется носом вместо руки? (слон)
7. В лесу живет, в деревне кур крадет (лиса)
8. Кто может выйти в открытое поле, не покидая своего домика? (улитка).
6 конкурс – «Экологические знаки».
- Каждая команда получает по 5 знаков. Ребята должны определить название каждого из них.
1-ая команда:
1) - Нельзя портить кору деревьев.
Знаешь ли ты, что кислород выделяется зелёными растениями. Особенно полезными являются большие развесистые деревья. Было подсчитано, что одна 60-летняя сосна выделяет за день столько кислорода, сколько в день необходимо для трёх человек.
2) - Не оставляй мусор.
Знаешь ли ты, что большая часть мусора разлагается очень долго, например:
• кожура апельсина – 2 года;
• пластиковые мешочки – от 10 до 20 лет;
• жестяные банки – от 80 до 100 лет;
• пластмассовые бутылки вообще не разлагаются!
3) - Не уничтожай грибы, даже ядовитые.
Знаешь ли ты, что полезными являются даже грибы, ядовитые для человека, потому что они представляют собой корм для некоторых животных, кроме того, некоторые растения не могут без них жить.
4) - Нельзя вырубать деревья.
Знаешь ли ты, что человек использует деревья для производства бумаги. Экономя бумагу, ты спасаешь деревья от вырубки!
5) - Нельзя шуметь в лесу.
Знаешь ли ты, что в лесу можно увидеть многих интересных животных при условии, что ты будешь вести себя тихо и не испугаешь их. Олень, белка и другие звери и птицы боятся шума.
2-ая команда:
1) - Не лови бабочек, насекомых и животных.
Знаешь ли ты, что нельзя убивать никаких животных, потому что они являются частью нашего природного окружения. Под особой охраной находятся такие животные, которые требуют особого внимания, потому что они либо очень полезны, либо очень редки.
2) - Не ломай ветки.
Знаешь ли ты, что растения задерживают огромное количество атмосферных загрязнений и пыли, кроме того, они гасят шум. Деревья, поглощая загрязнения, очищают воздух, но сами заболевают и гибнут. Помни, что если сломать, хотя бы одну ветку, дерево может засохнуть!
3)- Не трогай птичьих гнёзд.
Знаешь ли ты, что птицы бросают гнёзда, которые трогал человек, и больше не возвращаются на это место. Если в гнезде были яйца, то из них не появятся птенцы. Если в гнезде были птенцы, то они погибнут без матери.
4) - Бережно относись к воде.
Знаешь ли ты, что всем живым организмам нужна вода. Здоровый человек употребляет ежедневно около 2 литров воды. Человек не может больше недели прожить без воды.
5) - Не рви цветы.
Знаешь ли ты, что люди за последние 100 лет поставили под угрозу исчезновения 25000 видов растений. Среди них ландыши, колокольчики, подснежники, ветреница дубравная, венерин башмачок, который зацветает лишь на 18 году жизни, и многие другие.
Подведение итогов конкурса «Экологические знаки»
Воспитатель: - «Ребята, давайте подумаем вместе: будет ли нашему лесу хуже, если, проходя по тропинке, вы сломаете веточку, или наступите на мухомор, сделаете венок из цветов, которые растут на поляне?» (Ответы детей)
- Да природе будет хуже! Ведь каждая веточка, сломанная зря, или растоптанный гриб – это маленькая рана, нанесённая природе. А природе трудно залечивать даже самые маленькие раны.
Пока жюри подводит итоги конкурсов, ребята давайте вспомним стихи о природе.
Дети читают стихи:
«Никого не обижай»
Никого не обижай
Ни пчелу, ни мушку
Ни улитку,
Ни жука – темненькое брюшко,
Ни кузнечика, в траве
Скачущего ловко,
Ни блестящую в траве
Божию коровку,
Ни синицу, ни дрозда,
Ни крота слепого …
Ни за что,
Никогда
Не обижай живого.
К. Россетти
«Наша планета»
«Опомнитесь, люди!
Не делаете зла!
Эта планета
Хрупка и мала!»
Наша Земля -
Это шар голубой,
Где посчастливилось
Жить нам с тобой.
Реки и горы,
Леса и моря -
Все подарила нам
Наша Земля.
Помните, взрослые,
Помните дети,
Мы родились
На прекрасной планете.
Чтоб красоту
На века сохранить,
Надо природу
Беречь и любить.
Н. Мигунова.
Что такое лес?
Что такое лес?
Сосны до небес,
Берёзы и дубы,
Ягоды, грибы.
Звериные тропинки,
Пригорки и низинки,
Мягкая трава,
На суку сова.
Ландыш серебристый,
Воздух чистый-чистый.
И родник с живой
Ключевой водой.
В. Степанова.
Затем дети исполняют песню «Как у нашего крыльца, посадили деревца».
Лесная Фея.
Вы — мои друзья, очень меня порадовали. Нельзя не любить природу. Ведь природа делает человека мудрее, добрее. Чаще бывайте в лесу, ходите в походы, купайтесь в реках, озерах. Читайте больше добрых сказок и книг. Если человек с детства имеет чуткое и доброе сердце – он хороший человек.
Ведущая: А какие добрые дела можете сделать вы, ребята, чтобы наша Земля стала чуточку краше и чище? (Развесить кормушки, убрать свой двор, посадить деревья, разбить клумбу около подъезда, побелить деревья, рассказать младшим о правилах поведения в природе и т. д.)
Так давайте беречь нашу природу. Защищать животных, птиц, насекомых. Чтобы с каждым годом Красная книга становилась все тоньше и тоньше, а природа богаче.
Лесная Фея.
Ребята, а я для вас приготовила подарки. (Лесная Фея дарит детям настольные игры)
А сейчас мне пора, лес не может оставаться без присмотра. Прощайте, друзья! До новых встреч! (Фея уходит).
Воспитатель:
Спасибо всем участникам и болельщикам за участие в нашей Викторине. До новых встреч! До свидания!