Альбина Шакирова
Кейс-пособие по ПДД
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Встал малыш на ноги – он уже пешеход.
Сел ребенок на велосипед – он уже водитель.
Поехал в автобусе – он уже пассажир.
И везде его подстерегает опасность.
Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формулировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений. Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей. Ежегодно на дорогах нашей страны погибают тысячи людей и большинство из них дети.
Публикация «Кейс-пособие по ПДД» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Дидактические игры
- Игры для детей
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Уголки и центры
- Темочки
Становится очевидным, что ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию.
Ответственность за соблюдение правил дорожного движения необходимо воспитывать в детях, ведь известно, что в большинстве своем юные пешеходы попадают в беду на дороге не из-за незнания Правил дорожного движения, а по своей детской наивности, неопытности, особенностей организма, из-за необдуманного риска. Самое главное – научить правилам жизни во взрослом мире, мире спешащих машин и людей. Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь.
Одной из актуальных тем сегодняшнего времени является воспитание дошкольников безопасному поведению на улице, знание и соблюдение ими Правил Дорожного Движения. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно – транспортных происшествий являются именно дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания.
Приводят к этому элементарное незнание основ ПДД и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Дети еще не умеют в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины, её скорость и переоценивают собственные возможности, считая себя самыми быстрыми и ловкими.
Избежать опасности можно лишь обучая детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения с самого раннего возраста. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.
Вопросы привития навыков основ безопасности отражены в научных трудах Н. Н. Авдеевой, Л. П. Анастасовой, К. Ю. Белой, Т. И. Даниловой, Г. К. Зайцева, В. Н. Зимониной, О. Л. Князевой, Л. А. Кондрыкинской, И. Ю. Матасовой, Р. Б. Стеркиной, Л. Г. Татарниковой, Л. Ф. Тихомировой, Т. Г. Хромцовой и др.
Актуальность.
«Жизнь есть дар, великий дар и тот, кто ее не ценит, этого дара не заслуживает» - сказал когда-то Леонардо да Винчи.
Жизнь и здоровье человека является наивысшей ценностью. Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей. Сегодня, в век стремительного роста автомобильных потоков на наших улицах, ребенок с раннего детства становиться участником дорожного движения, поэтому проблема обучения основам безопасного поведения на улицах и дорогах является особенно актуальной. Чтобы научить детей правилам дорожного движения, в первую очередь мы педагоги должны сами быть хорошо осведомлены в этом вопросе и заинтересованы в решении такой проблемы. Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, осторожность, собранность, ответственность за своё поведение, уверенность в своих действиях.
Решение педагогических задач по ФГОС ДО невозможно без создания современной предметно-развивающей среды. Она должна быть современной, обеспечивать развитие творческих способностей детей.
В результате педагогической работы возникла проблема, что у детей интерес к правилам дорожного движения есть, но не все дети могут ориентироваться в пространстве, на улице. Мы подошли к решению этой проблемы через создание Кейс – технология по правилам дорожного движения на тему: «Я иду дорогой безопасности».
Цель: формировать навыки безопасного поведения на дороге. Задачи: Образовательная: Закреплять умение детей различать и называть дорожные знаки: сервиса, разрешающие, запрещающие, предупреждающие. Закреплять знания детей о светофоре. Закреплять знания детей о правилах поведения на улицах города, о правилах поведения на дороге. Развивающие: Развивать внимание, наблюдательность при выполнении задания, наглядно-образное мышление, долговременную память, связную речь. Воспитательные: Воспитывать у детей навыки осознанного безопасного поведения на улице города, обеспечивая тем самым здоровый образ жизни. Направленность. Направлено на ориентировку в пространстве, на развитие мелкой моторики рук, на закрепление правил дорожного движения. Предпосылки. Обогащение развивающей среды группы. Вид. Учебно-методическое пособие.
Предназначение. Для индивидуальной и подгрупповой работы.
Продолжительность. сентябрь 2021 год – декабрь 2021 год
Участники. Воспитатель, родители, дети.
Возраст. 6-7 лет.
Активизация словаря: светофор, перекресток, пешеходный переход, регулировщик, автосервис, автовокзал, бензоколонка. Ожидаемые результаты:
• Расшириться кругозор воспитанников;
• Повыситься культура поведения детей на улице и в общественном транспорте;
• Повысится социальная компетенция дошкольников.
• Дети будут готовы самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасности;
• У детей сформируется разумное поведение в непредвиденных ситуациях, устойчивые навыки самосохранения;
• Повыситься активность родителей в педагогическом процессе ДОУ;
• Кейс окажет помощь в формировании правильного отношения родителей к развитию своего ребёнка.
Описание пособия: Для изготовления кейса использовала такие материалы и инструменты: печатная бумага А4, липучка, ножницы, шаблоны с распечатанными рисунками, вырезанные из бумаги. Игры в кейсе состоят из картинок, на которых изображены ситуации, требующие выбора правильного действия пешехода вблизи проезжей части. В кейсе всего 6 листов (6 страниц, из которых рабочих 5)
Размер 16 х 25 см (отмеряла по короткой стороне А4) 1 страница разделена на два кармашка, в одном кармашке карточки с правилами дорожного движения; во втором кармашке «Собери пазл». 2 страница: макет города, в котором все знаки, дети, снеговик, сугробы и машины убираются и прикрепляются на липучки. 3 страница разделена на кармашки. В первом кармашке загадки с отгадками, в котором отгадки прикрепляются на липучки; во втором кармашке лото «Виды транспорта». 4 страница игры: «Собери светофор», «Найди отличия», «Дорожный лабиринт», «Собери машинки» части машин прикрепляются на липучки. 5 страница «Дорожные знаки в стихах»
Трансформируемость –трансформируем, многофункционален, легок, доступен детям, безопасен.
Полуфункциональность – возможность разнообразного использования. Доступность – свободный доступ к кейсу. Вариативность – возможность использования в различных пространствах деятельности детей. Безопасность – соответствует требованиям по обеспечению надежности и безопасности использования (легкая, ламинированные страницы протираются. Основная часть.
I этап – подготовительный (сентябрь, октябрь 2021 год) Изучив актуальность темы, я провела диагностику знаний детей по правилам дорожного движения и выявила, что интерес детей к образовательной деятельности по ПДД есть, но навыки недостаточно сформированы. Это послужило толчком для выбора мной данной темы и созданию кейса по правилам дорожного движения. Составила план работы с детьми и с родителями. Провела с родителями консультации: «Безопасность детей на городских улицах» (Приложение №1)«Правила дорожного движения» (Приложение №2, «Дисциплина на улице безопасности» (Приложение №3, «Успех профилактики дорожно-транспортного происшествий с детьми» (Приложение №4, «Дорожная азбука» (Приложение №5, «Дорога не терпит шалости – наказывает без жалости» (Приложение №6).
Дополнили в группе уголок по правилам дорожного движения, в котором есть дидактические игры: дорожные знаки, развивающее лото «транспорт», «профессии и транспорт», домино, домино «дорожные знаки», набор макета «Изучаем пдд», развивающая игра «Прошнуруй», «Шнуровка мой транспорт», своими руками создали «Собери пазлы», «Собери светофор», «Найди такой же цвет».
Создали картотеку игр по пдд «Транспорт и пдд», «Правила дорожного движения», дидактическое пособие мнемотаблица «Волшебные дорожки».
Родители создали книжки малышки: «Правила дорожные для детей в стихах», «Правила дорожного движения», «Картотека по правилам дорожного движения», «Дорожная азбука».
С детьми провели занятия по ПДД «Путешествие в страну дорожных знаков» (Приложение №7, «Правила движения – всем без исключения» (Приложение №8, Занятие по лепке «Светофорики и машинки» (Приложение №9, занятие «Как дети учили незнайку переходить дорогу» (Приложение №10, «Правила безопасности дорожного движения» Были проведены наблюдения на прогулке за стоящими автомобилями и движением транспорта;
Для детей по согласию родителей организовали экскурсию на перекресток по ул. Комарова и ул. Островского. Цель экскурсии: формировать у детей представление о перекрестке, о светофоре, о пешеходном переходе.
Сшили ширму для сюжетно-ролевой игры «Автовокзал», «Автосервис», «Заправка». Ширма соответствует Санпин: материал ширмы легко прикрепляется к стойке, можно стирать, вытирать. С помощью родителей сшили костюм полицейского, светофора. Приобрели знаки, пешеходный переход, чехлы сидения для игры автобус, автомобиль. Родители участвовали в конкурсе «Засветись с мамой». Детей ознакомила с литературными произведениями: С. Михалков «Светофор», «Скверная история», М. Пляцковский «Светофор», А. Северный «Три чудесных цвета», Я. Пишумов «Азбука города», «Просто это знак такой…», «Постовой», «Продуктовая машина», О. Бедарев «Если бы…», Н. Носов «Автомобиль», В. Головко «Правила движения», (авторские сказки воспитателей) и т. д. Для полного закрепления знаний о правилах дорожного движения и с целью обогащения предметно-развивающей среды, решили изготовить кейс на тему «Я иду дорогой безопасности» II этап формирующий (ноябрь, декабрь 2021 г.)
Детям знать положено
Правила дорожные,
Ты дружок доверься им
Будешь цел и невредим! На этом этапе внесла пособие кейс «По ПДД». Знакомство проходило с пособием поэтапно. 1 этап. Знакомство детей с пособием было на зрительно-тактильном ощущении. 2 этап. Проведение дидактических игр. 3 этап. С целью закрепления полученных знаний провела занятие по сказке «Как снеговик шел к детям на развлечение» Жил был в волшебном зимнем лесу снеговик. Снеговик был очень одинок, у него не было друзей. И однажды дети с воспитателем попали в волшебный зимний лес и встретили там снеговика. Он был очень грустный. Рисовали они снеговику друзей, и когда пришло время возвращаться в детский садик, дети пригласили снеговика на праздник развлечение «По правилам дорожного движения». Снеговик принял приглашение детей и решил придти на праздник. Он шел долго. И попал в большой город. В этом городе было много машин и людей. Снеговик испугался и не знал как перейти дорогу, чтоб попасть в детский сад. Дети, которые шли в детский сад, и научили его. Дети со снеговиком дошли до угла, на углу – Светофор. Горит в светофоре красный цвет – значит, нельзя переходить дорогу. Остановились дети и снеговик, ждут, когда зеленый загорится. А машины едут друг за другом и едут. Стоит посреди улицы полицейский – регулировщик. Поднял жезл. Погас красный свет и зажегся желтый, потом зеленый. Можно улицу смело переходить. Перешли все дорогу. Аналогично сопровождая снеговика до детского сада, магазина, больницы, дети практический закрепили правила дорожного движения. III этап – заключительный (декабрь 2021 год) На третьем этапе обобщила результаты работы. Используя пособие результаты показали, что у детей повысился мышление и воображение. Дети начали ориентироваться на улице. Начали различать дорожные знаки. Узнали как работает светофор. Повысился интерес родителей и детей на правила дорожного движения. Таким образом, радует, что родители ежедневно говорят с детьми о необходимости соблюдать ПДД.
Заключение.
Таким образом, ни один изучаемый предмет в дошкольном учреждении не влияет так на безопасность ребёнка, как изучение правил дорожного движения. Только они могут дать ему знания в безопасном поведении на дороге, способные превратиться в прочные навыки. Использованные в ходе работы и обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, позволили сформировать у ребенка умение предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создали модель поведения на дороге; привлекли родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением. Благодаря организации предметно – пространственной развивающей образовательной среды, созданию кейса, подбору эффективных методов и приемов не только с детьми, но и с родителями, удалось достичь высоких результатов освоения детьми правил безопасного поведения на дорогах. Воспитатель ценен тем, что постоянно работает не только с детьми, но и над собой, над повышением своего профессионального уровня. Ведущая педагогическая идея нашей совместной работы заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными формами работы по формированию у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге.
Список литературы:
Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей. – СПб. : «Детство – Пресс», 2009.
Голицына Н. С. «ОБЖ для младших дошкольников». Система работы. - М. : «Скрипторий», 2010.
Занятия по правилам дорожного движения /Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева. – М. : ТЦ Сфера, 2009.
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, Максиняева М. Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. – М. : ТЦ Сфера, 2002. Романова Е. А.
Занятия по правилам дорожного движения. – М. : ТЦ Сфера, 2009. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора. – М. : Мозаика – Синтез, 2009.