Елена Давыдова
Методическая разработка «Использование метода релаксации в работе воспитателя»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер - класс для педагогов ДОУ
«Использование метода релаксации в работе воспитателя»
Цель: научить педагогов навыкам психологической релаксации и использования ее в ежедневной деятельности дошкольников для сохранения психологического здоровья детей в условиях дошкольного учреждения.
План:
1. Понятие релаксации и сущность релаксационных техник.
2. Влияние релаксационных техник на организм.
3. Детская релаксационная терапия.
4. Сеансы релаксации для педагогов.
Публикация «Методическая разработка „Использование метода релаксации в работе воспитателя“» размещена в разделах
1. Интенсивность и напряженность современной жизни, а также нехватка времени и сил на отдых, жесткий режим работы, различные дисгармонии – в семье, на улице и т. п. – порождают избыточную напряженность в теле, которая имеет способность накапливаться. Накапливающееся напряжение воспринимается организмом человека как стрессовое состояние, при этом человек может даже не осознавать, что он находится уже в стрессе.
Тем не менее, это состояние сопровождается: повышенной возбудимостью, напряжением, тревожностью, раздражением, злостью, обидчивостью и др. вплоть и особенно заметно, когда дело доходит до болезненных ощущениях в теле – физически ощущая; соматических реакциях организма и болезнью. По этим признакам человеку становится понятно, что нужен отдых!
Как вы отдыхаете? (сон, спорт, ванна, алкоголь и др.)
Существует физиология «зажатости». Изменения в ЦНС, в первую очередь эмоциональная напряженность, сами по себе приводят к неконтролируемым мышечным зажимам. Создается ситуация, известная в патофизиологии как патологический замкнутый круг – ЦНС напрягает скелетную мускулатуру, а та, в свою очередь, еще больше напрягает ЦНС (в итоге - повышенный мышечный тонус). Чтобы разорвать этот круг – нужно расслабить скелетную мускулатуру! И наиболее оптимальными для такой цели являются техники релаксации.
Релаксация – (от лат. relaxation — ослабление, расслабление) — снижение тонуса скелетной мускулатуры. Релаксация может быть достигнута в результате применения специальных психофизиологических техник, физиотерапии и лекарственных препаратов.
Цель: снятие психоэмоционального напряжения (физический аспект – работа с телом, выход негативных эмоций (психический аспект – работа с эмоциональной составляющей, развитие навыков саморегуляции (научение самостоятельно применять данные техники, память организма).
К релаксационным мероприятиям можно отнести: аутотренинг, визуализацию и медитативные техники, прогрессивное мышечное расслабление (релаксация по Якобсону, йога, танцы, ароматерапия и техники дыхания, рисование мандал.
2. Давайте рассмотрим подробнее, какое же влияние оказывают релаксационные техники на организм человека. У детей и у взрослых конечный результат одинаков, отличается лишь скорость его достижения.
2.1. Воздействие на тело
Нервно-мышечные изменения. Наиболее важным и значительным эффектов является полное мышечное расслабление, в результате которого напряжение в скелетной мускулатуре может быть значительно снижено или же исчезает совсем. Благодаря этому ослабевает тонус мускулатуры ног, рук и туловища.
Изменения в сердечно-сосудистой системе. Расширение кровеносных сосудов, снижение частоты сердцебиения, снижение артериального давления. Эти процессы и изменения успокаивают человека, а нервная система приходит в необходимое равновесие.
Изменения в дыхательной системе. Дыхание становится поверхностным и регулярным.
Электродермальные изменения – изменения кожного покрова – повышается температура тела, человек меньше потеет.
Изменения в ЦНС. Основная цель релаксации – восстановление нормального функционирования НС, в первую очередь – ее способности нормально воспринимать воздействующие на нее факторы и отвечать на них. Ведь именно неадекватная восприимчивость НС – одна из основных причин формирования стрессовой реакции и развития большинства хронических заболеваний. У большинства людей, не владеющих навыками психической саморегуляции и управления своим мышлением, кора головного мозга имеет множество застойных очагов стрессового возбуждения. В норме НС должна избавляться от них во время глубокого торможения в определенные фазы ночного сна, но если саморегуляция НС нарушена, этого не происходит. Здесь и может помочь релаксация – с ее помощью человек погружается в состояние контролируемого торможения, благодаря чему за 30минут может отдохнуть, как за 2-3 часа сна.
2.2. Влияние на психическое состояние
Изменения в когнитивной сфере. Повышается способность к концентрации внимания, снижается порог чувствительности к различным раздражителям.
Изменения в эмоциональной сфере. Негативные сильные эмоциональные реакции (ярость, страх, раздражение и др.) проявляются реже и менее выражены, а могут и вовсе исчезнуть. Такой эффект связан с общим снижением уровня психического возбуждения вследствие снижения уровня физиологических реакций – расслабленный человек чувствует себя уравновешенным.
Противопоказания и побочные эффекты релаксационных техник и методов
При применении релаксационных техник у психически здоровых людей могут наблюдаться следующие побочные эффекты:
- проявление чувства страха;
- возрастание напряжение мышц;
- возникновение чрезмерной слабости (резкое понижение давления, головокружение);
- учащение сердцебиения;
Такие побочные эффекты возникают достаточно редко и проявляются обычно в связи с наличием в прошлом психотравмирующей ситуации.
Противопоказания:
- бронхиальная астма (новичкам следует избегать занятий при проявлении заболевания в острой форме);
- заболевания желудочно-кишечного тракта (особенно острая форма);
- заболевания сердечно-сосудистой системы (например, порок сердца);
- заболевания, сопровождающиеся приступами (такие, как эпилепсия).
Так как у людей, имеющих данные заболевания, занятия могут спровоцировать очередной острый приступ болезни, рекомендовано отказаться от использования релаксационных техник до момента стабилизации состояния ребенка и достижения длительной ремиссии.
При наличии психических (особенно органических) нарушений также имеются противопоказания к использованию расслабляющих методик.
Занятия релаксационными техниками рекомендуются (с осторожностью):
- депрессивные нарушения можно использовать релаксационные техники только во время ремиссии;
- нарушения, связанные с повышенной психофизической активностью, подвижностью.
3. На главном месте в развитии дошкольника, да и вообще человека, стоит здоровье.
Психосоматические симптомы проявляются во все более раннем возрасте. Это вызвано ускорением темпа жизни, а также сокращением количества возможностей для полноценного отдыха. Некоторые дети и взрослые, обладающие слабой нервной системой, невротизируются из-за того, что их психофизиология «не успевает» за общим ритмом жизни в социуме.
Здоровье является полновесным «атрибутом» успешности. Успешность человека во многом зависит от уровня его эмоционально-волевого самоконтроля.
Эмоционально-волевой самоконтроль – это контроль не только собственного поведения, но и своих желаний, интересов, потребностей и эмоций. Считается, что уровень эмоционально-волевого самоконтроля в детском возрасте влияет на успешность во взрослом возрасте.
У детей с низким уровнем самоконтроля часто можно наблюдать повышенную капризность, истеричность, нежелание уступать, высокий уровень агрессивности и конфликтности в отношениях с близкими как реакцию на попытку родителей ограничить реализацию желаний детей.
Бывает:
- при адаптации к детскому саду;
- когда родители слишком много требуют, не видя возможностей своего ребенка;
- когда слишком мало/много времени родители уделяют детям (гипо и гипер контроль);
- когда ребенок чувствует переживания родителя (проблемы на работе, в семье).
В каждой из названных ситуаций ребенок может чувствовать страх, тревогу, неудовлетворенность собой, своей жизнью. Каждый ребенок индивидуален, каждый реагирует на психоэмоциональные нагрузки по-разному, к примеру, одни закрываются, прячась в непроницаемую броню, уходя в свой мир, другие начинают кривляться, изображая, что им «все нипочем», и др. все это предпосылки для развития негативного жизненного сценария у ребенка. Именно поэтому ребенку необходимы навыки саморасслабления.
Выполнение релаксационных упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элементы игры. Они, в отличие от взрослых, быстро обучаются непростому умению расслабляться.
Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии. Расслабляясь, возбужденные беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей. Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым, сохраняя психическое здоровье.
Релаксацию с детьми можно успешно проводить через разные техники:
Аутотренинг – это психотерапевтический метод, основанный на максимальном психическом и мышечном расслаблении, сочетающемся с самовнушением.
Самовнушение осуществляется с помощью определенных словесных формулировок, помогающих вызвать мышечное расслабление. Занятия аутотренингом можно проводить как индивидуально, так и в группах.
Аутотренингом с детьми можно заниматься воспитателю, есть
несколько необходимых правил:
1. Тренировки нужно проводить как можно чаще. Групповые занятия не реже одного раза в неделю.
2. Длительность проведения 15-30 минут.
3. Текст аутотренировки необходимо читать спокойно и медленно. Произносить все слова необходимо мягким, спокойным, ровным и тихим голосом, делать длинные паузы, при названии частей тела можно прикасаться, поглаживать их (если ребенок не против). При занятиях можно перемещаться по помещению, подходить к беспокойным, расторможенным детям и прикасаться к ним.
4. Быстро достичь расслабления помогает музыка.
5. Для дошкольников необходимо повторять некоторые формулировки 2-3 раза.
6. Перед началом тренировки необходимо выучить с дошкольниками все части тела, чтобы дети не путали их.
7. Рекомендательные позы: лежа на полу, поза «кучера», поза «эмбриона».
8. Главное условие – психологическое равновесие ведущего.
Дети в процессе выполняя упражнения могут почувствовать разницу между мышечным напряжением и расслаблением. Дети способны воспринимать осознанно данные упражнения и у них достаточно быстро развивается чувствительность к телесным процессам.
Дети напрягают не так много групп мышц, как взрослые. Упражнения начинают, как правило, с лица или ладоней рук, так как напряжение в этих отделах ощутить легче. Затем следует перейти на плечевой отдел, ягодицы, ноги и ступни.
Работая с детьми, необходимо обратить внимание на следующие важные моменты:
1. Очень важно первоначально объяснить и продемонстрировать упражнение.
2. Очень важны комментарии тренера во время выполнения упражнений детьми.
3. Напряжение мышц дети должны удерживать в течение минимум двух и максимум пяти секунд (не расслабится/забьется, судорога)
4. Желательно закрытые глаза во время выполнения упражнений.
5. Фаза покоя длится минимум 30 секунд - в это время расслабленной частью нельзя двигать и нужно чувствовать расслабление, поэтому во время этой фазы тренер продолжает комментировать.