Ирина Колотилина
Использование интеллект-карт в развитии связной речи у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Использование интеллектуальных карт в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста
Колотилина Ирина Викторовна
Воспитатель
МДОУ «Детский сад № 190»
Ярославль, 2024 г.
Содержание
Введение…3
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития связной речи дошкольников …5
Публикация «Использование интеллект-карт в развитии связной речи у дошкольников» размещена в разделах
- Интеллект-карты. Методика ментальных карт Тони Бьюзена
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
1.1. Теоретические основы по составлению и использованию интеллектуальных карт…5
Глава 2. Современные технологии развития речи у дошкольников…. 6
2.1. Анализ современных технологий развития речи у дошкольников…. 6
Глава 3. Применение интеллектуальных карт в процессе развития связной речи у старших дошкольников….7
3.1. Особенности применения интеллектуальных карт в развитии связной речи дошкольников…. 7
3.2. Результаты работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с помощью интеллектуальных карт…. 11
Заключение…. 15
Литература…. 16
Введение
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая проблема воспитания.
ФГОС ДО ставит задачу развития речи дошкольников, как одну из приоритетных. Происходят изменения в психике ребенка. Это связано с быстрой сменой парадигм социального развития человека. Ребенок сегодня поставлен в принципиально новую ситуацию - ситуацию разорванных связей, когда уже с дошкольного возраста находится в огромном развернутом социальном пространстве. Это приводит к возникновению ряда проблем в развитии ребенка.
Таких как, ограничение общения детей с родителями и сверстниками. Снизилось когнитивное развитие детей дошкольного возраста. Отмечается сужение уровня развития сюжетно-ролевой игры дошкольников, что приводит к недоразвитию мотивационно-потребностной сферы ребенка, а также его воли и произвольности. Обследование познавательной сферы старших дошкольников выявило крайне низкие показатели в тех действиях детей, которые требуют внутреннего удержания правила и оперирования в плане образов. При условии, что мышление у детей в этом возрасте наглядно-образное. Обращает на себя внимание неразвитость тонкой моторики руки старших дошкольников, отсутствие графических навыков, что свидетельствует не только об отсутствии графических двигательных умений, но и о несформированности определенных мозговых структур ребенка, ответственных за формирование общей произвольности. Также отмечается недостаточная социальная компетентность детей. Большой проблемой стала зависимость детей от телевидения и компьютерных игр, даже в дошкольном возрасте, что приводит к отсутствию у ребенка интереса к чему-либо, в том числе, и в большей мере к образовательным ситуациям, предлагаемым педагогами.
Все это ставит перед педагогами задачу, поиска новых инновационных технологий, помогающих решить эти проблемы. К приемам, интенсифицирующим образовательный процесс, можно отнести интеллектуальные карты. Которые являются отличным средством, помогающим сделать процесс развития речи детей интересным. Включают в работу два полушария головного мозга, помогает в усвоении графических образов и развитии мелкой моторики рук.
Применение интеллектуальных карт широко используется в инклюзивном образовании и логопедии. В работе общеразвивающих ДОУ они встречаются реже. Но в последнее время, эта методика вводится в практику многих педагогов, благодаря простоте и заинтересованности детей. Так как она позволяет детям, стать непосредственными участниками образовательного процесса.
В связи с этим определилась цель моей работы: развитие связной речи дошкольников с помощью интеллектуальных карт.
Для достижения цели поставила следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы по составлению и использованию интеллектуальных карт.
2. Разработать интеллектуальные карты для вариативного применения на практике.
3. Определить эффективность использования метода интеллект-карт в речевом развитии детей.
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития связной речи дошкольников
1.1. Теоретические основы по составлению и использованию интеллектуальных карт
Интеллект-карты («mind maps», «mind»-«ум», «maps»-«карта») –разработка Тони Бьюзена, известного британского деятеля в области психологии обучения и развития интеллекта. Интеллект-карты – это уникальный и простой метод запоминания информации, представляющий собой особый вид записи материала в виде радиантной структуры, то есть структуры, исходящей от центра к краям. Тони Бьюзен провел параллель между организацией мышления посредством интеллект-карт и устройством человеческого мозга. Интеллект-карта напоминает нейрон (клетку головного мозга) с множеством ответвлений. Наше мышление организовано не линейно, как текст, а имеет именно такую ветвящуюся структуру: каждое понятие в нашей голове связано с другими понятиями на основе ассоциаций. Точно также на физическом уровне соединяются нейроны. Именно поэтому она более удобна в использовании и позволяет более качественно отобразить структуру материала, отразить связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области, которую мы рассматриваем.
Для работы с дошкольниками метод интеллект-карты был адаптирован кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры специальной педагогики и предметных методик Ставропольского государственного педагогического института Валентиной Михайловной Акименко, которая предложила использовать его для развития связной речи детей.
В условиях реализации ФГОС ДО методика интеллектуальных карт позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей наиболее полно и решать следующие задачи:
- развивать психические функции (внимание, память, мышление);
- стимулировать речевую активность, расширять пассивный и активный словарь, развивать связную речь;
- развивать интересы детей, познавательную активность, любознательность;
- развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками;
- формировать элементы самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развивать воображение и творческую активность;
- формировать преемственность между детским садом и школой;
- развивать мелкую моторику рук;
-способствовать реализации самостоятельной творческой деятельности детей.
Глава 2. Современные технологии развития речи у дошкольников
2.1. Анализ современных технологий развития речи у дошкольников
В настоящее время существует множество методик развития связной речи. Наряду с традиционной методикой, в которой последовательность занятий по обучению связной речи построена в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности и «свертыванием» плана высказывания. В результате обозначился такой порядок работы:
1. Воспроизведение рассказа, составленного по описанию.
2. Составление рассказа по описанию.
3. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин.
4. Составление рассказа по серии сюжетных картин.
5. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде одной сюжетной картины.
6. Составление рассказа по одной сюжетной картине.
Наряду с этим педагоги используют :
Здоровьесберегающие технологии (физминутки, подвижные игры, минутки настроения; пальчиковая гимнастика и др.).
Игровые технологии (настольно-печатные игры, сюжетно-дидактические игры-инсценировки, игры с дидактическими игрушками моторного характера (игры с вкладышами, разборными шарами, башенками, дидактические игры с предметами, словесные игры, театрально-игровая деятельность, пальчиковый театр.
К методам наглядного моделирования относится мнемотехника.
Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами; Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями; Глухов В. П. – блоками-квадратами; Большева Т. В. – коллажем; Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.
Глава 3. Применение интеллектуальных карт в процессе развития связной речи у старших дошкольников
3.1. Особенности применения интеллектуальных карт в развитии связной речи дошкольников
Отличительным свойством методики является привлечение в процессе усвоения информации обоих полушарий головного мозга. Левополушарное мышление считается абстрактно-логическим, прогнозируемым, рациональным и двухмерным (плоскостным). Оно как бы дробит картину мира на детали, поэтому спецификой левого полушария является аналитическая функция восприятия мира, способность к логическому, последовательному, ступенчатому познанию. Правополушарное мышление является наглядно-образным, спонтанным, интуитивным, эмоциональным и трехмерным (пространственным). Правое полушарие охватывает картину мира целостно, синтезируя единый образ во всей совокупности проявлений, улавливая множество деталей и связей между ними. Очевидно, что необходимо одновременное развитие обоих полушарий, ведь каждое из них обеспечивает различные стороны единого психического процесса. Известно, что примерно до десяти лет у детей доминирует преимущественно правое полушарие, поэтому большинство дошкольников относится не к мыслительному, а к художественному типу. Именно поэтому применение метода интеллектуальных карт особенно эффективно в процессе обучения дошкольников.
При построении интеллектуальных карт идеи становятся более четки-ми и понятными, хорошо усваиваются связи между идеями; метод позволяет как бы взглянуть на изучаемый материал с более высокой точки зрения, охватить его «единым взором», воспринять его как единое целое. Богатые возможности, которые предоставляют карты памяти, позволяют использовать их для решения самых разнообразных задач. Постоянное использование методики позволит сделать мышление более организованным, четким, логичным.
Составление карты памяти предполагает использование различных графических средств (рисунков, символов, стрелочек, шрифтов).
Лист предпочтительно располагать горизонтально: так отводится больше места под рисунок, что позволит расширять и модернизировать его. В центре страницы пишется и выделяется главная идея (например, название новой темы). Используя разноцветные ручки, выводятся из «главной идеи» линии (ветви, каждая из которых выделяется под определенный рассматриваемый момент основной темы. Каждая ветвь подписывается. Для того чтобы назвать ветвь, необходимо подобрать определенное ключевое слово, такое, чтобы оно наиболее полно соответствовало теме данной ветви. На крупных ветвях помещаются более мелкие, соответствующие рассматриваемым в теме ветви деталям, для их именования также подбираются наиболее подходящие ключевые слова.
В процессе работы с применением интеллектуальных карт дети учатся не только пользоваться определенными словами и словосочетаниями, но и приобретают средства, позволяющие самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения. Развитие связной речи детей с применением интеллектуальных карт опирается на формирование познавательных процессов, на умение наблюдать, сравнивать и обобщать явления окружающей жизни и явления языка разного уровня.
Интеллектуальное развитие ребенка с применением карт осуществляется посредством развития детских ассоциаций, пополнения и активизации словарного запаса, развития связной речи, фантазии. Ребенок, работая с интеллектуальными картами, идет в своем развитии от простых логических операций: сравнение, сопоставление предметов, расположение в пространстве, количественное определение общих и отъемных частей к умению анализировать, дифференцировать, делать классификацию предметы, учится различать видовые понятия.
Более того, развиваются коммуникативные свойства, умение слушать педагога, товарища по группе, формируется желание быть активным, проявлять инициативу, воспитываются лидерские качества и вместе с тем уважение к другим. То есть коллективная работа по интеллектуальным картам способствует формированию мотивации к обучению, эмоционально-волевой сфере, умению работать в коллективе, внимание, усидчивость, настойчивость.
Известно, что большое значение для развития связной речи у детей с речевыми нарушениями имеет мотивация, т. е. желание высказаться, поделиться своими мыслями. Связное устное высказывание может состояться при условии наличия у ребенка словаря, внутреннего плана высказывания и желания сказать. Эти три фактора должны выступать в единстве, и задача педагога — чувствовать речевую готовность к устному высказыванию у каждого ребенка.
Если у ребенка есть словарь, но нет образа в голове мыслей, о чем и как говорить, педагог вынужден будет постоянно побуждать, стимулировать его наводящими вопросами, так как нет мотива к устному высказыванию.
Если у ребенка есть мотивация, но нет словаря и плана высказывания, то он будет тянуть руку, выскакивать к доске и уже после нескольких слов начнет молчаливо ждать помощи от взрослого.
Формирование связной речи с применением интеллектуальных карт у детей объединяет все три фактора: ребенок видит перед собой зрительные образы, помогающие воспроизведению словаря, план высказывания, отраженного в каждой ветви дерева карты, и желание сказать о том, что наглядно и понятно.
Степень соотнесенности слова и образа характеризует качественную сторону словарного запаса. Процесс усвоения значения слов начинается с соотнесения звучания слова с чувственно воспринятыми свойствами объекта, а овладение их обобщенным значением опирается на обобщение чувственных данных. Только на этой основе становится впоследствии возможным овладение обобщенным значением слов независимо от конкретных ситуаций. Следовательно, чем богаче чувственный опыт, чем многообразнее отражается в восприятиях и представлениях окружающий мир, тем шире возможность овладения обобщенным значением слов и выше его уровень. Поэтому возможность с помощью интеллектуальных карт чувственно познать значительное количество объектов и явлений и их свойств, а также возможность произвести сопоставление усвоенных слов с обозначаемыми объектами расширяют значения и понимание слов. Несмотря на то, что дети обычно правильно употребляют слова в том или ином контексте, их знания при тщательной проверке часто оказываются вербальными, не опирающимися на конкретные представления, а значение слов либо неправомерно сужается — слово остается как бы привязанным к единичному признаку, объекту или конкретной ситуации, либо чрезмерно отвлекается от своего конкретного содержания, тем самым утрачивая свое значение.
Накопление словарного запаса и усвоение грамматического строя речи родного языка способствуют развитию связной речи. Но недостаточность словарного запаса, непонимание значения и смысла некоторых слов делают рассказы детей информативно бедными, им трудно строить последовательный, логичный рассказ из-за снижения количества конкретной информации.
Последовательность занятий по развитию связной речи построена в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности и «свертыванием» плана высказывания (теория «Поэтапного формирования умственных действий», разработанная советским психологом П. Я. Гальпериным). В результате обозначился такой порядок работы с применением интеллектуальных карт :
1. Выделение основных ключевых понятий по теме.
2. Называние картинок, изображенных на карте.
3. Составление предложений по каждой ветке дерева.
4. Воспроизведение рассказа по интеллектуальной карте.
Наглядность при данном виде работы представлена максимально: в виде предметов, объектов, рисунков и порядка действий с ними, наблюдаемых детьми на карте. Чтобы хорошо, связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие, уметь анализировать, отбирать основные для данной ситуации общения свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. План рассказывания обеспечивается порядком картинок, последовательно выстроенных на каждой ветке дерева. Наличие модели высказывания обеспечивает успешность составления связного высказывания, а также создаются пред-посылки и возможность работы над творческим рассказыванием. Поэтому наглядность и план высказывания, а также образец рассказа, сделанный педагогом, обеспечивают составление рассказа детьми.
3.2. Результаты работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с помощью интеллектуальных карт
Ознакомившись с теорией Тони Бьюзена и взяв за основу адаптированный для дошкольников метод В. М. Акименко, создала интеллектуальные карты для использования в своей работе.
Использования интеллектуальных карт определялась в зависимости от:
- участников процесса создания интеллект-карт;
- поставленных задач;
- индивидуальных способностей детей;
- типа занятия;
- формы организации детей.
В составлении интеллектуальной карты могут участвовать:
- педагог (он может составить интеллектуальную карту по теме занятия, при этом ребенок в ходе исследования-беседы по ней будет запоминать лексику, составлять предложения, рассказ);
- педагог в совместном взаимодействии с обучающимися (как иллюстрирование рассматриваемой в занятии темы, как закрепление материала по определенной теме или в ходе проектной деятельности);
- дети вместе с родителями (в качестве домашнего задания - это поможет привлечь родителей к образовательному процессу и сформировать у детей умение в процессе учебы в школе находить эффективные способы для усваивания учебного материала).
Во всех случаях ребёнок является активным участником процесса осмысления и создания интеллект-карт. То, что ребенок проделывает самостоятельно, запоминается лучше готового материала.
В своей педагогической практике я использую метод интеллект-карт :
- при формировании фонематических умений (понятие «звук», характеристика звука, позиция в слове, автоматизация);
- при работе по развитию лексики (расширение объема и активизация словаря, уточнение значений слов, организация семантических полей);
- при формировании грамматических категорий (составление карт по изученному грамматическому материалу с целью его практического усвоения и запоминания);
- при работе по развитию связной речи (мыслительная карта может выступать в качестве вербальной основы высказывания, быть планом пересказа текста);
-как представление результатов проектной деятельности.
Одной из задач развития речи детей является формирование фонематических умений. Недоразвитие фонематического восприятия влияет на формирование правильного звукопроизношения, на овладение звуковым анализом и синтезом. Само понятие «звук» для ребенка является абстрактным. Научиться различать звуки гласные и согласные, глухие и звонкие, твердые и мягкие согласные, самостоятельно характеризовать их, определять позицию определенного звука в слове - достаточно трудная задача для ребенка. Вместе с детьми (на основе уже полученных знаний) мы составили интеллект-карты «ЗВУКИ». Теперь на ООД по звукопроизношению эти карты помогают детям дать полную характеристику новому звуку.
Интеллект-карта оказалась помощником и при автоматизации поставленного звука (в процессе индивидуальной работы). В этом случае, используя карту, ребенок закрепляет правильную артикуляцию звука, определяет параметры поставленного звука, автоматизирует звук не только в словах, определяя его позицию, но и в предложениях, которые составляет с помощью иллюстраций и символов, изображенных на карте.
При проведении работы по развитию лексики необходимо отметить роль интеллектуальных карт в соотнесении слова и образа, которое характеризует качественную сторону словарного запаса. Процесс усвоения значения слов начинается с соотнесения звучания слова с чувственно воспринятыми свойствами объекта, а овладение их обобщенным значением опирается на обобщение чувственных данных. Только на этой основе впоследствии становится возможным овладение обобщенным значением слов независимо от конкретных ситуаций.
Накопление словарного запаса и усвоение грамматического строя речи родного языка способствуют развитию связной речи. Но недостаточность словарного запаса, непонимание значения и смысла некоторых слов делают рассказы детей информативно бедными, им трудно строить последовательный, логический рассказ из-за снижения количества конкретной информации. Устная речь детей нередко сбивчива, отрывочна, непоследовательна. Они не могут планировать свое высказывание.
Большое значение для развития связной речи у детей имеет мотивация, т. е. желание высказаться, поделиться своими мыслями. Связное устное высказывание может состояться при условии наличия у ребенка словаря, внутреннего плана высказывания и желания сказать. Эти три фактора должны выступать в единстве, и задача педагога – чувствовать речевую готовность к устному высказыванию у каждого ребенка.
Если у ребенка есть словарь, но нет образа в голове, мыслей, о чем и как говорить, педагог вынужден будет постоянно побуждать, стимулировать его наводящими вопросами, так как нет мотива к устному высказыванию.
Если у ребенка есть мотивация, но нет словаря и плана высказывания, то он будет тянуть руку, желая высказаться, но сделать это самостоятельно так и не сможет и будет ждать помощи от взрослого.
Формирование связной речи с применением интеллектуальных карт у детей объединяет эти три фактора: ребенок видит перед собой зрительные образы, помогающие воспроизведению словаря, план высказывания, отраженный в каждой ветви дерева карты, и желание сказать о том, что наглядно и понятно.
В результате обозначился следующий порядок работы по развитию связной речи с применением интеллектуальных карт :
1. Выделение основных ключевых понятий по теме.
2. Называние картинок, изображенных на карте.
3. Составление предложений по каждой ветке.
4. Воспроизведение рассказа по интеллектуальной карте.
Наглядность при данном виде работы представлена максимально: в виде предметов, объектов, рисунков и порядка действий с ними, наблюдаемыми детьми на карте. План рассказывания обеспечивается порядком картинок, последовательно выстроенных на каждой ветке. Таким образом, наглядность и план высказывания, а также образец рассказа, данный педагогом, обеспечивают составление рассказа детьми.
Для развития связной речи метод интеллект-карт можно использовать в разных вариантах, в зависимости от сложности работы с интеллект-картами и уровня развития детей.
1 вариант – дети воспроизводят рассказ по схеме интеллект-карты, составленной педагогом.
Читается рассказ. Разбираются непонятные слова для детей. Задаются вопросы по тексту, дети с помощью интеллект-карты отвечают на вопросы полными предложениями. Повторное чтение рассказа. Пересказ.
2 вариант - дети с помощью педагога составляют интеллект-карту по заданному рассказу и пересказывают его.
Читается рассказ. Разбираются непонятные слова для детей. Берётся большой чистый лист, расположенный горизонтально в центре обозначается заголовок текста в виде напечатанного слова или картинки. Затем рассказ разбирается по частям и моделируется с помощью графических изображений, схем, рисунков, картинок (подготовленных заранее). Рассказ моделируется полностью, и дети самостоятельно воспроизводят рассказ по интеллектуальной карте.
3 вариант - дети самостоятельно составляют интеллект-карты по заданному рассказу с элементами сочинения, а затем пересказывают его.
Заключение
Интеллектуальное развитие ребенка с применением карт осуществляется посредством развития детских ассоциаций, пополнения и активизации словарного запаса, развития связной речи, фантазии. Ребенок, работая с интеллектуальными картами, идет в своем развитии от простых логических операций: сравнение, сопоставление предметов, расположенных в пространстве к умению анализировать, дифференцировать, осуществлять классификацию предметов. Работа по карте способствует развитию у ребенка коммуникативных свойств, умению слушать педагога, товарища по группе, формирует желание быть активным, проявлять инициативу, воспитывает лидерские качества и вместе с тем уважение к другим.
В заключение можно сделать вывод: применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников в целом способствует речевому развитию ребенка. Методика действительно оказывается очень эффективной для детей, так как на всех этапах работы предусматривается опора на наглядность и моделирование, что способствует развитию словаря, грамматического строя речи и планирующей функции речи. В результате применения интеллектуальных карт ребенок развивается : он не только учится усваивать информацию, но и оперативно с ней работать. Постоянное использование методики позволит сделать мышление более организованным, четким, логичным.
Считаю, что использование интеллект-карт позволяет применить этот метод в разных областях педагогической деятельности, и мой опыт будет полезен коллегам и родителям дошкольников.
Продолжая работу по этой теме, планирую расширить диапазон применения интеллектуальных карт в работе с детьми, уделить больше внимания использованию интеллект-карт при развитии связной речи.
Литература
1. Акименко В. М. Развивающие технологии в логопедии. - Ростов-на-Дону,2011.
2. Акименко В. М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников. /Журнал Начальная школа, вып. 7/12.
3. Бьюзен Т. Супермышление /Тони и Барри Бьюзен. Минск,2008.
4. Жукова Н. С., Преодоление общего недоразвития речи /Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. – Москва «Просвещение» ,1990.
5. Колчина Н. И. Использование ментальных карт в образовательном процессе в детском саду / Н. И. Колчина // Дошкольная педагогика. – 2016. - №10.
6. Попик С. Г. Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста с использованием интеллектуальных карт [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб: Свое издательство, 2016. — С. 63-65.
Интернет-ресурсы :
https://www.mindmap.ru – вход на сайт 14. 05. 2016г.
https://www.infokart.ru/karty-uma-kartografiya-razuma- вход на сайт 10. 09. 2018г.
https://bershadskiy.ru/index/intellekt-karty-v-obrazovanii/0-33 – вход на сайт 10. 09. 2018г.