Елена Корчагина
Конспект интегрированной НОД с использованием ИКТ для детей подготовительной группы «Тесьминское водохранилище»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 95»
КОНКУРС «Лучшее методическое сопровождение курса «Я- златоустовец»
Номинация: Методическая разработка интегрированной
непосредственной образовательной деятельности с использованием ИКТ
для детей подготовительной группы
на тему «Водные богатства города»
Тема: «Тесьминское водохранилище- богатство нашего города»
Публикация «Конспект интегрированной НОД с использованием ИКТ для детей подготовительной группы „Тесьминское водохранилище“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Разработала воспитатель: Корчагина Елена Владимировна
г. Златоуст- 2022 год
Цель: Познакомить детей с системой водоснабжения Златоуста.
Программное содержание:
Образовательные
l Формировать представления у дошкольников о способах очистки и доставки воды в дома через исследовательскую деятельность;
2 Расширять элементарные экологические представления: значимость воды в жизни человека, живой природы;
3 Закрепить с детьми правила поведения вокруг водохранилища;
4 Обогащать словарь детей новыми словами : очистные сооружения, водохранилище.
Развивающие
l Развивать у детей исследовательскую активность, умение организовать эксперимент и получить результат; развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать.
Воспитательные
l Воспитывать навыки работы в коллективе сверстников. Воспитывать интерес к окружающему миру, бережное отношение к источникам воды в природе, бережное отношение к воде как основному природному ресурсу.
Предварительная работа- см. Приложение №1
Педагогические средства и оборудование, необходимое для данной НОД -см. Приложение №2
Это нужно знать про Тесьминское водохранилище/ Интересные факты- см. Приложение №3
Подробный конспект непосредственно образовательной деятельности:
Этапы образовательной деятельности Деятельность педагога и детей
Сюрпризный момент
(Просмотр мультфильма)
Воспитатель: Ребята, вы любите сюрпризы?
Воспитатель: а помните, мы с вами рисовали рисунки на тему «Природа родного края»?
Ответы детей : да, помним
Воспитатель: ребята, использовала ваши рисунки, для оформления сказки, вам интересно ее увидеть?
Ответы детей : да!
Воспитатель: тогда, всё внимание на экран «Сказ о Тесьме».
(Воспитатель рассказывает сказку и сопровождает ее показом мультфильма из рисунков детей).
Чтение сказки:
Где- то на Урале, в небольшом городке Златоуст, среди полей и лесов, окружённая травами да кустарниками, текла чистая и прозрачная речка Тесьма. А Тесьма она была названа, потому что с высоты птичьего полёта эта речка была похожа на голубую ленточку, тесьму. А когда ваши бабушки и дедушки были молодые, рабочие построили водохранилище, иначе сказать, большой запас питьевой воды для города Златоуста и назвали его Тесьминским водохранилищем, а расположено оно рядом с национальным парком Таганай. К этому водохранилищу спешили животные, чтобы напиться; дети – чтобы купаться; рыбаки наловить рыбы, а рыба тут вот какая водилась: щука, карась, плотва, окунь, лещ.
Всем очень нужно было это Тесьминское водохранилище. Но вот однажды что- то случилось, оно стало разноцветным: серым, жёлтым, зелёным…рыбы не могли друг друга узнать, поменяли цвет, а некоторые вовсе стали болеть и постепенно исчезали…
Люди заметили, что весной, когда снег таял, с вершин гор текла талая вода, она попадала в это водохранилище вместе с удобрениями с полей, глиной, песком, землей, а также сами люди, иногда отдыхающие кидали в воду ради забавы банки, брёвна, мусор…
Беседа
Обогащение словаря: водохранилище
Воспитатель: Скажите, ребята, интересная сказка получилась?
Ответы детей : да!
Воспитатель: ребята, о чем эта сказка?
Ответы детей : сказка о реке Тесьма, о том, как вода становится грязной, о реке из которой берут воду и т. д.
Воспитатель: да, вы правы, это сказка о речке Тесьма, на которой построили Тесьминское водохранилище, чтобы все жители города Златоуст из нее пили.
Водохранилище- это такой водоём, откуда берется вода для питья.
Проблемная ситуация
Воспитатель: Интересно! А давайте откроем наш кран и посмотрим какая вода там бежит?
Ответы детей : чистая, прозрачная.
Воспитатель: Как же так? В водохранилище она грязная от песка, глины, а у нас из крана бежит чистая и прозрачная?
Воспитатель: ребята, вам интересно как вода из водохранилища попадает к нам в кран и становится прозрачной и чистой?
Ответы детей : да.
Изучение нового материала
Обогащение словаря: Очистные сооружения, фильтры Воспитатель: а давайте, я вам расскажу. Люди построили специальное оборудование, которое очищает воду при помощи разных фильтров и назвали это оборудование Очистным сооружением. Вода проходит через много разных фильтров для очистки воды.
Фильтры – это материал (металлический, тканевый, бумажный, пропускающий воду, но задерживающий твердые частицы, мусор.
Очистные сооружения- это множество различных фильтров, которые очищают воду.
Подготовка к опыту
Воспитатель: Ребята, а вы хотите узнать, как с помощью фильтров очищается вода?
Ответы детей : хотим.
Воспитатель: тогда нам нужно пройти в нашу мини-лабораторию, но давайте для начала повторим правила безопасности во время проведения опытов?
Ответы детей : специальная одежда, не шуметь, быть внимательным и аккуратным.
Воспитатель: молодцы, ну что ж, отправляемся в путь.
Физминутка Воспитатель:
К речке быстрой мы спустились, (шагаем на месте)
Наклонились и умылись (наклоны вперед, руки на поясе).
Раз, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Воду будем охранять! (шагаем на месте).
Введение нового знания через опытно- экспериментальную деятельность «Очистка воды»
Воспитатель: Приглашаю всех подойти к столу. Перед вами талая вода, она мутная, грязная. Сейчас мы с вами будем очищать эту воду.
Сначала мы воду будем фильтровать через марлю. Возьмите пустой стакан, вставьте в него воронку, а в воронку фильтр – марлю. А теперь мы воду профильтруем. Переливаем из большого стакана тонкой струйкой в маленький стакан, но стакан наливайте не полный.
- Ребята, что у вас получилось?
Ответы детей : фильтр стал грязный, на нём остались большие кусочки грязи.
Воспитатель: А вода стала чистой?
Ответы детей : нет.
Воспитатель: Значит, марля пропускает мелкий мусор и грязь. Давайте попробуем 2 способ очистки:
Для этого уберите использованные фильтры на тарелки. Возьмите воронку вставьте во второй пустой стакан, а фильтром будет у нас плотная ткань. Вложите ткань в воронку. Профильтруем воду через ткань. Все ребята профильтровали?
Ответы детей : да.
Воспитатель: Посмотрите на фильтры, они стали грязными?
Ответы детей : да.
Воспитатель: Правильно, здесь и песчинки, и соринки. Значит этот фильтр лучше профильтровал воду, но вода ещё пока мутная. Давайте попробуем 3 способ очистки воды: мы профильтруем воду через ватные диски. Также в воронку вставим ватный диск, аккуратно не продавливаем. И фильтруем (и здесь на фильтре остались соринки). Посмотрите, вода стала чище?
Ответы детей : да.
Воспитатель: Конечно, этот был фильтр из нескольких ватных слоёв, и не пропускает самые мелкие соринки. Теперь ребята, нас ждет 4 способ очистки воды: положим в нашу воронку все материалы, которыми мы пользовались по очереди слоями.
И начнём фильтровать воду, ребята, что стало с водой?
Ответы детей : она стала ещё чище.
Воспитатель: посмотрите теперь на все стаканы с водой и сравните в каком стакане вода чище?
Ответы детей. В последнем, в четвертом
Воспитатель: А что сделать, чтобы не попала теперь к нам в дом грязная вода?
Ответы детей : построить фильтры.
Воспитатель: вы совершенно правы, только они называются очистительные сооружения и они по сравнению с этими фильтрами огромные, там мощные насосы качают воду день и ночь. Так вода попадает на станцию очистки, где из нее удаляют микробы. Очищенная вода по трубам идет в наши дома. Чтобы набрать воды, нам достаточно только открыть кран.
Проблемная ситуация
Воспитатель: Вот так примерно, ребята происходит очистка воды в очистительных сооружениях, и мы в своих кранах получаем чистую и вкусную воду. А можно пить из крана воду?
Ответы детей : нет, её нужно кипятить, чтобы убить микробы.
Воспитатель: а кто знает, как вода попала из водохранилища к нам в кран?
Ответы детей : по трубам.
Игровой момент
Дидактическая игра «Путь воды до крана»
Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру ребята, «Путь воды до крана».
А теперь вы можете и сами определить последовательность, в каком порядке вода попадает к нам в кран. (Взаимопроверка в парах)
Воспитатель: вы все молодцы, посмотрите на экран, вот схема пути воды от Тесьминского водохранилища к нам в кран, проверьте, правильно ли вы поставили цифры. Теперь вы знаете, что такое водохранилище, и как там вода очищается и как она попадает к нам в кран.
Проблемная ситуация
Просмотр мультфильма
Воспитатель: ребята, а хотите узнать, чем отличается наш обычный городской пруд от Тесьминского водохранилища?
Ответы детей : хотим.
Воспитатель: тогда ответ вы увидите в продолжении сказки.
На сегодняшний день окрестности Тесьминского водохранилища считаются одними из самых экологически чистых в городе Златоусте и находится теперь под охраной. Здесь теперь запрещено купаться, ставить палатки, жечь костры. С тех пор появились на этой территории запрещающие знаки для туристов и жителей города. Этот водоём стал памятником природы, и, это, ребята, уже не сказка, а быль.
Воспитатель: так чем же отличается наш городской пруд от Тесьминского водохранилища?
Ответы детей : на водохранилище нельзя купаться, ставить палатки, разжигать костры.
Рефлексия
Воспитатель: очистка воды, это ведь такой труд!
Сначала очищают воду, охраняют и доставляют в наши дома чистую воду. Поэтому, воду нам нужно беречь. А что мы можем сделать, чтобы беречь воду?
Ответы детей : не лить воду зря, плотно закрывать кран с водой, сильный напор воды не открывать, не засорять ручьи и озера.
Воспитатель: Водопроводную воду нужно беречь, ведь, чтобы подвести ее в наши дома, приходится затрачивать много сил и средств. Надо плотно закрывать водопроводный кран и не лить воду без необходимости. Дорога каждая капля воды. Поэтому, запомните: «Вода- это наше богатство и её нужно беречь». А вот такое богатство я сегодня приготовила для Вас.
(вносится сундучок, а внутри игра «Капельки», для игр детей в свободное время).
Методическое обеспечение
1. Водные ресурсы Челябинской области [Электронный ресурс] –ГЕО портал Южноуралья – URL : https://www.uralgeo.net/gidro_ch.htm
2. Егоренко, Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников [Текст] / Л. И. Егоренко. — М. : Просвещение, 2009. - 126 с.
3. Наш дом Южный Урал: авторы-составители Е. Бабунова, С. Багаутдинова, Л. Галкина, И. Едакова [Программно-методический комплекс]/ Челябинск: Челябинское отделение Российского детского фонда, АБРИС, 2014-255с.
4. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М. : Издательский центр «Академия», 2002. — 336 с.
5. Шишкина В. А. Прогулки в природу[Текст] : Учебно-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений/В. А. Шишкина, М. Н. Дедулевич. – М. : Просвещение, 2003.- 112 с.
Приложение №1
Предварительная работа: опыты и эксперименты по изучению свойств воды, чтение стихотворения «Что случилось с рекой», отгадывание загадок о воде, подготовка атрибутов, рисование «Природа родного края», создание мультфильма «Сказ о Тесьме»; словесная игра с мячом «Кто больше назовёт правил поведения на природе»; рассматривание и обсуждение ситуаций из серии картинок «Безопасность на природе, у водоёма»; беседа «Водоёмы нашего города»; оформление в группе центра Экспериментирования «Лаборатория», разработка презентации.
Предварительная работа воспитателя с родителями воспитанников:
- участие в фото-акции «Берегите воду!»
- помощь в оформлении центра экспериментирования «Лаборатория»
- беседа на тему: «Отдых на природе. Родители- пример для ребенка».
- памятка для родителей «Безопасность детей у водоёма – забота взрослых».
Приложение №2
Педагогические средства и оборудование, необходимое для данной НОД:
- ноутбук, колонки, экран, мультимедийный проектор, презентация, прозрачный стакан большой с талой грязной водой, 4 прозрачных малых стакана, различные фильтры (марля, плотная ткань, ватные диски, воронки, тарелка для грязных фильтров.
Приложение №3
Это нужно знать про Тесьминское водохранилище/ Интересные факты
По данным ЮНЕСКО, до 76 процентов населения планеты страдают из-за отсутствия нормального водоснабжения. Способен ли мировой водный кризис достигнуть Челябинской области? Когда-то самым простым считалось напоить человека свежей водой. А так ли обстоит дело сегодня на Южном Урале? Учрежденный ООН в 1993 году Всемирный день водных ресурсов проводится ежегодно 22 марта. Не случайно сегодня под особым вниманием находится 24 водных объекта, а также постоянно проверяется качество воды в лабораториях. Почти везде обнаруживаются удручающие следы «хозяйствования» больших и малых предприятий. Сегодня «Златмаш» уже реализовал свою инвестпрограмму: построена насосная станция, введены в эксплуатацию дополнительные отстойники, налажена очистка химическими реагентами. Но остается проблема с открытой системой сброса. На сегодняшний день существует комплекс очистных работ. В городе сети изношены на 80 процентов. Перепад давления при подаче воды приводит к частым авариям. Нам срочно требуются регуляторы давления. Нужны новые очистные сооружения. Тесьминское водохранилище – основной питьевой резервуар Златоуста, который профессиональные водолазы обследуют в течение месяца, а то и двух. Затем предстоит ремонт плотины. Параллельно песок и ил со дна откачивают насосом. Специалисты «Златоустовского водоканала» надеются, что это поможет сделать искусственный водоем чище, который не реконструировался с 70-х годов. Наличие рыбы – это хороший знак. Следовательно, в целом водоем здоров. На территории Большого Тесьминского водохранилища можно увидеть запрещающие таблички, на которых размещается информация о том, что впереди опасная территория, вход на которую запрещён и является административным правонарушением. Согласно химического анализа, галечниковые воды р. Малая Тесьма характеризуются как слабо минерализованные, а потому для питьевых и технических целей являются вполне пригодными. Обследования показали, что сооружения гидроузла/плотины находятся в неудовлетворительном состоянии. Необходима реконструкция всех сооружений. По государственной программе «Воспроизводство и использование природных ресурсов Челябинской области» ведётся реконструкция Малого Тесьминского водохранилища в части поднятия и увеличения запасов воды.
Словарная работа:
• Обогащение словаря: очистные сооружения, водохранилище, фильтр
• Активизация словаря: мутная, грязная