Наталья Жукова
Художественно-эстетическое развитие детей посредством декоративно-прикладного творчества
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация
Данная методическая разработка будет полезна для педагогов дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми старшего дошкольного возраста.
Введение
Народное декоративно – прикладное искусство – одно из средств художественного воспитания дошкольников. В народном творчестве обобщены представления о народе – это традиции, обычаи, особенности быта, которые передавались из поколения в поколение. Для обучения и развития декоративного творчества используются подлинные предметы определённого вида народного искусства, их изображения. Для занятий отбираются предметы, узоры доступные для восприятия дошкольниками определённого возраста. Каждый образ в народном творчестве имеет значение, символ. Сначала выбираются знакомые образы, изделия. С каждым занятие расширяется содержание, усложняются элементы, их украшения, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности, характерные особенности.
Публикация «Художественно-эстетическое развитие детей посредством декоративно-прикладного творчества» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2022
Основная Часть
Цель: развитие эстетического восприятия детей посредством декоративно - прикладного творчества
Задачи:
дать детям некоторые сведения о промысле, содержании, назначении предметов, материалов, характерных признаков;
учить выделять средства выразительности;
учить видеть на предметах каждого вида вариативность элементов, разнообразие композиций, сочетание цветов.
развивать художественно – творческие способности детей
Методика организации воспитательной работы основывается на принципах:
Индивидуальный подход (учёт индивидуальных этнокультурных особенностей каждого ребёнка)
Научность (достоверность информации)
Доступность (возрастные особенности)
Наглядность (иллюстрации, репродукции)
Систематичность и последовательность (знакомство с новыми знаниями постепенно)
Интегрирование (сочетание различных видов образовательной и воспитательной деятельности)
Формы работы:
Беседа;
Экскурсия в музей;
Виртуальные экскурсии;
Выставки;
Народный фольклор;
Тематические блоки:
Чудесная мастерская «Дымковская игрушка» : познакомить детей с новым видом народной игрушки; учить рассматривать игрушки, выделять материал – глину; украшение игрушек – наглядность, яркость.
Весёлая ярмарка «Хохлома» : познакомить с новым видом народного искусства; дать некоторые сведения о промысле; учить различать и называть предметы с хохломской росписью.
Голубое чудо «Гжель» : познакомить детей с гжельским промыслом; учить видеть красоту изделий, характерные особенности росписи гжельского фарфора.
Город мастеров «Каргопольская игрушка»; «Тверская игрушка»; «Филимоновская игрушка» : познакомить с видами декоративных игрушек, учить сравнивать и находить различия между игрушками.
Работа проводится в трё х направлениях:
Первое направление: ознакомление детей с определённым видом народного декоративно – прикладного искусства. Эмоциональное воспитание детей : умение видеть, любоваться и восхищаться красотой предметов народного творчества, формирование потребности в прекрасном.
Второе направление: обучение декоративному рисованию на основе подлинных предметов народного искусства. Обучение некоторым приёмам росписи народных мастеров.
Третье направление: формирование детского декоративного творчества
Перспективный план для детей старшей группы (5 -6 лет)
Задачи первого года обучения: развивать у детей интерес к народной игрушке, умение узнавать знакомые образы (птица, конь, барышня, матрёшка, их название, видеть их красоту, нарядность, любоваться ими, выделять характерные признаки и некоторые средства выразительности (элементы, их цвет, расположение на форме). Составлять узоры используя геометрические элементы узора: широкие прямые линии, мазки, кольца, круги, точки, выбирая цвет бумаги (фон) и элементы узора, располагать их на всем листе, ритмично заполняя лист одинаковыми элементами (по форме, величине, цвету). Развивать чувство ритма, симметрии.
Интеграция образовательных областей:
Социально – коммуникативное развитие : развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе
Познавательное развитие : развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познава-тельных действий, становление сознания; развитие воображения и твор-ческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечест-венных традициях и праздниках.
Речевое развитие : развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими; развитие всех компонентов устной речи детей : грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи. Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.
Художественно – эстетическое развитие : развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирова-ние элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модель-ной, музыкальной)
Месяц Неделя Тема НОД, свободная деятельность Цель
Сентябрь 1 Чудесная мастерская
«Дымковская игрушка»
«Чудо игрушка»
Рассматривание изделий декоративно – прикладного искусства, альбомов с дымковской росписью
Знакомство детей с дымковской игрушкой.
2
«Деревенька»
Беседа о станице Дымково. Формировать представления детей о станице Дымково, о русских обрядах и традициях.
3 «Барышня»
Рисование элементов дымковской игрушки на трафарете Развивать интерес к дымковским игрушкам.
Закрепить понятия: фон, элемент, форма, цвет.
4 «Русская изба – игрушками полна» развлечение музыкально – образовательная деятельность Развивать эстетические чувства, умение внимательно слушать народную музыку, прививать интерес к народным играм.
Октябрь
1 Чудесная мастерская
«Дымковская игрушка» «Петух»
Аппликация Развивать желание сделать самим узор
Закрепить представление об элементах росписи: кружки, овалы, точки.
2 «Уточка – Марфуточка»
Лепка (пластилин) Закреплять умение детей украшать силуэты изделий элементами дымковской росписи
3 «Дымковская лошадка»
Рисование элементов дымковской игрушки на трафарете Продолжать детей знакомить с дымковской игрушкой, закреплять навыки рисования основных элементов росписи
4 «Ярмарка»
Развлечение (музыкально – образовательная деятельность) Прививать интерес к русским народным песням, к народным играм
Ноябрь 1 Весёлая ярмарка
«Хохлома» «Золотая хохлома»
Рассматривание изделий декоративно – прикладного искусства с росписью хохломы
Познакомить с росписью на изделиях Хохломы
2 «Ложечка для Жихарки»
Беседа о селе Хохлома
Рисование Формировать представления детей о селе Хохлома, о русских обрядах и традициях
3 «Платочек»
Аппликация
Учить правильно располагать элементы на основе, сочетая между собой по форме и цвету.
4 «Чудеса Жар Птицы»
Выставка детских работ Воспитывать уважение к мастерам, к творчеству народа
Декабрь 1 Весёлая ярмарка
«Хохлома» «Чаша»
Лепка (солёное тесто)
Учить лепить фигурку передавая форму частей, учить предавать колорит росписи
2 «В гостях у сказки»
Чтение художественной литературы Учить внимательно слушать детей сказку, прививать любовь к русским народным сказкам
3 «Подарки»
Аппликация Закреплять знания об особенностях хохломской росписи, развивать внимание, эмоции и чувства, мелкую моторику рук
4 «Волшебный сундучок»
Развлечение (музыкально – образовательная деятельность) Знакомство детей с народными музыкальными инструментами – дудочка, ложки, свистульки
Январь 1 Голубое чудо
«Гжель» «Хрустальная зимушка»
Беседа. Рассматривание узоров.
Знакомство детей с гжельской росписью, расширять знание о художественном промысле
2 «Волшебная снежинка»
Лепка (солёное тесто) Способствовать развитию мелкой моторики рук, закрепить приёмы лепки
Февраль 1 Голубое чудо
«Гжель» «Зимний пейзаж»
Рисование
Способствовать развитию воображения и фантазии
2 «Зимние забавы»
Аппликация
Учить работать с геометрическими фигурами
3 «Блюдце»
Лепка (солёное тесто)
Закрепить приёмы лепки, учить наносить гжельский узор
4 «Мягкий беленький снежок»
Развлечение (музыкально – образовательная деятельность) Прививать любовь народным зимним забавам, играм
Март 1 Город мастеров
«Каргопольская игрушка» игрушка
«Волшебная глина»
Выставка каргопольских игрушек Знакомство с каргопольской игрушкой
2 «Зайка с морковкой»
Лепка (глина)
Научить лепить фигурку зайца
3 «Мишка танцует»
Рисование
Учить выделять особенности узора и учить выбирать характерные сочетания цветов
4 «Ярмарка игрушек»
Развлечение (музыкально – образовательная деятельность)
Приобщение к русской народной песне, разучивание игр, потешек
Апрель 1 Город мастеров
«Тверская игрушка» «Петушок из Торжка»
Беседа. Чтение художественной литературы Знакомство с тверской глиняной игрушкой
2 «Петушок»
Лепка (глина)
Учить лепить игрушку, передавая особенность образа, закрепить приём лепки
3 «Уточка с утятами»
Рисование по трафарету
Сравнивать и находить отличия от дымковской игрушки
4 «Моя любимая игрушка»
Развлечение (музыкально образовательная деятельность)
Воспитывать чувство бережного отношения к игрушкам, развивать музыкальный слух
Май 1 Город мастеров
«Филимоновская игрушка»
«
«
«Филимоновская игрушка» «Весеннее пробуждение»
Рисование
Закреплять понятие цветов, умение распределять цвета
2 «Маленькая птичка»
Выставка
Сравнивать и находить отличия игрушек, воспитывать уважение к мастерам
3 «Жаворонок»
Лепка (глина) Закрепить приёмы лепки, способы соединения
4 «Май бредёт по бережку»
Развлечение (музыкально – образовательная деятельность) Продолжать прививать любовь к народным играм, песням, хороводам
Перспективный план для детей подготовительной к школе группы
(5-6 лет)
Задачи второго года обучения: различать виды народного декоративно – прикладного искусства, знать некоторые сведения о промысле, характерных признаках, традициях. Составлять узоры на основе росписи некоторых видов народной игрушки (филимоновской, дымковской) выделяя геометрические элементы росписи: овалы, мазок, кольцо, круг, точки, линии прямые широкие и тонкие черточки; передавать колорит росписи определённого вида. Составлять узоры на полосе, прямоугольнике типа «ткани», чередовать один – два элемента по форме, величине и цвету. Составлять симметричный узор на квадрате, розетте, круге, выделяя кайму, углы и середину. Воспитывать уважение к мастерам и желание создать прекрасное для оформления детского сада, дома.
Задачи первого года обучения: развивать у детей интерес к народной игрушке, умение узнавать знакомые образы (птица, конь, барышня, матрёшка, их название, видеть их красоту, нарядность, любоваться ими, выделять характерные признаки и некоторые средства выразительности (элементы, их цвет, расположение на форме). Составлять узоры используя геометрические элементы узора: широкие прямые линии, мазки, кольца, круги, точки, выбирая цвет бумаги (фон) и элементы узора, располагать их на всем листе, ритмично заполняя лист одинаковыми элементами (по форме, величине, цвету). Развивать чувство ритма, симметрии.
Интеграция образовательных областей:
Социально – коммуникативное развитие : развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе
Познавательное развитие : развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познава-тельных действий, становление сознания; развитие воображения и твор-ческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечест-венных традициях и праздниках.
Речевое развитие : развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими; развитие всех компонентов устной речи детей : грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи. Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.
Художественно – эстетическое развитие : развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирова-ние элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модель-ной, музыкальной)
Месяц Неделя Тема НООД, свободная деятельность Цель
Сентябрь 1 Чудесная мастерская
«Дымковская игрушка» «Чудо игрушка»
Экскурсия в музей
Продолжать знакомить с промыслом дымковской игрушки
2 ««Барышня»
Лепка
Учить лепить дымковскую барышню и передавать характерные особенности
3 «Лоскуток»
Рисование
Продолжать знакомить в составлении дымковского узора, развивать чувство цвета
4 «Индюшонок»
Аппликация
Чтение художественной литературы и украшение «хвоста» элементами дымковской росписи
Октябрь 1 Чудесная мастерская
«Дымковская игрушка» «Козлик»
Лепка Учить лепить игрушку, передавая особенность образа, закрепить приём лепки
2 «Барашек»
Роспись
Учить расписывать игрушку, используя знакомые элементы, выбирать цвета
3 «Дымка»
Рисование
Закрепление элементов дымковской росписи
4 «Мы поём и пляшем» Развлечение (музыкально – образовательная деятельность) Прививать любовь к русской народной музыке, развивать музыкальный слух
Ноябрь 1 Весёлая ярмарка
«Хохлома» «Весёлая ярмарка»
Выставка Способствовать развитию интереса к народному декоративно – прикладному искусству
2 «Матрёшка – Матрена»
Рисование
Продолжать закреплять навыки рисования основных элементов росписи
3 «Расписной сарафан»
Аппликация
Развивать желание сделать самим узор
Закрепить представление об элементах росписи
4 «Я на горку шла»
Развлечение (музыкально –образовательная деятельность)
Продолжать знакомить детей с фольклором (песни, хороводы, частушки)
Декабрь 1
Весёлая ярмарка
«Хохлома» «Расписной терем»
Рисование
Закреплять знания детей составлять узор в стиле хохломской росписи, передавая её колорит и элементы.
2 «Русская изба»
Экскурсия Знакомство с предметами быта, утварью, одеждой русского народа
3 «Тарелочка»
Лепка Способствовать развитию мелкой моторики рук, закрепить приёмы лепки
4 «Чудесные дощечки»
Рисование
Продолжать закреплять знания детей составлять узор в стиле хохломской росписи, передавая её колорит и элементы.
Январь 3 Голубое чудо
«Гжель» «Птица счастья»
Аппликация Учить передавать необычность и яркость, используя элементы гжельской росписи (точки, веточки, листья, завитки, сеточки)
4 «Блюдце»
Лепка Формировать умения детей создавать узоры по мотивам гжельской росписи: бордюр и цветок на кружке
Февраль 1 Голубое чудо
«Гжель» «Чайный сервиз»
Рисование Формировать умение различать стили наиболее известных видов декоративной живописи.
Создавать выразительные узоры на бумаге
2 «Панно из гжельских цветов»
Аппликация Продолжать учить передавать необычность и яркость, используя элементы гжельской росписи (точки, веточки, листья, завитки, сеточки)
3 «Ваза с цветами»
Рисование
Рисование по замыслу
4 «Прялица»
Развлечение
Продолжать прививать любовь к народному песенному творчеству
Март 1 Город мастеров
«Каргопольская игрушка» «В гостях у сказки»
Фотовыставка
Продолжать знакомство с каргопольской игрушкой
2 «Медведица»
Лепка
Учить лепить игрушку, передавая особенность образа, закрепить приём лепки
3 «Кисонька»
Рисование
Учить выделять особенности узора и учить выбирать характерные сочетания цветов
4 «Каравай»
Развлечение (музыкально –образовательная деятельность)
Приобщение к русской народной песне, разучивание игр, потешек
Апрель 1 Город мастеров
«Тверская игрушка» «Птичка – свистулька»
Лепка
Способствовать развитию мелкой моторики рук, закрепить приёмы лепки
2 «Хоровод матрёшек»
Аппликация
Воспитывать интерес к народному декоративно – прикладному искусству
3 «Петушок»
Рисование
Учить использовать приёмы декоративного рисования, создавать выразительные узоры
4 «Курочка - хозяюшка»
Чтение художественной литературы
Учить внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы
Май 1 Город мастеров
«Филимоновская игрушка» «Заюшкина избушка»
Выставка работ воспитанников
Продолжать знакомить детей с декоративной росписью филимоновской игрушки. Воспитывать интерес к народному декоративно – прикладному искусству
2 «Карусель»
Коллективная работа. Лепка.
Учить самостоятельно работать в коллективе, закрепить приёмы лепки, развивать творческое воображение
3 «Моя любимая игрушка»
Рисование
Рисование по замыслу, передавая характерные особенности росписи
4 «Весна – красная пришла всем людям радость принесла»
Продолжать прививать детям любовь к народной песне, хороводам, играм.