ИРИНА ПАНКРАТОВА
Консультация «Хлеб — всему голова»
Тема: «Хлеб - всему голова!»
Задачи приоритетной образовательной области: Развитие речи.
-побуждать к речевой активности;
-развивать грамматический строй речи, логическое мышление;
-обогащать словарный запас речи новыми словами.
Работа над словарем: хлебороб, комбайнер, элеватор, мельница, мельник, пекарня, пекарь.
Социально-коммуникативное развитие:
- воспитывать любовь и уважение к труду хлеборобов, развить интерес к выращиванию растений;
Публикация «Консультация „Хлеб — всему голова“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2022
- воспитывать бережное отношение к результатам труда, бережное отношение к хлебу, уважение к труду хлеборобов;
- развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми в процессе совместной деятельности.
Познавательное развитие:
- познакомить детей с процессом выращивания пшеницы.
- расширять и обогащать знания детей о многообразии хлебных продуктов и их изготовлении. Познакомить с профессиями: комбайнёр, мельник, пекарь.
- закреплять знания детей о злаковых культурах, о типах муки, хлебобулочных изделиях, которые из них делают, развивать зрительные функции, способствовать накоплению зрительных образов;
- развивать логическое мышление, зрительное и слуховое внимание, память, мелкую и общую моторику, обогащать словарь детей;
- расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;
- познакомить детей с процессом выращивания хлеба;
- дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда.
Художественно-эстетическое развитие:
-развивать умение видеть красоту в ближайшем окружении.
- развивать способности, воображение и индивидуальное самовыражение, прививать чувство эмоции. Откликаться на эмоции воспитателя.
Физическое развитие:
- развивать двигательную активность, создавая положительный эмоциональный настрой;
-способствовать сохранению физического и психического здоровья детей на основе двигательной активности при проведении динамической паузы;
Индивидуальная работа: активизировать детей в деятельности, пополнять словарь новыми словами.
Предварительная работа: Чтение сказки «Колосок», просмотр иллюстраций о хлебе, заучивание стихотворений, потешек, пословиц, пальчиковых гимнастик о хлебе.
Оборудование для педагога: поднос с хлебобулочными изделиями, укрытый салфеткой; опорные картинки к беседе; картинки к игре "Разложи по полочкам"; картинки (хлеб, булка, каравай, батон, баранка, кулич, рогалик, пирог); материал для практического упражнения "Из какой муки испекли?".
Оборудование для детей: картинки с изображением хлебобулочных изделий.
1. Вводная часть. Организационный момент.
В. : Доброе утро, посмотрите ребята, у нас сегодня в группе гости, давайте с ними поздороваемся.
Д. : Доброе утро.
В. : Станем в круг, и поздороваемся друг с другом.
Здравствуй правая рука (протягиваем вперёд,
Здравствуй левая рука (протягиваем вперёд,
Здравствуй друг (берёмся одной рукой с соседом,
Здравствуй друг (берёмся другой рукой,
Здравствуй, здравствуй дружный круг! (качаем руками).
Вдруг, слышится писк за дверью.
- Ой, ребята, посмотрите, мышата. Давайте послушаем, чего же они хотят.
Мышки: "Петушок говорит, будто мы не бережем хлеб и относимся к нему небрежно: играем с хлебом, бросаем, можем наступить на него. Поэтому Петушок не приглашает нас за стол"
- В доме у казаков всегда богатый стол, посмотрите.
(обращает внимание на картинку)
- А во главе стола всегда каравай – круглый хлеб. Так и говорят – "Хлеб – всему голова".
Петушок передал для вас, ребята корзинку!
Давайте посмотрим, что же нам принёс мышонок. Ой, а здесь открытка:
«Ребята, расскажите, пожалуйста, мышатам о том, как люди выращивают хлеб, чтобы мышата все поняли и стали относиться к хлебу бережно. Ваш Петушок»
- Вот такая история, ребята, ну, что, поможем мышатам, докажем Петушку, что мышата могут хорошо относиться к хлебу?
Петушок рад с вами поделиться своим урожаем! (воспитатель обращает внимание детей на поднос, укрытый салфеткой с хлебными изделиями)
Вот он хлебушек душистый,
Вот он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол,
он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем — земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем…
2. Основная часть.
Беседа с опорными картинками
В. : «У народа есть слова - хлеб всему голова»
Как вы думаете, почему так говорят?
(ответы детей)
Верно, каждый день мы едим хлеб, и нет такого человека, который не знал и не любил бы его вкуса. Хлеб, раньше, в старину называли «жито», от слова «жить». А наш Ставропольский край называют житницей России, край хлеборобов. Ставрополье не зря называют «Житницей России», хлеборобным краем. Сельское хозяйство является главной отраслью экономики края. Наше зерно отличается высоким качеством. Из него пекут вкусный хлеб.
Хлеб – наше богатство, в него вложен труд многих людей. Мы с вами не можем себе представить обеденный стол без белого и черного хлеба. Многие из вас любят кушать сушки, печения, баранки, пироги, и пирожки. А Вы знаете, из чего делают эти продукты питания?
(Ответы детей)
В. : Правильно из муки. А что такое мука? Из чего ее получают?
(Ответы детей)
В. : Хотите узнать, какой большой путь проходит хлебный колосок, чтобы превратиться в пышный хлеб на нашем столе?
Воспитатель: Вырос в поле дом
Полон дом зерном.
Стены позолочены,
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
На столбе золотом.
(Ответы детей - колос).
Воспитатель: Правильно - это колос. А что такое колосок? Откуда он берётся? В колоске много зёрен. Где он растёт? … Он растёт в поле - это полевое растение. Это пшеница или рожь. И сейчас мы расскажем мышатам, как же колосок стал душистым караваем.
1-й стол «Поле золотое»
Вырастить хлеб тяжелая работа. Ранней весной люди сеют зерна в землю. Через время ростки прорастают, напиваются дождевой воды и тянутся к солнцу.
а) В колоске живут зёрнышки.
Воспитатель: (показывает тарелочку с зерном, даёт детям его потрогать)
Посмотрите, ребята, какие маленькие зёрнышки! Положите их на ладошку.
Воспитатель: Ребята, а давайте покажем и расскажем Мышонку, как мы тоже посадили зёрнышко пшеницы и что у нас выросло. (Воспитатель демонстрирует ёмкость с выросшей пшеницей и походу показа, задаёт детям наводящие вопросы)
Воспитатель: Что мы сделали с зёрнышком сначала? (Мы зёрнышко завернули в мокрую тряпочку).
Воспитатель: А какая была водичка у нас в тазике? (Тёплая)
Воспитатель: А что мы
делали потом с зёрнышком, куда мы его поставили? (На окошко, там, где солнышко)
Воспитатель: А когда мы развернули тряпочку, что мы увидели? (Маленькие, беленькие росточки)
Воспитатель: Молодцы, а дальше, что мы делали? (Посадили зёрнышки в землю, полили водичкой и укрыли пакетом, чтобы зёрнышкам было тепло)
Воспитатель: Умницы! Зёрнышко проросло и вот, что у нас получилось. Колосков нет, только зелёные росточки.
-Молодцы, ребята. Хотите узнать, что дальше происходит с колосками?
2-й стол «Жатва»
За лето колоски окрепнут, наберутся жизненных сил и полезных веществ. Осенью, когда зерно созревает, колос приобретает желто - золотистый цвет. Наступает время собирать урожай. На поля выходит техника и люди. Начинается кропотливая работа.
Комбайн срезает колосья, обмолачивает – отделяет зёрна от колосьев. Затем эти зёрна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые увезут зерно на элеваторы.
Элеваторы- специальные сооружения для хранения зерна. (Дети повторяют слово хором и индивидуально).
Дальше машины везут зерно на мельницу. Там зерно перебирают, растирают и мелют до состояния муки.
(Рассмотреть, какая бывает мука)
Отгадайте загадку:
Он сыплет в мельницу зерно.
Ты назови скорей его.
Дети: Мельник.
Воспитатель: Правильно, мельник.
Сюрпризный момент:
Воспитатель: Родители смастерили нам замечательную мельницу, а я вам принесла показать, какие еще бывают мельницы. И сейчас мы с вами попробуем перемолоть зёрнышки. У этой мельницы, есть маленькое отверстие, дырочка. Бросайте зёрнышки в эту дырочку.
Воспитатель вносит мельницу, каждый воспитанник бросает по одному зёрнышку в мини – мельницу, воспитатель начинает вращать рычаг у мельницы, затем предлагает воспитанникам побыть мельниками.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, что у нас получилось.
(воспитатель открывает крышку у мельницы и показывает детям результат).
Воспитатель: Что это?
Ответы детей: мука
Воспитатель: Дети, а куда потом отправляют муку?
Дети: На хлебозавод, в пекарню.
Физкультминутка "Колос растет"
А сейчас мы с вами превратимся в маленькие зернышки – немного подвигаемся.
Игровое упражнение на развитие движений:
Вырос в поле колосок (дети сидят на корточках)
Он не низок, не высок (постепенно поднимаются)
Налетел ветерок (поднимают руки вверх, качаются)
Закачался колосок.
Мы в поле пойдём (ходьба на месте)
Колоски соберём (наклоны)
Муки натолчём (кулаками одной руки стучат по ладони другой)
Каравай испечём, (сжимают кисти рук)
Гостей приглашаем
Караваем угощаем (вытягивают руки вперёд, ладони вверх).
3-й стол «Пекарня»
Дальше мука отправляется на хлебозаводы. Из пшеничного зерна получается пшеничная мука, а еще из зерна получается пшеничная и манная крупа. Из муки получается белый хлеб, баранки, печенье, булки, сушки, пирожки и другие изделия. А из ржаных зерен получают ржаную муку. И пекари выпекают ржаной хлеб. Круглые сутки грузовые машины доставляют горячий хлеб в магазины и детские сады, что каждый из нас мог отведать вкус настоящего хлеба.
В. : Вот он какой, наш главный продукт - хлеб!
Логическая цепочка «Как хлеб на стол пришёл?»
-А сейчас нужно разместить картинки на доске.
(Дети берут картинки и прикрепляют по очередности действий)
Игра «Собери картинки по порядку и расскажи действия»
1. Трактор пашет землю
2. Посадка семян
3. Урожай пшеницы
4. Комбайны убирают урожай.
5. Элеватор: сушка зерна
6. Мельница (переработка зерна в муку)
7. Пекарня (пекут хлеб)
8. Готовый хлеб привозят в магазин
9. Семья за столом с хлебом.
Воспитатель: Правильно, молодцы. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи. Специальные машины вымешивают тесто для хлеба. А кто выпекает хлеб, нам поможет узнать загадка:
Встанем мы, когда вы спите,
И муку просеем в сите,
Докрасна натопим печь,
Чтобы хлеб к утру испечь.
(Пекари.)
Воспитатель: Правильно! Давайте и мы превратимся в пекарей, замесим тесто для хлеба.
Мешу, мешу тесто, есть в печи место.
Пеку, пеку каравай - переваливай, валяй!
Ладушки, ладушки, испекли оладушки.
На окно поставили, остывать заставили.
Остынут, поедим и воробушкам дадим.
Воробушки сели и все крошки съели!
В. : Молодцы, ребята! Мышата, хотят с вами поиграть!
Упражнение «Все по полочкам»
Бабушка купила в булочной пшеничный хлеб, ржаной каравай, батон, сушки, пирог, пирожки, пряники. На какую фигуру похожа булка хлеба? Каравай? Батон? Помогите разложить продукты по полкам, так чтобы на первой полке были изделия прямоугольной формы, на второй – круглой, на третьей – овальной.
хлебные изделия круглой формы (каравай, бублик, пряник, сушка)
хлебные изделия бывают прямоугольной формы? (булка хлеба, пирог, печенье)
хлебные изделия овальной формы? (пирожок, батон, пряник)
В. : Продолжаем, поиграем, и узнаем, что из какой муки испекли.
Мы знаем, что есть пшеничная мука, а есть и ржаная.
Ваша задача. Соединить линиями изображения колосков пшеницы и ржи с изделиями из ржаной и пшеничной муки!
В. : А сейчас попробуйте угадать профессии:
На тракторе работает кто? (тракторист)
На сеялке работает кто? (сеяльщик)
На комбайне работает кто? (комбайнер)
На мельнице работает кто? (мукомол)
В пекарне работает кто? (пекарь)
Как можно назвать всех людей, которые помогли вырастить урожай хлеба?
Д. : Хлеборобы.
В. : Молодцы, ребята! Вы очень много знаете, и умеете.
Вот ржаной каравай,
С корочкой румяной.
Никогда не забывай -
На столе он главный!
Без него обед не в счёт.
В праздники и будни:
«Хлебу слава и почёт!» -
Говорят все люди.
Мышонок: Какое прекрасное стихотворение
Воспитатель: Как много людей трудится, чтобы появился вкусный хлеб! К нему нужно бережно относиться. Не крошить хлеб во время еды, не оставлять недоеденные кусочки, не выбрасывать их. Когда будете есть хлеб, вспомните, сколько труда вложено в каждый кусочек.
3. Заключительная часть. Подведение итогов. Рефлексия:
(вопросы к детям)
Итак, для того, чтобы на нашем столе всегда был душистый хлеб с хрустящей корочкой, трудится много людей. Давайте вспомним, кто это?
(Хлебороб, мельник, пекарь).
-Что выпекают из муки пекари? (Хлебобулочные изделия : хлеб, каравай, булочки)
Воспитатель: Вот сколько интересного рассказали мы Мышонку. Он говорит вам спасибо, ему пора возвращаться!
Дети, помните о том, что хлеб – самое главное богатство, создан он огромным трудом. Когда вы будете есть хлеб, вспомните, сколько человеческого труда вложено в каждую буханку хлеба. Берегите хлеб!