Приложение МААМ

Методическая разработка по патриотическому воспитанию «Говорящий плакат»

Людмила Лоскутникова
Методическая разработка по патриотическому воспитанию «Говорящий плакат»
▼ Скачать + Заказать документы

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи

начинается с малого – любви к своей семье,

к своему жилищу, к своему детскому саду.

Постепенно расширяясь, эта любовь переходит

в любовь к Родной стране, к её истории.

Прошлому и настоящему, ко всему человечеству.

Д. С. Лихачов

1. Пояснительная записка.

1.1. Актуальность

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Поэтому в современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Публикация «Методическая разработка по патриотическому воспитанию „Говорящий плакат“» размещена в разделах

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью своей Родины. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым относится чувство патриотизма.

Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Роднит эти чувства единая основа - привязанность и чувство защищенности. Значит, если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному дому, к родной улице, к родному поселку и родной стране.

Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному поселку и родной стране. Потенциал дошкольного возраста как периода формирования личности уникален. И дело даже не в том, что именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности, а в том, что в более поздних периодах эти возможности утрачиваются и упущенное в дошкольном детстве наверстать в школе чаще всего не удается. А ведь именно от того, как ребенок воспримет окружающий его мир в детстве, в большей степени зависят его школьные годы, а в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека.

1.2. Педагогическая целесообразность

Патриотическое воспитание, являясь важной и неотъемлемой составляющей духовно-нравственного развития личности ребенка с недоразвитием речи, может и должно служить средством в развитии речи детей.

Хорошо известно, что главным средством развития ребёнка в дошкольном возрасте является родное слово, родная речь.

Правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Совершенствование речи, то есть овладение детьми способностью правильно воспринимать и понимать словесную информацию, а также точно и разнообразно выражать свои мысли и чувства, имеет исключительно важное значение для их полноценного и своевременного психического развития. Через формирование любви к родителям, семье, природе, большой и малой Родине, воспитание культуры поведения мы создаём естественную среду для овладения языком родного народа, развития связной речи и расширения словарного запаса ребёнка.

Поэтому, я считаю данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.

1.3. Новизна

В своей работе патриотическое воспитание формирую через дидактические игры с помощью «Говорящего плаката» (Приложение 1).

Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр – развитие ребёнка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, выход ребёнка на творческое, экспериментальное поведение.

Особое внимание уделяю дидактической игре, так как она имеет большое значение для воспитания. Кроме речевого развития, с помощью моего методического пособия осуществляется познавательное развитие, так как дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.

Благодаря использованию дидактических игр, опираясь на «Говорящий плакат», процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.

Дидактические игры, которые используются в моей разработке развивают речь детей: пополняют и активизируют словарь, формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь, совершенствуют умения правильно выражать свои мысли. При изготовлении и составлении плаката у детей развиваются творческие способности, развивается мышление, мелкая моторика пальцев рук.

1.4. Цель, задачи

Основная цель методической разработки заключается в развитии связной речи и обогащение словаря у детей старшего дошкольного возраста в процессе нравственно- патриотического воспитания.

Использование «Говорящего плаката» способствует решению следующих задач:

формированию представления о родной стране, посёлке, сельскохозяйственных профессиях, о Российской армии, о космическом пространстве, о государственных праздниках, о героях Великой Отечественной войны, о временах года, животных, транспорте;

развитию связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, фонематического слуха, речевого творчества;

формированию гражданской позиции, патриотизма.

1.5. Условия реализации

Разработанный материал можно использовать с детьми начиная с младшего дошкольного возраста.

«Говорящий плакат» может использоваться в проектной и исследовательской деятельности дошкольников. А также работать над его созданием можно на протяжении всего тематической периода. В начале работы мы узнаем, что мы знаем, что хотим узнать и каким способом мы будем это делать. Что мы знаем, сразу вносим на плакат, а затем в течение недели, что узнаём нового, добавляем, вставляем. На итоговом занятии используем плакат, для обобщения представлений по теме недели или по теме проекта. Дидактические игры с использованием «Говорящего плаката» можно использовать как в образовательной деятельности, так и в режимных моментах. Для создания плаката можно использовать мнемосхемы. Можно привлекать родителей вместе с детьми находить нужный материал для плаката или изготовить своими руками.

1.6. Планируемые результаты

В результате работы с использованием метода «Говорящий плакат» у детей:

• сформируются представления о родной стране, посёлке, сельскохозяйственных профессиях, о Российской армии, о космическом пространстве, о государственных праздниках, о героях Великой Отечественной войны, о временах года, животных, транспорте;

• связная, грамматически правильная диалогическая и монологическая речь, фонематический слух, речевое творчество;

• гражданская позиция, патриотизм.

1.7. Педагогическая диагностика

Для отслеживания степени достижения каждым воспитанником планируемых результатов использовала вопросники.

Назови страну, в которой ты живёшь;

Назови малую Родину; достопримечательности своего посёлка;

Как ты думаешь, какую музыку слушают стоя;

Назови, по каким особым знакам можно узнать свою страну;

Как зовут президента нашей страны;

Какие времена года ты знаешь;

Каких птиц ты знаешь;

Какие бывают птицы;

Расскажи, какие растения нашего края ты знаешь;

Каких животных нашего края ты знаешь;

Какие явления природы ты знаешь;

Какие виды транспорта бывают;

Какие профессии есть в посёлке;

Как животные готовятся к зиме;

Расскажи о традиции празднования Нового года;

Какие рода войск ты знаешь;

Что такое Вселенная;

Кто был первым лётчиком-космонавтом;

3. Заключение

В начале учебного года дети, отвечая на эти вопросы, часто допускали ошибки. Затруднялись назвать достопримечательности посёлка, сельскохозяйственные профессии, символику страны, профессии, которые есть в посёлке, рода войск, что такое Вселенная, виды транспорта, животные и растения нашего края. На поставленные вопросы отвечали с трудом, в основном неверно.

В результате работы в системе, во время образовательной и повседневной деятельности, с использованием метода «Говорящий плакат» в конце учебного года дети без особого труда называют страну, посёлок, домашний адрес, достопримечательности посёлка, сельскохозяйственные профессии, связно и последовательно отвечают на поставленные вопросы, знают символику страны, называют профессии своего посёлка, виды транспорта, праздники. Рассказывают о явлениях природы, растениях и животных нашего края. У детей сформировалась диалогическая и монологическая речь, дети научились участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их. Научились дети рассказывать: описывать предмет, явление (природное, составлять рассказ и называть слова, начинающие на определенный звук.

4. Список использованной литературы

1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. познавательное развитие в дошкольном детстве. -М., 2012.

2. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Дорофеева Э. М. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования-6-е изд., доп. –М. : Мозаика –Синтез, 2020-368с.

3. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания/ под ред. Л. А. Венгера. - М., 1986.

4. Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. –М., 1932.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобр-науки РФ. –М. :ТЦ Сфера, 2016.-96с.

Интернет ресурсы:

1. https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/11fb/0002d11a-8b7fd7ce/img1.jpg

Публикации по теме:

Методическая разработка ко Дню космонавтикиМетодическая разработка ко Дню космонавтики О полётах в космос мечтали всегда![/b] День Космонавтики – праздник, знаменующий собой открытие новой, космической эры в развитии человечества.

Методическая разработка ко Дню памяти А. С. ПушкинаМетодическая разработка ко Дню памяти А. С. Пушкина 10 февраля. "Погиб поэт! - невольник чести. " Ни для кого не секрет, что за день 10 февраля. Это не праздничная дата. Скорбный день. День.

Методическая разработка «Кошки в музыке»Методическая разработка «Кошки в музыке» Тема кошек и котов в пении, танце и драматизациях Сегодня, в продолжение темы кошек и котов, предлагаю вам приблизительный «кошачий» репертуар,.

Методическая разработка по организующему моменту НОДМетодическая разработка по организующему моменту НОД Кроссворд, как заинтересовывающая форма организации Фотография Оксаны Теликовой, выставляется с её разрешения. В таком виде кроссворд.

Методическая разработка дидактических игр по воспитанию у детей интереса к шашечной игреМетодическая разработка дидактических игр по воспитанию у детей интереса к шашечной игре Данная методическая разработка будет полезна для родителей детей старшего дошкольного возраста, а также для педагогов ДОУ. Все родители.

Методическая разработка-территория здоровьяМетодическая разработка-территория здоровья «Группы дошкольного образования - территория здоровья» В настоящее время улучшение качества образования, состояния здоровья, профилактика.

Методическая разработка «Тетрадь по самообразованию» .

Методическая разработка «Задача про дни недели»Методическая разработка «Задача про дни недели» Вера Калужина в публикации от 28.10 с. г. представила очень интересную работу с фетровой Жар-птицей, в которой было такое задание: Иван.

Методическая разработка «Животный мир Антарктиды»Методическая разработка «Животный мир Антарктиды» Пояснительная записка. Экологическое воспитание детей очень актуально и задача педагогов сейчас состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольника.

Проект по гражданско-патриотическому и военно-патриотическому воспитанию дошкольников «Я частичка России»Проект по гражданско-патриотическому и военно-патриотическому воспитанию дошкольников «Я частичка России» Долгосрочный проект по гражданско-патриотическому и военно-патриотическому воспитанию дошкольников на тему"Я частичка России" Актуальность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка по патриотическому воспитанию «Говорящий плакат»
Опубликовано: 17 мая 2021 в 15:44
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка по патриотическому воспитанию «Говорящий плакат»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Лоскутникова (УИ 264086) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД