Людмила Лоскутникова
Методическая разработка по патриотическому воспитанию «Говорящий плакат»
▼ Скачать +Заказ
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи
начинается с малого – любви к своей семье,
к своему жилищу, к своему детскому саду.
Постепенно расширяясь, эта любовь переходит
в любовь к Родной стране, к её истории.
Прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
Д. С. Лихачов
1. Пояснительная записка.
1.1. Актуальность
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Поэтому в современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Публикация «Методическая разработка по патриотическому воспитанию „Говорящий плакат“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Стенгазеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2021
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью своей Родины. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым относится чувство патриотизма.
Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Роднит эти чувства единая основа - привязанность и чувство защищенности. Значит, если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному дому, к родной улице, к родному поселку и родной стране.
Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному поселку и родной стране. Потенциал дошкольного возраста как периода формирования личности уникален. И дело даже не в том, что именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности, а в том, что в более поздних периодах эти возможности утрачиваются и упущенное в дошкольном детстве наверстать в школе чаще всего не удается. А ведь именно от того, как ребенок воспримет окружающий его мир в детстве, в большей степени зависят его школьные годы, а в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека.
1.2. Педагогическая целесообразность
Патриотическое воспитание, являясь важной и неотъемлемой составляющей духовно-нравственного развития личности ребенка с недоразвитием речи, может и должно служить средством в развитии речи детей.
Хорошо известно, что главным средством развития ребёнка в дошкольном возрасте является родное слово, родная речь.
Правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Совершенствование речи, то есть овладение детьми способностью правильно воспринимать и понимать словесную информацию, а также точно и разнообразно выражать свои мысли и чувства, имеет исключительно важное значение для их полноценного и своевременного психического развития. Через формирование любви к родителям, семье, природе, большой и малой Родине, воспитание культуры поведения мы создаём естественную среду для овладения языком родного народа, развития связной речи и расширения словарного запаса ребёнка.
Поэтому, я считаю данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.
1.3. Новизна
В своей работе патриотическое воспитание формирую через дидактические игры с помощью «Говорящего плаката» (Приложение 1).
Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр – развитие ребёнка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, выход ребёнка на творческое, экспериментальное поведение.
Особое внимание уделяю дидактической игре, так как она имеет большое значение для воспитания. Кроме речевого развития, с помощью моего методического пособия осуществляется познавательное развитие, так как дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.
Благодаря использованию дидактических игр, опираясь на «Говорящий плакат», процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.
Дидактические игры, которые используются в моей разработке развивают речь детей: пополняют и активизируют словарь, формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь, совершенствуют умения правильно выражать свои мысли. При изготовлении и составлении плаката у детей развиваются творческие способности, развивается мышление, мелкая моторика пальцев рук.
1.4. Цель, задачи
Основная цель методической разработки заключается в развитии связной речи и обогащение словаря у детей старшего дошкольного возраста в процессе нравственно- патриотического воспитания.
Использование «Говорящего плаката» способствует решению следующих задач:
формированию представления о родной стране, посёлке, сельскохозяйственных профессиях, о Российской армии, о космическом пространстве, о государственных праздниках, о героях Великой Отечественной войны, о временах года, животных, транспорте;
развитию связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, фонематического слуха, речевого творчества;
формированию гражданской позиции, патриотизма.
1.5. Условия реализации
Разработанный материал можно использовать с детьми начиная с младшего дошкольного возраста.
«Говорящий плакат» может использоваться в проектной и исследовательской деятельности дошкольников. А также работать над его созданием можно на протяжении всего тематической периода. В начале работы мы узнаем, что мы знаем, что хотим узнать и каким способом мы будем это делать. Что мы знаем, сразу вносим на плакат, а затем в течение недели, что узнаём нового, добавляем, вставляем. На итоговом занятии используем плакат, для обобщения представлений по теме недели или по теме проекта. Дидактические игры с использованием «Говорящего плаката» можно использовать как в образовательной деятельности, так и в режимных моментах. Для создания плаката можно использовать мнемосхемы. Можно привлекать родителей вместе с детьми находить нужный материал для плаката или изготовить своими руками.
1.6. Планируемые результаты
В результате работы с использованием метода «Говорящий плакат» у детей:
• сформируются представления о родной стране, посёлке, сельскохозяйственных профессиях, о Российской армии, о космическом пространстве, о государственных праздниках, о героях Великой Отечественной войны, о временах года, животных, транспорте;
• связная, грамматически правильная диалогическая и монологическая речь, фонематический слух, речевое творчество;
• гражданская позиция, патриотизм.
1.7. Педагогическая диагностика
Для отслеживания степени достижения каждым воспитанником планируемых результатов использовала вопросники.
Назови страну, в которой ты живёшь;
Назови малую Родину; достопримечательности своего посёлка;
Как ты думаешь, какую музыку слушают стоя;
Назови, по каким особым знакам можно узнать свою страну;
Как зовут президента нашей страны;
Какие времена года ты знаешь;
Каких птиц ты знаешь;
Какие бывают птицы;
Расскажи, какие растения нашего края ты знаешь;
Каких животных нашего края ты знаешь;
Какие явления природы ты знаешь;
Какие виды транспорта бывают;
Какие профессии есть в посёлке;
Как животные готовятся к зиме;
Расскажи о традиции празднования Нового года;
Какие рода войск ты знаешь;
Что такое Вселенная;
Кто был первым лётчиком-космонавтом;
3. Заключение
В начале учебного года дети, отвечая на эти вопросы, часто допускали ошибки. Затруднялись назвать достопримечательности посёлка, сельскохозяйственные профессии, символику страны, профессии, которые есть в посёлке, рода войск, что такое Вселенная, виды транспорта, животные и растения нашего края. На поставленные вопросы отвечали с трудом, в основном неверно.
В результате работы в системе, во время образовательной и повседневной деятельности, с использованием метода «Говорящий плакат» в конце учебного года дети без особого труда называют страну, посёлок, домашний адрес, достопримечательности посёлка, сельскохозяйственные профессии, связно и последовательно отвечают на поставленные вопросы, знают символику страны, называют профессии своего посёлка, виды транспорта, праздники. Рассказывают о явлениях природы, растениях и животных нашего края. У детей сформировалась диалогическая и монологическая речь, дети научились участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их. Научились дети рассказывать: описывать предмет, явление (природное, составлять рассказ и называть слова, начинающие на определенный звук.
4. Список использованной литературы
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. познавательное развитие в дошкольном детстве. -М., 2012.
2. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Дорофеева Э. М. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования-6-е изд., доп. –М. : Мозаика –Синтез, 2020-368с.
3. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания/ под ред. Л. А. Венгера. - М., 1986.
4. Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. –М., 1932.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобр-науки РФ. –М. :ТЦ Сфера, 2016.-96с.
Интернет ресурсы:
1. https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/11fb/0002d11a-8b7fd7ce/img1.jpg