Мандрикова Надежда
Цикл занятий «Городецкие потешки: декоративное рисование по мотивам городецкой росписи»
▼ Скачать + Заказать документы
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Городецкие потешки: декоративное рисование по мотивам городецкой росписи»
Составила:
педагог дополнительного образования
МАУДО "ДДюТ"
Мандрикова Надежда Евгеньевна
г. Владимир, 2022 год
Содержание
1. Аннотация___
2. Введение ___
3. Конспекты занятий ___
4. Список литературы___
5. Приложения___
Аннотация
Публикация «Цикл занятий „Городецкие потешки: декоративное рисование по мотивам городецкой росписи“» размещена в разделах
- Городецкая роспись, узоры
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Потешки для детей
- Потешки. Конспекты занятий
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Конспекты
- Темочки
Воспитание патриотов и граждан, любящих свою Родину, невозможно без приобщения подрастающего поколения к духовному богатству русского народа, к нашей исконной культуре и традициям.
Педагог, знакомя учащихся с традиционными народными промыслами, их тесной связью с природой и бытом русского человека, обращая внимание детей на символизм и естественную красоту предметов, созданных руками мастеров, способствуют формированию основ художественной культуры и эстетического восприятия, воспитывает чувство гордости за культурное наследие страны.
Данная методическая разработка включает конспекты занятий по теме «Городецкая роспись», которые входят в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Город мастеров», предназначенную для работы с детьми в возрасте от 7 до 13 лет. Программа рассчитана на 2 года обучения.
В ходе занятий учащиеся знакомятся с историей возникновения промысла, его мотивами и орнаментами, работают с цветом, учатся выполнять элементы городецкой росписи, иллюстрируют небольшие фольклорные произведения (потешки). Обучение строится по принципу «от простого к сложному», от репродуктивного метода педагог переходит к творческой импровизации, вдохновляя детей на создание собственных композиций. Использование технологии «творческой мастерской» позволяет раскрывать потенциал детей, развивать их творческие способности, в совместной деятельности находить решение поставленных задач. При этом педагог в данном процессе выступает в качестве советника, консультанта, помогающего объединить общие усилия учащихся. Отличительной особенностью данных занятий является использование в работе не только средств декоративно - прикладного искусства, но и устного народного творчества.
Данная методическая разработка будет полезна педагогам дополнительного образования, реализующим программы по ИЗО и ДПИ, воспитателям дошкольных учреждений, учителям начальных классов.
Конспекты занятий
Занятие№1.
Тема «Знакомство с городецкой росписью».
Цель: Создание условий для приобщения детей к народному творчеству через знакомство с городецкой росписью.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с историей возникновения городецкой росписи, с ее сюжетами и мотивами.
2. Познакомить с последовательностью выполнения элементов Городецкой росписи.
3. Формировать навыки технического исполнения городецкой росписи, закрепить умение получения дополнительных цветов из основных.
4. Развивать фантазию и художественный вкус.
5. Воспитывать интерес с народному творчеству.
Материалы:
Для педагога: образцы городецкой росписи, технологические карты, альбомы для раскрашивания, альбомы с иллюстрациями
Для детей: бумага формата А3, гуашь, палитра, баночки для воды, кисти.
Ход занятия
Теоретическая часть
Педагог: Добрый день, ребята! Сегодня я вас приглашаю в сказку, где живут сказочные кони, птицы, распускаются волшебные цветы. Поможет нам в этом загадка:
Коль на досочке девица
Иль удалый молодец,
Чудо-конь и чудо-птица,
Это значит … (Городец).
В синих купавках,
В красных бутонах,
Крупных и мелких
Листьях зеленых
Привезли ларец
Из города … (Городец).
Сегодня мы с вами побываем в городе Городце, узнаем секреты мастерства городецких умельцев и попробуем сами нарисовать элементы этой волшебной росписи.
Городец
Роспись, которая ныне называется Городецкой, родилась в Поволжье, в Нижегородской области, на берегах чистой и светлой речки Узоры, в селениях Косково, Курцево, Репино, Боярское и др. В XVIII в. здесь возникает центр производства прядильных донец и игрушек, свои изделия крестьяне возили продавать на ярмарку, в село Городец. Поэтому роспись, выполненная на этих изделиях, получила название Городецкой.
Старинный русский город Городец Нижегородской области словно пришел из сказки. В нем живут замечательные мастера, которые создают красоту своими руками, поэтому этот город называют «городом мастеров». Здесь всегда любили сказки: мастерили сказочно красивые корабли, дома и разную домашнюю утварь украшали затейливой резьбой и росписью.
Расписные панно, ларцы, тарелки с всадниками, барышнями, воинами, птицами и цветами городецких художников излучают добро и радость.
Цветы старые мастера писали фантастические, каких в природе не встретишь, но это только на первый взгляд так кажется.
Давайте посмотрим на рисунок, какие цветы можно здесь увидеть?
Ответы детей
Если присмотреться внимательно, то можно увидеть купавки, ягоды, пышные розы (Педагог показывает на рисунке элементы). Центр розана совпадает с центром розетки лепестков. У купавки центр цветка смещен влево или вправо.
Пишут городецкие мастера как по цветному фону, так и по неокрашенному дереву. Чаще всего они используют красивую фактуру сосны. Палитра городецкой росписи красочна и разнообразна. Зеленые, золотые, желтые, голубые, синие, коричневые, розовые и красные цвета сочетаются с черным и белым.
Особую выразительность городецкой росписи придает нарядная «ожив-ка», выполненная белилами. Штрихи, линии, точки, дуги украшают цветы и фигуры.
Черным цветом тоже можно подчеркнуть форму ягод, цветов, листочков. Очень выразительны цветы, у которых половина круга выделена черной оживкой, а половина — белой. Этот простой прием создает впечатление движения, вносит динамику в роспись.
Мы с вами познакомились с историей создания Городецкой росписи, с некоторыми ее элементами, а прежде чем узнать секреты мастерства и приступить к рисованию, предлагаю вам зарядить солнечной энергией.
Физкультминутка
«Солнце»
Солнышко утром встало
(встают из-за стола,
Лучики всем разослало
(руки подымают вверх,
пальцы растопырены).
Вдруг проказник- ветерок
(волнообразные движения руками,
Небо тучей заволок
(круговые движения руками)
И деревья раскачал
(движение руками перед собой)
Дождь негромко застучал.
Барабанит дождь по крыше
(стучат по крышке стола пальцами,
Солнце клонится всё ниже,
Вот и спряталось за тучи,
Ни один не виден лучик
(исходное положение).
Практическая часть:
Показ педагогом этапов выполнения росписи. Дети повторяют последовательность действий вслед за педагогом.
Процесс городецкой росписи состоит из нескольких этапов:
Первый этап - нанесение основных пятен орнамента на поверхность изделия круговым движением кисти, поставленной вертикально. Необходимо брать достаточное количество краски на кисть, чтобы получить яркое пятно за один приём. Это — подмалевок.
Следующий этап – тенёвка, более подробная прорисовка орнамента. Если в подмалёвке был использован голубой цвет, то тенёвка всегда выполняется синим цветом. Если подмалёвок выполнен остальными цветами, то по всем цветам (кроме голубого) тенёвка рисуется цветом краплак (красный + чёрный).
Тенёвка это нанесение графического рисунка на цветки городецкой росписи, а также оттенение листочков чёрным цветом.
При этом используются следующие элементы: кружочки, дуги, скобочки, штрихи, точки, капельки, спирали.
Завершающий этап - оживка. Точки, черточки и дужки разной величины делают орнамент более выразительным. Обратите внимание, как белая и чер-ная «оживки» завершают роспись, делают ее еще наряднее.
Цветочные орнаменты - пышные «розаны», ромашки, городецкие розы, купавки и бутоны пишутся широко и декоративно. Цветы являются символом здоровья и процветания. Листочки в узорах разнообразны по форме, размеру и расцветке. Они почти всегда расположены группами из двух, трёх или пяти листьев. Они могут быть подчёркнуты с одной или двух сторон контурной линией и украшены тонкими мазками, усиками, точками.
Работа детей
Рефлексия:
Ребята, сегодня мы многое узнали о городецкой росписи, ее истории, элементах и этапах выполнения. Мастера решили проверить ваши знания и оставили вам секретное послание, в котором зашифрованы элементы городецкой росписи. Давайте их найдем.
Филворд
Молодцы, справились с заданием! Нашли все спрятанные элементы.
Давайте вспомним, сколько этапов? (3 этапа)
Как называется этап выполнения кругового движения кистью? (Подмалевок)
На каком этапе мы прорисовываем орнамент (Этап тенёвки).
Как называется заключительный этап? (Оживка)
Что вам было интереснее всего выполнять? (ответы детей)
Педагог: Ребята, на следующем занятии мы с вами не просто выполним роспись, а поучаствуем в творческой мастерской по созданию маленькой книжки с иллюстрациями. До встречи!
Занятие№2.
Тема «Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи. Создание проекта детской книжки- малышки «Городецкие потешки»».
Цель: создание коллективной творческой работы, объединяющей мотивы городецкой росписи и небольшие фольклорные произведения.
Задачи:
1. Закреплять навыки декоративного рисования по мотивам городецкой росписи.
2. Знакомить учащихся с устным народным творчеством на примере потешек, загадок, прибауток.
3. Развивать познавательную активность и творческое мышление.
4. Способствовать формированию художественного вкуса.
5. Развивать умение работать в команде, достигать поставленной цели совместными усилиями.
6. Разработать проект детской-книжки малышки «Городецкие потешки».
Материалы и оборудование:
Для педагога: образцы городецкой росписи, технологические карты, альбомы с иллюстрациями, русский народный фольклор.
Для детей: бумага формата А3, гуашь, палитра, баночки для воды, кисти.
Ход занятия
Педагог: Добрый день, ребята! Наше путешествие по волшебной стране народных промыслов продолжается. И сегодня мы с вами станем участниками творческого проекта, попробуем совместными усилиями создать чудо – книжку,на страницах которой объединятся разные виды народного творчества.
Городецкая роспись - как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Желтый вечер, черный конь,
И купавки, как огонь,
Птицы смотрят из ларца –
Чудо-роспись Городца!
Л. Куликова.
На прошлом занятии мы подробно изучали элементы одного из народных промыслов - городецкой росписи, учились их изображать.
А какие еще народные промыслы вы знаете? (Хохлома, Жостово, Владимирские узоры, Гжель и др.)
Ответы детей.
Молодцы! Знаете ли вы, что среди народных промыслов есть еще один вид – лубок? Лубочные картинки? Кто- нибудь слышал о них?
Обычно это ярко раскрашенные гравюры с пояснительным текстом. Другое название лубочных картинок – потешные листы. Произошло это название от потешных книг. Так в старину назывались книги с яркими картинками для детей.
Текстом на потешных листах служили пословицы, поговорки, былички, потешки. Как называется этот вид народного творчества? ответы детей
Правильно, устное народное творчество.
У меня есть волшебный короб, в котором хранится кладезь народной мудрости, настоящие фольклорные богатства (карточки с шутками, прибаутками, потешками, загадками и скороговорками). Давайте вместе заглянем туда. Дети выбирают карточки (Приложение).
Потешки - игровые песенки для детей, сопровождающиеся движениями рук или ног. Прибаутка – стихотворная короткая история. Скороговорка – шуточный жанр народного творчества, фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов.
Дети зачитывают потешки и скороговорки, загадывают загадки.
Педагог предлагает одну из потешек использовать в качестве физкультминутки:
Ой, качи, качи, качи,
(поочередно учащиеся касаются головы, рук, ног, потом руки на поясе)
В головах-то калачи,
В ручках прянички,
В ножках яблочки,
По бокам конфеточки,
Золотые веточки.
Практическая часть
Педагог: С народными промыслами и устным народным творчеством мы познакомились, о потешных картинках узнали, пришло время самим за работу взяться. Приглашая вас в творческую мастерскую. Готовы включить фантазию, выдумку и воображение?
Предлагаю вам попробовать свой потешный лист разработать: проиллюстрировать придуманную самостоятельно или выбранную потешку с помощью техники городецкой росписи.
Учащимся предлагается использовать книжки с фольклорным материалом. Дается время для выбора потешки из книг или сочинения своей собственной потешки. Учащиеся презентуют свои варианты.
Педагог: Итак, вы молодцы, с потешкими определились. Теперь текст перед глазами положим. Подумайте, как вы его сможете проиллюстри -ровать, какие элементы городецкой росписи использовать.
Учащиеся работают над эскизом, педагог при необходимости оказывает индивидуальную помощь: в выборе и расположении элементов городецкой росписи.
Учащиеся представляют свои эскизы. Обсуждаются общий стиль оформления. Приступают к работе над иллюстрацией.
Этапы декоративного рисования:
1. Выполнение эскизов
Эскиз простой
Эскиз с текстом потешки
2. Работа с цветом
3. Разработка и выполнение обложки и концевой страницы:
Готовые работы:
4. Презентация готовой книжки.
Педагог: Смотрите, какие у нас замечательные «Городецкие потешки» получились! Мы с вами в наших потешных листах объединили вместе народный фольклор и народный промысел, использовали элементы городецкой росписи и потешки проиллюстрировали, а также про характер лубочных картин не забыли. Молодцы, ребята, на славу постарались!
Глядя на работы свои и других ребят, какие эмоции вы испытываете? Какие работы особенно глаз радуют и почему? (ответы детей).
А как вы думаете, где мы можем нашу книжку использовать? В детских садах можем? (ответы детей) Для самых маленьких в нашем клубе можем? А если мы на все потешки еще и движения придумаем, то для физкультминуток можно легко их использовать.
Спасибо всем за работу!
Список литературы
1. Арбат Ю. А. Русская народная роспись по дереву/Ю. А. Арбат- М. : Дрофа, 2009.- 189 с.
2. Барышников А. А. Основы композиции / А. А. Барышников. - М. : Белый город, 2009. - 346 с.
3. Богуславская И. Я. Добрых рук мастерство / И. Я. Богуславская. - СПб. : Питер, 2012.
4. Ильченко М. И. Методическое пособие по городецкой росписи/ М. И. Ильченко, С. К. Мишин. - М. : Владос, 2009. -87с.
5. Коновалов А. Е. Городецкая роспись. – СПб. : Питер, 2009- 176с.
6. Максимов Ю. В. 7 истоков мастерства/Ю. В. Максимов. - М. :РОсмэн, 2010 – 356 с.
7. Махмутова Х. И. Роспись по дереву/Х. И. Махмутова. – М. : Дрофа, 2012 -287 с.
8. Попова Е. «Традиционные узоры» (альбом для раскрашивания, Изд-во «Малыш», М., 1983 г.
9. Супрун Л. Я. Городецкая роспись/Л. Я. Супрун. - М. : культура и традиции, 2010 – 147 с.
10. Яшина Г. А. Баюшки- баю. Русские народные потешки. - М. : Изд-во «Лабиринт», 2017 – 72 с.
Приложения
Потешки
Ой, качи, качи, качи,
В головах-то калачи,
В ручках прянички,
В ножках яблочки,
По бокам конфеточки,
Золотые веточки.
***
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шёлкова бородушка,
Что ты рано встаёшь,
Голосисто поёшь,
Деткам спать не даёшь?
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Ты подай голосок
Через тёмный лесок,
Через лес за реку
Покричи: ку-ка-ре-ку!
***
— Кисонька-мурысенька,
Где ты была?
— На мельнице.
— Кисонька-мурысенька,
Что там делала?
— Муку молола.
— Кисонька-мурысенька,
Что из муки пекла?
— Прянички.
— Кисонька-мурысенька,
С кем прянички ела?
— Одна.
— Не ешь одна! Не ешь одна!
Загадки
Из липы свито дырявое корыто,
По дороге идет, клетки кладет. (Лапти)
И для поделок неспроста людям служит (Береста)
Три раза в день берется, и опять на место кладется (Деревянная ложка)
Скороговорки
Солнце садится, струится водица.
Птица синица в водицу глядится.
Курочка шустра, пестра, Уточка с носка плоска.