Ткачева Кристина Александровна
Формирование здорового образа жизни дошкольников в семье и ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня одной из важнейших и глобальных проблем является состояние здоровья наших дошкольников. Воспитание сильного и здорового ребенка - это самое важное, что приходится делать нам, воспитателям дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка - основа формирования детской личности.
Физическое здоровье детей тесно связано с их психическим здоровьем и эмоциональным благополучием. Исходя из принципа "здоровый ребенок - успешный ребенок", я считаю невозможным решить проблему воспитания социально адаптированной личности без внедрения системы мер по улучшению санитарной работы и физического воспитания детей. Поэтому в настоящее время я использую здоровье-сберегающие методики для детей в детском саду. В группе организуются подвижные игры и упражнения с общеразвивающим эффектом. Основные составляющие здорового образа жизни — отдых и движение — должны быть должным образом интегрированы в систему дошкольного образования. Каждый день при работе с детьми я использую такую форму, как пальчиковые игры, которые являются эффективным средством повышения умственной активности, развития когнитивных психических процессов. И вот что получается в результате. Зрительные паузы, способствующие укреплению зрения, являются необходимым компонентом оздоровительного процесса во всех видах деятельности. Зрительная гимнастика помогает детям снять усталость, напряжение глаз. Также эффективно использовать "минуты отдыха" в течение дня. Все эти средства способствуют развитию психологического комфорта у детей, снимают стресс во время организованных мероприятий. "Точечный самомассаж (А. Уманская, как элемент психосоматической тренировки, способствует расслаблению мышц и снимает нервно-эмоциональное напряжение, повышает защитные силы организма. Проводится 1-2 раза в день. В моменты наведения порядка мы двигаемся дальше: потягиваемся, как кошка, перекатываемся, как неваляшка, зеваем, открываем рот до ушей, ползаем, как змея, без помощи рук. Это очень важно для развития и укрепления опорно-двигательного аппарата ребенка, снятия мышечных зажимов. Одним из способов, способствующих развитию творческих способностей и воображения, является музыкотерапия. Музыка и звуки природы повышают интерес к окружающему миру, способствуют развитию культуры ребенка. Я использую этот метод во время организованной и самостоятельной деятельности детей. Формируя здоровый образ жизни у дошкольников, я учу детей заботиться о своем здоровье, стремиться быть здоровыми. В своей работе с детьми дошкольного возраста я стараюсь формировать навыки личной гигиены, тщательно мыть руки перед едой, после похода в туалет, после прогулки, узнавать и называть части тела, прививать привычку полоскать рот питьевой водой после еды. Для овладения гигиеническими навыками я использую развивающие и ролевые игры, в которых дети знакомятся с предметами личной гигиены посредством игр. Игры помогают повысить осведомленность ребенка о вопросах ухода за собой. Меня очень интересует формирование навыков самообслуживания в работе с детьми. Важно научить детей правильно одеваться и раздеваться. Я обращаю внимание детей на то, что очень важно одеваться в соответствии со временем года, чтобы сохранить их здоровье. Одежда должна быть свободной, не стеснять движений, обувь должна соответствовать размеру стопы. В конце концов, неудобная обувь, которая спадает с ноги, или слишком тесная обувь могут стать причиной травм. Периодически ведутся разговоры об одежде, мы смотрим на нее, выясняем, почему носим носки, колготки, шарф, шапку, перчатки. Все эти беседы помогают обогатить знания детей, словарный запас, развить умения заботиться о своем теле. При усвоения и повторении мы проводим такие игры, как: "наряди куклу по погоде", "что для чего надевается или снимается" и т. д. Разговаривая с детьми, я обращаю внимание на то, как важно заботиться о своем здоровье, беречь его и избегать ситуаций, вредных для здоровья. Учу соблюдать осторожность в обращении с режущими предметами, нельзя принимать никаких лекарств и витаминов без контроля со стороны взрослых, а также брать угощенье и подарки от незнакомых людей. Также приучала быть осторожными при контакте с незнакомыми и тем более с бездомными животными, обучаю основным правилам безопасного поведения на улицах. Для этого в группе имеются все наглядные и демонстрационные материалы. Читала сказки: «Красная Шапочка», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса» и «Машины сказки», чтобы помочь детям понять, как нужно вести себя на улице и дома, общаться с чужими людьми, сохранить свою безопасность. Прочитав сказку, анализировала содержание сказки с детьми, старалась помочь понять, почему же так случилось? Надо ли слушаться взрослых? Слушаетесь ли вы своих родителей? Читая стихи о продуктах, заинтересовывала их попробовать, объясняла их важность в нашем рационе. Все игры, задания позволяют формировать у детей правильного отношения к своему здоровью.
Публикация «Формирование здорового образа жизни дошкольников в семье и ДОУ» размещена в разделах
Считаю, что в формировании здоровья детей особое значение имеет режим дня с его составляющими: пребывания на свежем воздухе даже в дождливую погоду, сон, занятия, игровая деятельность, отдых, прием пищи, личная гигиена, занятия физкультурой все это необходимо.
Большое внимание уделяю закаливанию детей. Ежедневно провожу утреннюю гимнастику, гимнастику после сна, гимнастику для глаз, мытье рук и лица прохладной водой, самомассаж, луковая и чесночная фитотерапия, физкультурные минутки, подвижные игры в помещении и на воздухе, физкультурные занятия в группе, в спортивном зале, на улице. В группе организован доступный уголок физического развития, с достаточным набором инвентаря. Прием детей провожу на улице в теплое время года.
В работе стараюсь использовать весь материал доступных методов и приемов. В группе имеются дидактические игры оздоровительного характера : «Набор Доктора» «Если малыш поранился», «Аскорбинка и её друзья», «Мой дом», «Наведи порядок». Во время приема пищи, постоянно объясняю, что есть нужно, прежде всего, для того, чтобы бегать, расти, ходить, играть, жить. Выясняли, какие продукты полезные, т. к. полезные продукты помогают организму расти, питают его витаминами. Семья также играет большую роль в обучении здоровому образу жизни. Я поняла, что многое зависит от того, как взрослые относятся к здоровью, я работала с родителями дошкольников. Цель взаимодействия с родителями - повысить психологическую и защитную компетентность родителей при формировании практических навыков, в непринужденной обстановке у детей. Поэтому совместно с родителями проводила беседы, консультации, на тему: «Здоровый образ жизни, нужные советы», «Формирование ЗОЖ у своих детей», «Движение и здоровье». Выставлялись для родителей папки – передвижки: «О чём рассказать ребёнку «Режим дня», «Закаливание ребёнка в домашних условиях» и др. Провожу по возможности соревнования с родителями: «Большие гонки», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Масленица» и др. Каждый ребенок хочет быть сильным, жизнерадостным и энергичным : кататься на велосипеде, хорошо плавать, быть сильным, не испытывать головных болей. Слабое здоровье и болезни являются причинами задержки роста, плохой успеваемости и плохого настроения. Поэтому каждый должен думать о своем здоровье, знать свое тело, научиться заботиться о нем, не вредить своему организму и т. д. Результат моей работы налицо, потому что присутствие детей в группе хорошее, а значит, дети стали реже болеть.
Я надеюсь, что полученные знания будут способствовать развитию навыков и умений, позволяющих детям успешно взаимодействовать с окружающей средой. Дети учатся понимать, при каких условиях среда обитания (окружающая среда, жилище) безопасна для жизни и здоровья. Поэтому в своей работе по формированию здорового образа жизни я буду стремиться усилить мотивацию детей и их желание быть здоровыми, ценить хорошее настроение, самочувствие, уметь защитить себя и своих сверстников, от вредного воздействия окружающей среды и нежелательных контактов.