Светлана Шишкина
Формирование речевой грамотности у детей с использованием дидактического пособия сенсорных ковриков
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 1 «Алёнушка»
п. г. т. Суходол муниципального района Сергиевский Самарской области
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Формирование речевой грамотности у детей с использованием дидактического пособия – сенсорные коврики»
Составитель:
учитель – логопед Шишкина С. Г.
Суходол, 2020 г.
Публикация «Формирование речевой грамотности у детей с использованием дидактического пособия сенсорных ковриков» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развивающий коврик своими руками
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
В современном мире проблема развития речи у всех детей стоит очень остро. Появляются все новые и новые «шедевры технологических достижений», которые заменяют «живое» общение. Пропадает интерес к книге не только как к источнику знаний, но и как к некой форме проведения досуга, как у детей, так и у взрослых. Мы забываем о правильной, красивой и грамотной речи.
По мере овладения речью формируется психика ребенка, его мышление, познавательные процессы, общие и специфические способности. Поэтому даже незначительные нарушения речи препятствуют нормальному развитию ребенка, формированию его личностных качеств.
Дидактическое пособие «Многофункциональные логопедические сенсорные коврики» используются в работе на индивидуальных и подгрупповых речевых занятиях. Данное пособие помогает увлечь детей, разнообразить НОД, повысить эффективность коррекционной работы. С помощью ковриков за одно занятие педагог может решить сразу несколько поставленных задач по коррекции, развитию и воспитанию ребенка.
Кому адресовано: дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Возраст: 5 – 7 лет
Актуальность данного пособия состоит в его многофункциональности, направленности на коррекцию различных языковых подсистем, а также некоторых психических функций и мелкой моторики.
Практическая значимость данного пособия выражается в том, что оно стимулирует активность ребенка (возможность предметной деятельности и выбора игры, его познавательную деятельность.
Цель дидактического пособия : всестороннее развитие речи детей и формирование стойкого интереса к речевым упражнениям.
Задачи:
• Автоматизация звуков в речи;
• Развитие фонематического слуха, анализа, синтеза;
• Развитие и совершенствование грамматического строя речи;
• Формирование и закрепление навыков словообразования;
• Обогащение словаря;
• Развитие навыков связной речи;
• Развитие зрительного гнозиса;
• Развитие психических процессов (внимания, восприятия, памяти);
• Развитие мелкой моторики.
Основная работа учителя – логопеда заключается в формировании у них всех сторон речи. В работе необходимо применять различные методы и приёмы развития речи у детей. Чтобы дети с удовольствием занимались на занятиях по речевому развитию и с интересом выполняли предложенные им задания, необходимо придумывать новые, интересные методы и приемы, в том числе и дидактические игры с разными картинками, персонажами, сюжетами и материалом. Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведёт в последствии к желаемому результату.
При помощи данного пособия повысилась эффективность логопедического воздействия.
Практические результаты следующие:
1. У детей повысился интерес, повысилась мотивация к занятиям по развитию речи;
2. У детей улучшилось воображение, память, мышление;
3. Улучшились качества речи, такие, как: содержательность, логичность, умение отвечать на вопросы;
4. У детей развиваются навыки самоконтроля за своей речь и речью товарища
Я советую использовать данное пособие всем педагогам, работающими с детьми с речевыми нарушениями, как при проведении НОД так и при организации индивидуальной работы с детьми.
Используемая литература :
1. Глухов В. П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста // Дефектология 1994,
№ 2.
2. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников, М., 1990.
3. Логопедия / под редакцией Волковой Л. С., Шаховской С. Н., М. : ВЛАДОС, 2002.
4. Цейтлин С. Н. Язык и ребёнок, М., 2000.