Галина Крывошлык
Методическая разработка для занятий с детьми с ФФН и ФН «Развитие слухового и фонематического восприятия»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка для занятий с детьми с ФФН и ФН
Для полноценного познания окружающего мира ребенку необходимо достичь определенного уровня развития восприятия, научиться обследовать предметы: рассматривать, ощупывать, вслушиваться в мелодию или звучащую речь. Сенсорное развитие аномальных детей имеет свои особенности: они затрудняются в обследовании предметов, выделении нужных свойств, а главное обозначении этих свойств словом.
Публикация «Методическая разработка для занятий с детьми с ФФН и ФН „Развитие слухового и фонематического восприятия“» размещена в разделах
Основой коррекционной логопедической работы является работа над развитием слухового восприятия.
Нарушение слухового, фонематического восприятия отмечается у всех детей с нарушениями речи. Без полноценного восприятия фонем, без четкого их различения невозможно их правильное произнесение. Поэтому развитие фонематического восприятия является базой для формирования правильного произношения.
Слуховое внимание – направленность психической деятельности на избирательное восприятие речевых и неречевых звуков, целенаправленное выполнение каких – либо действий. Это сосредоточение сознания на объекте, обеспечивающее его ясное отражение.
Фонематический слух – функция слуха, обеспечивающая восприятие и дифференцировку фонем данного языка (смыслоразлнчительных единиц его звукового строя).
Фонематический слух начинает формироваться у детей при восприятии слышимой речи, и более интенсивно, при проговаривании слов в соответствии с воспроизводимым образцом. Начало развития фонематического слуха может быть отнесено к концу первого года жизни ребенка - к моменту возникновения понимания детьми речи окружающих людей. Фонематический слух интенсивно развивается в раннем детстве, когда ребенок овладевает активной речью. Овладение речью возможно лишь на основе достаточно развитого фонематического слуха.
Для развития фонематического слуха большое значение имеет практика общения. Так, установлено, что на втором году жизни у детей складывается дифференцированное отношение к звукам родной и чужой речи: относительно более высокая чуткость к фонемам родного языка и сравнительно низкая чувствительность к фонемам иностранного языка.
Для дальнейшего развития фонематического слуха важно сознательное и произвольное выделение детьми отдельных звуков в словах и сравнивание речевых звуков (в возрасте 4-5 лет).
Ткаченко Т. А. в логопедической работе по развитию у детей способности дифференцировать фонемы выделяет 6 этапов :
1 узнавание неречевых звуков;
2 различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса;
3 различение слов, близких по звуковому составу;
4 дифференциация слогов;
5 дифференциация фонем;
6 развитие навыков элементарного звукового анализа.
Чтобы правильно воспроизводить звуки речи, ребенок должен уметь узнавать звуки речи и не смешивать их в восприятии; отличать нормированное произнесение от не нормированного; осуществлять слуховой контроль за собственным произнесением и оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков.
Р. Е. Левина на основе психологического изучения речи детей пришла к выводу о важнейшем значении фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Было установлено, что у детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонким акустико – артикуляционными признаками.
Формированию фонематического восприятия при коррекции нарушений речи многие исследователи (Р. Е. Левина, Г. А. Никашина, Г. А. Каше и др.) отводят ведущее место. Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слов. Стойкое исправление произношения может быть гарантировано лишь при опережающем формировании фонематического восприятия. Без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.
Не владея звуковым анализом и синтезом, дети не овладеют грамотным чтением и письмом.
При логопедическом обследовании речи ребенка выявляется состояние фонематического восприятия.
Цель обследование фонематического восприятия – определить, как ребенок на слух различает отдельные звуки, звуки, сходные по артикуляции и близкие по звучанию.
При проведении обследования проверяется, как ребенок различает близкие по звучанию фонемы :
свистящие и шипящие (са – за, са – ша, за – жа, са-за, са-ча, и т. д.)
звонкие и глухие (да-та, па-ба, га-ка и т. д.)
сонорные (ра – ла, ро –ло и т. д.)
мягкие и твердые (са – ся, па – пя и т. д.)
Обследование фонематического слуха у детей.
Используются следующие приемы.
Логопед произносит слоги, прикрыв рот листом бумаги и записывает ответы ребенка.
са – ша са – ша -са
за – жа за –са -за
са – за за –за - жа
па – пя ма – мя - мя
ба – па да- та -да
ра – ла ро –ло –ро
Далее проверяется, способность ребенка различать слова, близкие по звучанию.
Ребенку предлагается выбрать нужную картинку: мишка – миска, крыша – крыса, уши – усы, зуб – суп, жук – сук, коза – коса.
Предлагается повторить за логопедом слова:
бак – лак – мак, каша –Маша – Паша, день – тень – пень и т. д.
Это задание позволяет выявить и уровень развития слуховой памяти.
Задание: «Хлопни в ладоши, когда услышишь правильно произнесенное слово: банан – баман – маман – банан –набан – ванан – панан».
Задание : «Определи правильно ли я сказала?»
Материал: асемантичные звукосочетания, сходные по звучанию с хорошо знакомыми словами, и правильные слова:
магазин, милиционер, мога, сопака, бочка, барикмахерская, стрекоса, сова, шанки, шук, колубъ, груша, агвариум, щасы, чайник, лаидыщ, тверь, демпе-ратура, девочка, зарока, чигр, кровачь, щенок, чука, таги, козмо-навт, семляника, шаба, ежи, жуба, моточикл, жаяц, суба, солудъ, цковорода, щапка, ящик, человек, водопловодчик.
Если ребенок определяет асемантичное звукосочетание как неправильное, ему задается дополнительный вопрос: «А как нужно было сказать правильно?» Если ребенок не может узнать слово, перед ним выкладывается предметная картинка на это слово.
Задание: «Придумывание слов на заданный звук».
Логопед предлагает ребенку поочередно придумывать слова на заданные звуки.
Игры направленные на развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
Скажи, что слышишь.
Цель - накопление словаря и развитие фразовой речи.
Описание. Логопед предлагает детям закрыть глаза. Внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали. Дети должны ответить целым предложением.
Тихо – громко!
Цель – развитие координации движений и чувства ритма.
Оборудование. Бубен, погремушка.
Описание. Логопед стучит в бубен тихо, громко и очень громко. Соответственно звучанию бубна дети должны выполнять движения: тихо – идут на носочках, громко шагом, очень громко – приседают. Кто ошибся, становится в конце колонны.
Что звенит?
Цель – накопление словаря и фразовой речи.
Оборудование. Ширма и разные звучащие игрушки.
Описание. Логопед за ширмой стучит молоток, звонит в колокольчик и т. д., а дети должны отгадать.
Волшебные коробочки.
Оборудование. Коробочки, наполненные различными материалами: горох, крупа, камешки, песок и т. д.
Описание. Дети должны найти одинаковые коробочки –издающие одинаковый шум при потряхивание.
Где постучали?
Цель – развитие ориентации в пространстве.
Оборудование. Палочки, стульчики, повязки.
Описание. Дети сидят по кругу на стульчиках. Ведущий с завязанными глазами стоит в середине круга. Логопед показывает, кто должен постучать палочкой по стулу. Если ведущий угадывает, то садится на место ребенка, если не находит, то продолжает водить.
Узнай по звуку.
Цель – развитие фразовой речи.
Оборудование. Различные предметы.
Описание. Играющие сидят спиной к логопеду. Он производит шумы и звуки разными предметами. Тот, кто догадывается, чем логопед производит действия поднимает руку и не поворачиваясь говорит ему об этом.
Кто это?
Цель – закрепление понятий по теме ''Животные и птицы''.
Оборудование. Картинки с изображением животных и птиц.
Описание. Ребенок вытягивает одну из картинок с изображением животного или птицы так, чтобы остальные дети не видели. Он подражает крику животных, а остальные должны отгадать.
Развитие речевого слуха.
Лягушка.
Дети стоят по кругу, а один с завязанными глазами стоит внутри круга и говорит:
Вот лягушка по дорожке
Скачет, вытянувши ножки,
Увидала комара,
Закричала…
Тот, на кого он указал, в этот момент говорит: ''КВА-КВА-КВА''
По голосу водящий должен определить, кто ведущий.
Хлопки.
Дети сидят по кругу на небольшом расстоянии друг от друга. Логопед договаривается с ними, что он будет считать до пяти, и, как только он произнесет число 5, все должны сделать хлопок. При произнесении других чисел хлопать не надо. Дети вместе с логопедом громко считают по порядку несколько раз хлопая. Затем логопед начинает ошибаться: при произнесении числа 3 или другого он быстро разводит и соединяет руки, как будто хочет сделать хлопок. Дети, которые повторяют за движениями логопеда, делают шаг назад.
Поймай комара!
Логопед договаривается с ребенком, что комар издает звук: ''з-з-з''.
Когда ребенок услышит этот звук, он должен хлопнуть в ладоши. Затем логопед произносит разные звуки. Рот логопед прикрыт специальным экраном. Так можно ''ловить'' жука, змею и т. д.
Скажи, что слышишь.
Цель - накопление словаря и развитие фразовой речи.
Описание. Логопед предлагает детям закрыть глаза. Внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали. Дети должны ответить целым предложением.
Лото.
Цель – учить правильно соотносить слово с изображением предмета.
Детям раздают большие карты, логопед последовательно называет каждую маленькую карточку. Ребенок, у которого находится называемый предмет, поднимает руку.
Запомни слова.
Ведущий называет пять – шесть слов, играющие должны повторить их в том же порядке. Пропуски слова или перестановки считаются проигрышем.
Поиск звука.
Логопед предлагает внимательно вслушаться и определить, есть ли в слове заданный звук. Если есть должны поднять красный кружок, если нет – белый.
Где звук?
Цель. Нахождение места звука в слове.
Оборудование. Полоска из цветного картона, разделенная на три части яркими линиями, фишки.
Логопед называет слово, дети определяют место данного звука в слове. В зависимости от того, где слышится звук, фишка ставится на первое место, второе или последнее.
Поймай рыбку.
Оборудование. Металлические скрепки, небольшие предметные картинки, коробка и удочка. Скрепки прикрепляются к предметным картинкам.
Дети по очереди вылавливают удочкой различные предметы. Называют их. Определяют наличие или отсутствие заданного звука в слове.
Найди звук.
Цель. Активизация словаря, автоматизация разных звуков.
Оборудование. Различные игрушки и предметы: слон, кукла, мишка, лиса, тамбурин, курица, автобус и т. д.
Описание игры. Обращаясь к детям, логопед говорит: «Я буду называть игрушки. Как только вы услышите первое слово, в котором есть, например, звук р, вы должны поднять руку». Затем он вызывает ребенка и называет ему предметы, а остальные дети следят, правильно ли он выполняет задание, и если нет, то поправляют его. Для игры берутся предметы, в названии которых звук р встречается в начале, середине, в конце слова. Если ребенок ошибается, то он должен сам придумать слово со звуком р.
Поиск звуков в картинке.
Цель. Нахождение звука в названиях предметов по картине.
Оборудование. Сюжетная картина, на которой изображены предметы с определенным звуком.
Описание игры. Логопед показывает детям картину, например «Огород». После рассматривания картины логопед предлагает рассказать, что собирают дети на огороде. Затем перед детьми ставится задача сказать, в названии каких предметов имеется звук р (звук с). За каждое слово дается картонный кружок. Выигрывает тот, у кого больше кружков.
\
Кто внимательнее?
Оборудование. Картинки на определенный звук.
Описание игры. Дети сидят за столами. Логопед говорит: «Сейчас я покажу картинки и назову их, а вы послушайте и отгадайте, какой звук встречается во всех произнесенных мною словах. Кто угадает, тот поднимет руку». Затем логопед показывает и называет картинки, которые начинаются, например, со звука С: санки, стакан, сумка, слон, скамейка. Дети вспоминают и называют слова. А потом они сами должны придумать слова с этим звуком.
Игру можно усложнить. Кто больше слов придумает
Домино.
Игра строится по принципу домино. Детям раздаются карточки, разделенные на две части, с изображением двух предметов. Ребенок, начинающий игру кладет на стол одну из своих карточек, например, нос и стол. Другой игрок кладет картинку, начинающуюся со звука «с» или «л». Нужно собрать всю цепочку.
Новоселье.
Перед детьми предметные картинки, с изображением животных и птиц. Логопед предлагает детям расселить их в домик, но чтобы звери не поссорились, каждый должен жить на своем этаже: в соответствии с количеством звуков в слове.