Екатерина Глазова
Воспитание сочувствия у детей дошкольного возраста
Методическая разработка для воспитателей.
Тема «Воспитание сочувствия у детей дошкольного возраста»
Сочувствовать – значит, понимать чувства и мысли другого человека, переживать то, что переживает он. Способность к сочувствию является одним из свойств человека, как общественного существа. Это социальное чувство ограничивает частный эгоизм людей, позволяет каждому поставить себя на место другого человека, увидеть в нём себе подобного. При воспитании у ребёнка гуманных чувств необходимо, прежде всего, развивать способность к сопереживанию и к переживанию вообще. Речь идёт о развитии общей эмоциональности ребёнка. Эмоциональный человек более активно воспринимает окружающее, проявляет заинтересованность, у него появляется желание заботиться о других, бережно относиться к природе. Эмоциональная восприимчивость во многом определяет умение сочувствовать. Свойственная маленьким детям бурная эмоциональная реакция на происходящее вокруг, а также потребность постоянно контактировать с людьми должны быть использованы для воспитания у них чуткости, внимания к сверстникам, младшим детям, окружающим взрослым. В одних и тех же условиях, дети ведут себя по-разному: одни заботливы, чутки, готовы тотчас же прийти на помощь товарищу, успокоить его, пожалеть, другие равнодушны, эгоистичны, таких детей трогает только то, что касается их лично, третьи агрессивны по отношению к своим товарищам, могут ударить, оскорбить, отнять игрушку. К сожалению, взрослые не всегда понимают, что рождение сочувствия у маленьких детей начинается с малого, с простых, на первый взгляд, вопросов детей : «Тебе больно?», «Котёнок-котёнок, а тебе не холодно зимой без ботинок?», «Почему ты печальный?», и т. д. Дети чутко реагируют на проявление недоброжелательности по отношению к ним, искренне тянутся к добрым людям, отзывчивым. Малыш может заплакать, если видит, что плачет его сверстник, у него искажается лицо, как от боли, если он видит, что больно другому. Что это? Подражание? Или искреннее сочувствие? Девочка упала, разбила колено и плачет. Подруга успокаивает её, но девочка не перестаёт плакать, и вдруг подруга говорит ей: «Хочешь, я тоже упаду и разобью колено?» В этих словах и сочувствие, и желание разделить горе подруги, её боль. С умения понять другого начинается путь к добру и справедливости. Воспитатель должен обратить особое внимание именно на первые, порой незаметные попытки ребёнка проявить сочувствие к окружающим его людям, он должен поддержать его добрые намерения. В период дошкольного детства ребёнок переживает и сопереживает особенно искренне. Искренни и непосредственны его радость, смех, слёзы, удивление, сожаление, печаль. Поэтому важно не упустить момент, не дать застыть быстро развивающейся детской душе. Благородные, хотя и незначительные, поступки детей необходимо оценивать. Одобрение взрослых помогает ребёнку убедиться в правильности своих поступков, вызывает желание повторять их, у малыша пробуждается стремление быть хорошим, стать ещё лучше. Слова взрослого, сказанные вовремя, внушительно, обязательно находят отклик в душе ребёнка. В результате таких «уроков» у него постепенно пропадает зазнайство, чувство превосходства, если оно было, и возникает желание делать хорошее для других, быть внимательным, добрым. Учить детей сочувствию следует как на положительных, так и на отрицательных примерах. Только при сравнении хорошего, доброго с плохим, злым формируются нравственные чувства ребёнка. Методы и приёмы, используемые педагогом для воспитания у детей гуманных чувств, должны способствовать развитию их эмоциональности, умению видеть человека в каждом конкретном случае, понимать его внутреннее состояние и соответственно менять своё поведение. Сочувствие, выражающееся в активной, бескорыстной помощи другому человеку, в заботе о нём, отказе от своего личного в пользу другого человека – одно из первых пробуждающихся у дошкольников гуманных чувств.