Марина Мироненко
Консультация для родителей и педагогов «Сенсорное развитие детей раннего возраста»
▼ Скачать
Сенсорное развитие детей - это развитие восприятий и формирование представлений о внешних свойствах предметов, таких как форма, цвет, размер, положение в пространстве, запах и вкус. Трудно переоценить значение сенсорного развития в раннем детстве. Это самое благоприятное время для совершенствования сенсорной деятельности и накопления представлений об окружающем мире.
Приоритетными направлениями сенсорного развития детей в раннем детстве являются следующие
Публикация «Консультация для родителей и педагогов „Сенсорное развитие детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Сенсорное развитие детей. Консультации
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Обогащение непосредственного сенсорного опыта детей в различных видах деятельности. Различение цветов, форм и размеров предметов;
- Поощрение процесса знакомства с предметом и перемещения его руками: обведение частей предмета руками, похлопывание по нему и т. д;
- Выявлять и определять сходства и различия между предметами с одинаковыми названиями; выявлять сходства и различия между предметами с одинаковыми названиями; выявлять сходства и различия между предметами с одинаковыми названиями
- Определять свойства предметов;
- Опираться на опыт реального исследования окружающего пространства (например, квартиры, дома);
Сенсорное воспитание детей должно учитывать возрастные особенности : в возрасте от 1 года до 3 лет у детей формируются базовые знания о признаках окружающих их предметов. Именно в этом возрасте формируются представления о форме, цвете, размере, вкусе и запахе.
Для сбора информации об окружающем мире дети используют доступные им средства. Эта информация связана с осязанием, вкусом, зрением и обонянием. Развитие органов чувств у детей раннего возраста является одним из важнейших элементов образовательного процесса. В раннем детстве восприятие остается неполным. Дети не могут последовательно наблюдать за объектами и выделять различные их стороны. Они выделяют несколько наиболее ярких признаков и узнают объект по ним. Они одинаково опознают предметы, окрашенные в необычные цвета и имеющие контуры. Другими словами, цвет еще не является для детей важным признаком, характеризующим объекты.
Развитие предметной деятельности в детском возрасте ставит их перед необходимостью точно выделять и учитывать те сенсорные признаки предметов, которые имеют практическое значение для выполнения действия. Форма и величина предметов и выполнение практических действий при необходимости. Корректировка восприятия окружающего мира и передача знаний о нем может осуществляться с помощью игр и заданий, которые ребенку интересно выполнять. С самого раннего возраста ребенок пытается воспринимать мир с помощью органов чувств. Благодаря сенсорному восприятию мира развивается мышление, ребенок делает первые логические выводы. Несмотря на то что первые шаги к овладению органами чувств ребенок делает самостоятельно, в этом деле ему необходимо помочь родителям. В одиночку малыш только учится понимать форму предметов и делать примитивные сравнения. С помощью родителей к двум-трем годам они начинают выстраивать логические цепочки.
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста делится на этапы в зависимости от количества прожитых лет. От успешности или неуспешности прохождения каждого этапа зависит степень способности ребенка к обучению. Сформированное в раннем возрасте умение делать выводы развивает интеллект и способствует формированию аналитического мышления. Первый год жизни характеризуется получением знаний с помощью органов чувств. Малышей увлекает наблюдение за объектами разного цвета и формы в поле зрения. Можно использовать движущиеся игрушки. Купите машинку, независимо от пола ребенка. Толкая ее, ребенок начинает понимать взаимосвязь между своими действиями и их последствиями.
Возраст от двух до трех лет подходит для изучения основных форм предметов и сравнения размеров. Учите малышей основным цветам, различая и называя их. Конструкторы помогают закрепить эти знания. Кроме сортировки элементов по цвету и размеру, вы можете развить эту тему. Попросите ребенка принести большой или маленький зеленый кубик, красную палочку, синий шарик и т. д.
Дошкольный возраст - лучшее время для развития, поскольку дети обладают прекрасной памятью. Мгновенно схватывают любую информацию; 2-3 года - пик сенсорного развития; к 3 годам дети легко называют основные цвета, находят цвет во многих предметах, знают и различают простейшие формы, понимают разницу в размерах (большой - маленький, выбирают предметы по описанию (цвет, форма, размер, описывают предметы на ощупь (мягкие, гладкие, шершавые, строят простые кубические башни. Они смогут понимать, выбирать предметы по описанию (цвет, форма, размер, описывать предметы на ощупь (мягкие, гладкие, шершавые) и строить простые кубические башни. Овладение сенсорными эталонами предполагает не просто умение правильно назвать то или иное свойство предмета, а четкое представление о том, как анализировать и выявлять свойства различных предметов в разных ситуациях. Именно поэтому так важны сенсорно-двигательные движения. Для практического знакомства с предметом необходимо его потрогать, потереть, погладить, покатать, понюхать руками.
Движения рук при наблюдении предмета помогают организовать зрительные и кинестетические восприятия детей, уточнить их визуальные представления о форме, составе и свойствах поверхности предмета. Ознакомление с формой, величиной, пространственными и другими признаками предметов невозможно без объединения движений рук и глаз.
Игра - один из наиболее эффективных методов обучения детей младшего возраста. Важно научить ребенка творчески относиться к игрушкам, например, использовать их в ролевых играх, выполнять различные задания. Важно подавать пример, подражая тому, как ребенок укачивает куклу, укладывает ее спать, строит гараж для машины или башню. На занятиях следует добавлять нематериальные образы, например, читать детскую литературу, слушать музыку или аудиосказки. Заучивайте вместе с ребенком короткие детские стишки, поэмы и песенки. Проговаривайте вместе фразы из любимых детских сказок и стихов. Эти занятия будут способствовать развитию речи малыша и обогащению его словарного запаса.
Не сердитесь, если что-то из перечисленного не удается сделать к трем годам. В большинстве случаев достаточно потратить несколько недель на выполнение этих заданий, чтобы "закрепить" знания. Часто бывает достаточно просто правильно показать информацию, чтобы ребенок запомнил цвета и формы. Некоторые дети легко учатся с помощью кубиков и конструкторов, другие - с помощью карандашей и красок. Некоторые знания усваиваются очень легко, в этом случае их стоит углубить. Когда маленькие дети легко различают большие и маленькие предметы, можно добавить к сравнению предметы среднего размера. Для этой возрастной группы наиболее подходящими являются демонстрации. Используйте кубики, куклы, резиновые игрушки, машины и т. д. Развитие в этом возрасте может осложняться нежеланием ребенка говорить или проблемами с произношением некоторых звуков. Если вы чувствуете, что ребенок не может произнести нужное имя сейчас, произносите его чаще, чтобы помочь ему выучить его. Повторение названия цвета или формы несколько раз поможет ребенку запомнить его. При этом ребенок будет демонстрировать свои знания.
Дополняйте речь ребенка прилагательными. С помощью прилагательных дети описывают различные предметы. Разговор о предметах становится более красочным и включает информацию об их свойствах и использовании. Другим важным сенсорным навыком в этом возрасте является умение разделять предметы на группы. В этом возрасте цвет предмета не имеет значения; скорее, предметы группируются на основе их свойств и использования. Для этого можно использовать тематические карточки и примеры из реальной жизни. Соберите в доме по три-четыре предмета из каждой группы - игрушки, посуду, одежду. Попросите ребенка сделать из них кучу. Если это задание вызывает затруднения, сократите количество групп до двух.
Закрепить навык поможет игра "Найди лишнее" : подготовьте шесть предметов, пять из которых имеют общее назначение, а последний - лишний. Разложите их перед ребенком и попросите его убрать те, которые нельзя отнести к данной группе. Попросите ребенка объяснить свое решение, правильное оно или нет. Рассуждения помогают научиться строить логические цепочки и делать выводы.
Какие игры можно использовать для развития детей дошкольного возраста? Помимо перечисленных игр, существуют и другие формы и методы работы по сенсорному развитию, которые можно использовать во время развивающих занятий
Дети любят экспериментировать. Лучшие материалы для экспериментирования - песок и вода.
Игра с водой - одно из любимых занятий детей. Игра с водой - одно из любимых занятий детей, но их нужно научить правильно и осторожно обращаться с ней. Вначале они просто опускают руки в воду и шевелят пальцами. Затем научите их ловить игрушки сачками, передвигать лодки, катера и разноцветные мячи, переливать воду из ведра в ведро, наливать в ситечко и смотреть, как вода течет через отверстия. Они должны обращать внимание на то, как вода переливается, бурлит, пузырится, становится светлее, прозрачнее или мутнее.
Поплавайте вместе с детьми на лодке и понаблюдайте, как она плавает и тонет через некоторое время. Почему? Бумага намокла. Так родилась игра "тонет - не тонет". Если дети теряют интерес к лодке, опускайте другие предметы. Помимо того, что дети учатся аккуратно наливать воду во время игры, окрасьте воду в разные цвета, чтобы заинтересовать их. Попросите детей самих налить воду в кружки для кукол. Разноцветная вода" в сочетании с игрой в цвета - налейте несколько капель краски в бутылочку и посмотрите, как окрасится вода. Необходимо поддерживать постоянный интерес на протяжении всей игры.
Вторым материалом, который помогает малышам больше узнать об окружающем мире, является песок. Позвольте малышам самостоятельно изучать свойства песка - универсального строительного материала. Игра с песком может понравиться любому ребенку.
Песочная терапия успокаивает возбудимых детей, раскрепощает пассивных, снимает тревожность и насыщает удовольствием.
В игре можно поливать песок. Поливая песок, задавайте вопросы: "Почему в песке не видно воды?", "Куда делась вода?", "Что можно сделать из мокрого песка?". Учите, что часть песка сухая, а часть - мокрая. Сухой песок рассыпается, и из него ничего нельзя сделать, но можно насыпать песок в тонкую струйку или просеять его. Палочками можно рисовать на песке рисунки, оставлять следы, строить башни и дорожки из мокрого песка. Играйте в песке вместе с ребенком.
Игра с песком очень подходит для маленьких детей, так как развивает тактильные и моторные ощущения, развивает мелкую моторику рук, а также мыслительные операции.
Наблюдение и подвижные игры
Наблюдая за природой, дети получают много впечатлений. Знакомя детей с деревьями, обратите их внимание на то, что у одних деревьев ствол гладкий (береза, а у других - шершавый (ель, сосна). Чтобы понять смысл этих слов, детям достаточно потрогать ствол руками и погладить его.
Важной частью жизни детей являются подвижные игры. Во время игры (при изучении понятия "высокий" - "низкий", объяснив правила игры, говорят: "1, 2, 3, беги к высокой березе" или "1, 2, 3, беги к низкой березе", а дети решают, какое дерево высокое или низкое. Такие игры очень увлекательны для детей, развивают мышление и сенсорные навыки, дают возможность потренироваться в беге и вызывают положительные эмоции. Чтобы детям было интересно, иногда на прогулку следует брать игрушки, например кукол или плюшевых медведей. "Покажи зайчику красные и зеленые листья"; "Принеси мишке гальку и большие камни". ’Покажи кукле Кате широкие (узкие) листья, которые на ней растут’. ’Давай соберем для Кати красный (желтый) цветок’.
Если почва сухая, значит, рассаду нужно полить. Это не только закрепляет навыки проверки, но и воспитывает бережное отношение к растениям.
Дидактические игры:
В своей жизни дети сталкиваются с различными формами, цветами и другими свойствами предметов, особенно игрушек и предметов домашнего обихода. Конечно, каждый ребенок в той или иной мере ощущает все это даже без целенаправленного обучения. Однако когда усвоение происходит стихийно, без рационального педагогического руководства со стороны взрослых, оно часто бывает поверхностным и неполным. Именно в этом случае сенсорному развитию может помочь последовательное и систематическое приобщение к сенсорной культуре.
Наиболее подходящим способом обучения детей сенсорным нормам являются дидактические игры. Прежде чем начать игру, необходимо заинтересовать ребенка и вызвать у него желание играть. Этого можно добиться разными способами, например, с помощью сладостей или дидактических игрушек.
Для того чтобы правильно сформировать у детей представления о цветах, работу необходимо проводить поэтапно:
-На первом этапе детей ориентируют на два контрастных цвета и формируют умение держать в руках образцы однородных парных предметов. ’Принеси такой же мяч’, ’Подними перо птицы’, ’Найди пару’ (варежки, сапоги).
- На втором этапе детей подводят к четырем контрастным цветам: красному, синему, желтому и зеленому. Этому способствует подбор различных предметов (полосок, кубиков) по образцу. На этом этапе дети любят играть в дидактические игры типа "завяжи ниточку на мячик", "поставь букет цветов в вазу", "разложи по цветам".
- На третьем этапе дети подбирают к игрушкам и природным материалам слова, описывающие цвет предмета (четыре-шесть цветов). Найди только желтые, красные, синие и зеленые предметы" (кубик, шарик, тарелка, флажок). Для детей, затрудняющихся назвать цвет, достаточно показать им предметы этого цвета.
Формирование представлений о форме предметов требует практических действий, таких как наложение, накрывание и переворачивание фигур, обведение контуров пальцами, ощупывание. Овладение практическими действиями облегчает узнавание форм, которые должны быть известны в раннем возрасте.
Для правильного определения размера ребенка можно использовать следующие идеи:
-Выделение одинакового размера по образцу;
-Различные размеры предметов путем сложения и наложения;
-закрепление названий предметов разного размера: большой - маленький. короткий - длинный; узкий - широкий; высокий - низкий.
Игры на определение размера с использованием игрушек разного размера, например, мягких кубиков, мячей, коробок. Такие игры, как "какой мяч больше", "большие и маленькие куклы", "собери фрукты", "пирамидки", "найди кубик (большой или маленький)", способствуют умственному развитию, в том числе развитию внимания и мышления. У детей закрепляются навыки определения размера предметов.
Для тактильного развития используются такие игры, как "Платочек для куклы", "Определи фигуры", "Мешочек с чудесами".
Счетные палочки в разумном количестве продаются в магазинах канцтоваров, их следует приобрести для домашнего использования. Необходимо иметь палочки разных цветов. Разложите палочки разной формы по цветам и посчитайте их. Обязательно комментируйте все действия. Хвалите их за правильные действия и не ругайте, если они ошибаются.
Правильно направляйте их с помощью наводящих вопросов.
В следующей игре вырежьте из картона цветы и бабочек попарно одного цвета. Используйте только основные цвета. Попросите ребенка составить пары из растений и бабочек, расположенных в произвольном порядке. Найдите пары среди игрушек. Вырежьте из картона простые фигуры: квадраты, треугольники, овалы и круги. Попросите их найти игрушку, похожую на каждую из них. Это лишь несколько примеров того, чему можно научить детей в домашних условиях. Материалы для занятий можно найти на полках многих книжных магазинов и магазинов детских товаров. Старайтесь использовать карточки, предметы, которые есть у вас под рукой, и подручные средства обучения. Закрепить знания можно с помощью практических творческих заданий - аппликации, лепки, рисования.
Успех умственного, физического и эстетического воспитания зависит от степени развития органов чувств ребенка, т. е. от того, насколько хорошо он слышит, видит и осязает окружающее.
Значение сенсорного воспитания заключается в следующем:
- Является основой для интеллектуального развития;
- Организует хаотичное восприятие ребенка во взаимодействии с внешним миром;;
- Развивает наблюдательность;
- готовит их к реальной жизни;
- Положительное влияние на эстетическое чувство;
- Обеспечивает основу для развития воображения; готовит ребенка к реальной жизни; оказывает положительное влияние на эстетическое чувство
- Развивает внимание;
- Предоставляет возможность освоения новых способов предметно-познавательной деятельности; создает хорошую основу для развития органов чувств; развивает внимание; предоставляет возможность
- Усваивает сенсорные критерии;
- Приобретение навыков учебной деятельности
- Формирование словарного запаса;
- влиять на развитие зрительной, слуховой, двигательной, образной и других видов памяти.
Привлечение внимания ребенка, пробуждение его интереса - первый шаг в развитии такого важного качества, как любознательность.
И, наконец, сенсорное развитие ребенка при правильном подходе не только формирует его сознание и способность оценивать происходящее. Занятия с ребенком, приобщение его к сенсорной культуре открывают перед ним неограниченные возможности для проявления скрытых талантов и самореализации на этапе взрослой жизни. Раннее приобщение ребенка к сенсорной культуре является также основой для укрепления его способности действовать в обществе, которая берет свое начало в общении с родителями.