люба кулик
Лэпбук по развитию речи «Речевичок»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 47 х. Прикубанский муниципального образования Славянский район
Разработчик: воспитатель первой категории Кулик Л. В. 2023 г.
1. Аннотация
Методическое пособие лэпбук по развитию речи «Речевичок» содержит практический материал для проведения занятий с одним ребенком или подгруппой детей целью изучения нового и закрепления ранее изученного материала. Материал адресован воспитателям детского сада он может использоваться, как индивидуально, так и подгруппой детей в возрасте 3-6 лет, самостоятельно или совместно со взрослым. Так как интерес детей требует постоянно новых знаний, событий, поэтому пособие не статично, оно предполагает своё развитие.
Публикация «Лэпбук по развитию речи „Речевичок“» размещена в разделах
- Лэпбук по развитию речи. Говорим правильно
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший лэпбук» июнь 2023
Лэпбук (lapbook, или как его еще называют тематическая папка, это самодельная красочная интерактивная книга формата А4 состоящая из 8 ламинированных страниц, внутри которой находятся конвертики с различными заданиями, все картинки за ламинированы и на липучках, что позволяет детям самостоятельно отлепить, прикрепить нужную карточку в нужное место. В пособии представлены игры и упражнения, направленные на развитие грамматического строя речи у детей, внимания, памяти.
Содержание дидактического материала можно пополнять и усложнять. Пособие «Речевичок» является средством развивающего обучения, где применяются современные технологии: коммуникативные и игровые, технологии организации самостоятельной и коллективной деятельности, технологии проектной деятельности. По мере взросления детей задания лэпбука можно менять, постепенно их усложняя по возрасту.
2. Пояснительная записка.
Правильная речь – важное условие в развитии личности ребёнка.
Чем богаче у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала, а также при самостоятельной деятельности. В нашей работе скапливается много дидактических игр, направленных на речевое развитие у детей. Лэпбук прекрасный способ систематизировать собранный материал, интересно подать его ребенку, помочь ему закрепить полученные знания. В маленькой папке, удобной формы собраны игры и задания, которые ребенок может выполнять сначала вместе с воспитателем, затем самостоятельно.
Лэпбук – современная форма организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста для развития познавательной активности и развития самостоятельности; это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности взрослого и ребенка. Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме.
На сегодняшний день это одна из новых форм организации образовательной деятельности, которая охватывает все образовательные области в соответствии с ФГОС ДО, а также способствует достижению поставленных целей путем объединения совместных усилий детей и взрослых.
Также считается, что лэпбук отвечает современным требованиям дошкольного образования к организации развивающей предметно- пространственной среды и обеспечивает:
-трансформируемость— лэпбук позволяет менять пространство в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
-полифункциональность — использование папки в различных видах детской активности; лэпбук можно использовать в работе как со всей группой, так с подгруппой и индивидуально;
-вариативность — периодическая сменяемость игрового материала, обеспечивающего свободный выбор детей, появление новых материалов, стимулирующих активность детей;
-насыщенность — среда соответствует содержанию образовательной программы, а также возрастным особенностям детей.
Лэпбук – разновидность метода проекта. Создание лэпбука содержит все этапы проекта:
• целеполагание (выбор темы)
• разработка лэпбука (составление плана)
• выполнение (практическая часть)
• подведение итогов
Лэпбук – средство для реализации деятельностного метода обучения. При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной исследовательской – познавательной деятельности.
Лэпбук - эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству.
Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н. А. Короткова:
• включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
• добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
• свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
• открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
Для работы над лэпбуком подходит все : и цветная бумага; как вырезанные, так и нарисованные самостоятельно картинки; рукописные или распечатанные тексты, графики и диаграммы. Еще одним плюсом лэпбука является тот факт, что лэпбук — это удивительный инструмент образования, сделанный вручную.
Сам по себе лэпбук очень интерактивен, начиная от процесса его создания до готового результата. И каждый компонент лэпбука, над которым работает педагог или воспитанник дошкольной организации, дает ему возможность сконцентрировать свое внимание на определенном аспекте более глобальной темы.
Лэпбук может восприниматься дошкольниками как «сокровище», к которому интересно возвращаться, перелистывать и пересматривать информацию, вспоминая ее и аккумулируя в своей памяти. Задача педагога лишь придавать воспитанникам уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.
Актуальность
Дошкольный возраст-это период активного усвоения ребенком разговорного речи, становления всех сторон речевого развития : фонетической, лексической, грамматической. Грамотная, эмоционально насыщенная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Она позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, легко вписаться в любой коллектив. Развитие речи в дошкольном возрасте является актуальным, так как речь является ведущим процессом психического и эмоционального развития ребенка. Эмоциональность ребенка проявляется в речи. Дети большую часть времени проводят в игре, через которую знакомятся с окружающей их жизнью, приобретают первые навыки и умения.
Для решения одной из важнейших задач по развитию речи у детей дошкольного возраста в игровой и непринужденной форме было изготовлено дидактическое пособие: Лэпбук «Речевичок».
Цель лэпбука по развитию речи «Речевичок» :
- развитие словаря;
- формирование грамматической стороны речи;
- воспитание звуковой культуры речи;
- формирование разговорной (диалогической, связной речи.
Задачи лэпбука по развитию речи «Речевичок» :
Образовательные:
-формирование познавательной активности детей;
-формирование правильного произношения звуков русского языка;
-формирование речевого выдоха у детей.
Развивающие :
-развитие артикуляционной моторики детей;
-развитие связной речи детей.
Воспитательные:
-воспитание у детей моральных качеств личности: отзывчивости, умение общаться с детьми и взрослыми, доброжелательности.
3. Основная часть
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других
равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»
Лев Семёнович Выготский.
Ведущей задачей педагогической работы воспитателей детского сада является формирование у воспитанников высокого уровня владения родным языком. Развитая речь — необходимое условие гармоничной социализации, комфортного психического самочувствия, выстраивания полноценных отношений со сверстниками и окружающими взрослыми, достижения отличных результатов в учёбе. Овладение словом очень важно для развития мышления, обретения творческой свободы самовыражения и познания окружающего мира. Чем раньше, с учётом возрастных особенностей, мы поможем ребёнку научиться грамотно и полно выражать свои мысли, тем свободнее и увереннее он будет чувствовать себя в дальнейшем.
Рассмотрим этапы создания лэпбука.
Сам процесс изготовления лэпбука невероятно захватывающий. Готовые тематические шаблоны для лэпбуков и кармашков для них можно скачать бесплатно в Сети, – это лучший вариант для новичков. Но идеальный вариант изготовления тематической папки – совместно с ребенком, тогда он запоминает информацию в процессе создания лэпбука. Это не так уж и сложно – главное, начать и увлечься процессом.
Тема для лэпбука. Преимущество данного вида пособий заключается в том, что его можно посвятить совершенно любой тематике. Если вы изготавливаете лэпбук для младших дошкольников, то темы и материалы для них должны соответствовать их возрасту. Для старших дошкольников можно подобрать материал посложнее. К тому же, если вы делаете лэпбук не для коллектива, а для одного ребенка, не забывайте ориентироваться на него: какие темы нуждаются в изучении или закреплении, насколько ребенок осведомлен в той или иной теме. Посоветуйтесь с ребенком, на какую тему он хотел бы подобрать материал и изготовить папку.
План. После того, как вы избрали тему, надо написать план. Ведь лэпбук - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. А для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать.
Макет. Следующий этап самый интересный создание макета – как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого - текстового, до игр и развивающих заданий. И все это разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках и т. д.
Сбор информации. Ищите материал в журналах и книгах. Организуйте поход в библиотеку. Не используйте только интернет – ресурсы, покажите все возможные способы поиска информации.
Создание шаблона. В соответствии с макетом сделать шаблон папки в натуральную величину.
4. Заключение
Благодаря дидактическому пособию «Речевичок», у детей вырастит интерес, любознательность и желание познавать окружающий мир. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми: использует речь для инициирования общения, регуляции поведения. Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности: понимает и правильно использует в речи антонимы, синонимы, обобщающие понятия, лексику, обозначающую эмоциональные состояния; использует в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, элементарные способы словообразования; владеет правильным произношением всех звуков родного языка (за исключением некоторых шипящих и сонорных звуков); способен построить небольшой связный рассказ самостоятельно или с помощью педагога
Практическое овладение воспитанниками нормами речи : пользуется разнообразными формулами речевого этикета; способен осмысленно работать над собственным звукопроизношением и выразительностью речи.
Ожидаемый результат:
С помощью данного дидактического пособия лэпбук «Речевичок» : совершенствуется связная речь, грамматический строй речи у детей, развитие артикуляционного аппарата. Формироваться навык сотрудничества, взаимопонимания и доброжелательности. Обогатился словарный запас - количество понимаемых слов значительно возросло. Интенсивно развивается активная речь детей.
Результаты наблюдений показали, что дети стали активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, проявлять интерес к участию в совместной деятельности. Значительно повысилась познавательная активность, любознательность, самостоятельность и инициативность в решении поставленных задач. Изучаемый материал успешно используется детьми в повседневной жизни.
Методическое пособие по развитию речи лэпбук «Речевичок» актуально, интересно по содержанию, соответствует требованиям ФГОС ДО и может быть рекомендован для использования в работе педагогам ДОУ, а также родителям детей дошкольного возраста.
Литература
1. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду, - М. : «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2016, 108 с.
2. Иваньщина О. Н. Программа «Детство». Развитие связной речи детей – Вол-д, «Учитель» 2014, 240с. ;
3. Ушакова О. С. Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет. Москва, Сфера, 2009, 190с. ;
4. Ушакова О. С., Н. В. Гавриш. Знакомим с литературой детей 3-5 лет, Москва, Сфера, 2010, 145 с. ;
5. Ушакова О. С. Теория и практика развития речи дошкольников, М, 2008,
6. Ф. А. Сохин. Психолого – педагогические основы развития речи дошкольников. Москва, 2002;
7. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку. Москва, 2001.
Приложение
Содержание дидактического пособия лэпбук «Речевичок»»
1Лист: титульная сторона
На титульной стороне название лепбука «Речевичок»
Материал: формат А 4 за ламинирован
1страница
1. Дидактическая игра «Домик «Она»
Цель: формирование умений согласовывать местоимения с существительными, способствовать пополнению и активизации словаря у детей, совершенствовать грамматический строй речи.
Материал: предметные картинки.
Ход игры: Взрослый берет карточку и показывает детям, называя предмет: «Это книга. Она толстая.», затем предлагает детям (ребёнку) взять по одной карточке и назвать изображенный предмет.
2. Дидактическая игра «Мнемотаблицы - загадки»
Цель игры: развивать зрительную и слуховую память, внимание, связную речь, обогащение словарного запаса.
Материал: карточки -мнемотаблицы
Ход игры: воспитатель предлагает мнемотаблицу, рассмотреть её и разобрать, что изображено. Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы. После перекодирования осуществляется чтение загадки с опорой на символы (образы, т. е. происходит обработка метода запоминания).
2 страница
1. Дидактическая игра «Внимание! Розыск!»
Цель игры: развитие связной речи, внимание, наблюдательность.
Материал: картинка с описанием игры.
Ход игры: воспитатель обращается к детям и описывает ребёнка, присутствующего в группе, кто первым догадывается, становится ведущим.
2. Дидактическая игра «Жили-были»
Цель игры: мышления, смекалки, закрепление знаний об окружающем мире.
Материал: мячик, шарик.
Ход игры: воспитатель бросает мячик ребенку и задаёт вопрос, ребёнок отвечает. Задавать вопросы можно по очереди.
Например: «Жило-было семечко, что с ним потом стало?»
(из него вырос цветок и т. д.
3. Дидактическая игра «Спрягаем и склоняем»
Цель игры: формировать грамматический строй речи.
Материал: фишки с помощью которых подсчитываем очки, мячик.
Ход игры: воспитатель и дети садятся в круг, бросает мяч и задаёт вопрос, отвечая, ребёнок получает фишку. Задавать вопросы можно по очереди.
Например: «Что может летать?» (самолет, птица, ракета)
4. Дидактическая игра «Домик «Он»
Цель: формирование умений согласовывать местоимения с существительными, способствовать пополнению и активизации словаря у детей, совершенствовать грамматический строй речи.
Материал: предметные картинки.
Ход игры: Взрослый берет карточку и показывает детям, называя предмет: «Это зонтик. Он зелёный.», затем предлагает детям (ребёнку) взять по одной карточке и назвать изображенный предмет.
5. Дидактическая игра «Какой, какая, какое?»
Цель: формирование навыка прилагательный по смыслу, согласования их с существительными, обогащение индивидуального словаря, расширение представлений об окружающем мире, воспитание любознательности, интереса к получению знаний.
Материал: карточки с изображением ягод и фруктов (можно овощи, сделанный из нее сок, варенье и конфету.
Ход игры: Взрослый демонстрирует картинку, называя изображенный плод. Ребенок должен сказать, как называется сделанный из этих фруктов и ягод сладости. Например: клубника –клубничное варенье, клубничная конфета, клубничный сок.
3 страница
1. Дидактическая игра «Домик «Оно»
Цель: формирование умений согласовывать местоимения с существительными, способствовать пополнению и активизации словаря у детей, совершенствовать грамматический строй речи.
Материал: предметные картинки.
Ход игры: Взрослый берет карточку и показывает детям, называя предмет: «Это солнце. Оно жаркое.», затем предлагает детям (ребёнку) взять по одной карточке и назвать изображенный предмет по образцу.
2. Дидактическая игра «Составь рассказ»
Цель игры: обучение связному последовательному рассказу с наглядной основой в виде карточек, отражающих последовательность событий. Материал: сюжетные картинки, которые служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца.
Ход игры: перед ребенком выкладывают серию картинок, в правильной последовательности ( с возрастом можно усложнять задачи: картинки выкладывать не последовательно). По каждой картинке ребенок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ (если у ребенка вызывает затруднение, задаем наводящие вопросы).
4 страница
1. Дидактическая игра «Пословицы и поговорки»
Цель игры: развитие словаря детей через малые формы фольклора – пословицы и поговорки.
Материал: карточки с иллюстрациями.
Ход игры: Воспитатель показывает картинку, рассматривают ее, называя предметы, изображенные на картинке. Называет рифмующие слова, ребенок повторяет.
2. Дидактическая игра «Домик «Они»
Цель: формирование умений согласовывать местоимения с существительными, способствовать пополнению и активизации словаря у детей, совершенствовать грамматический строй речи.
Материал: предметные картинки.
Ход игры: Взрослый берет карточку и показывает детям, называя предмет: «Это сани. Они разноцветные.», затем предлагает детям (ребёнку) взять по одной карточке и назвать изображенный предмет по образцу.
3. Дидактическая игра «Говорящие слова»
Цель: формирование умений образовывать слова из двух основ, развить связную речь, пополнить словарный запас и закрепить навыки чтения.
Материал: маленькие карточки с изображением разных предметов
2 варианта игры:
1. Дети называют предметы на карточках с картинками, которые им достались, подбирают к ним карточки со словами, а затем к этим словам карточки со словами, из которых они составлены.
2. К карточке со словом подбирается соответствующая картинка и слова, из которых составлено основное слово.
5 страница
1. Дидактическая игра «Глаголы»
Цель игры: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания.
Материал: карточки с изображениями действий предмета.
Ход игры: воспитатель показывает ребёнку картинку и спрашивает, какое действие выполняет человек. Например: «Что делает девочка?» (рисует, пишет и т. д.).
2. Дидактическая игра «Чем отличаются слова»
Цель игры: развивать у детей фонематическое восприятие.
Материал: предметные картинки.
Ход игры. Вариант №1.
Воспитатель: Есть слова, которые хотя и похожи по звучанию, но разные. Например: «ком» и «сом». Одинаковые слова? Правильно, разные: ком – слепленный предмет (из снега). Сом – рыба. Но они близки по звучанию.
Зуб и дуб. Похожи по звучанию? (ответы детей). А ком и зуб? Похожи по звучанию или нет? Ком и сом близки по звучанию и отличаются только одним звуком. В слове дом первый звук «к», а в слове сом - «с».
Какой звук надо заменить в слове дом, чтобы получилось слово сом? А чем отличается слово ветка от слова сетка? Какой звук надо заменить в слове рак, чтобы получилось слово лак?
Предложить детям назвать, чем отличаются слова: коза-коса, голо-колос…
Дети повторяют слова, устанавливают отличия, четко произнося изолированные звуки.
Вариант№2 (с усложнением).
Воспитатель предлагает детям определить, чем отличается слова крот и кот, спрашивает: «Какой звук надо добавить к слову кот, чтобы получилось слово крот?» Затем предлагает определить, чем отличаются слова ель и щель, Оля и Коля, сто и стол, каски и краски, сова и слова…
Воспитатель следит, чтобы дети не только правильно указывали различия в словах, но и четко, внятно произносили отдельные звуки: «В слове Коля есть звук «к»,а не «ка», «кэ», а в слове Оля этого звука нет». Или к слову Оля надо добавить звук «к», чтобы получить слово Коля.
Предложить детям внимательно рассмотреть этапы жизни растения, последовательно рассказать о них и расставить их на дидактической картинке черно белого цвета. Затем предлагается детям рассмотреть, как происходит этапы развития определенных овощей и фруктов. Дети рассматривают книжки гармошки и сравнивают между собой.
6 страница
1. Дидактическая игра «Подбери рифму»
Цель игры: развитие речевого слуха, словотворчества детей.
Материал: предметные картинки.
Ход игры: воспитатель детям предлагается рассмотреть картинки и произносит слова: «Мы в рифмы играли – слова подбирали.
Сейчас поиграем с тобой.
Картинку покажем и слово подскажем-
Какое возьмём мы с собой»
Скажу я скамейка, а ты мне (Линейка,
Держу я косу, ты видишь (осу,
Взяла я лягушку, купил ты (подушку).
2. Дидактическая игра «Сюжетные картинки «Предлоги и наречия»
Цель игры: формирование грамматического строя речи через закрепление умений употреблять предлоги, правильность употребления предлогов и падежных окончаний в речи детей, развитие пространственных представлений, мышления.
Материал: сюжетные картинки.
Ход игры: Взрослый показывает сюжетную картинку и начинает фразу, ребенок (дети) её заканчивают и повторяют целиком.
Под кроватью … (ящик с игрушками).
7 страница
1. Дидактическая игра «Синонимы»
Цель игры: учимся подбирать синонимы, развивать у детей словарный запас, связанную речь.
Материал: предметные картинки.
Ход игры: объясните ребенку, что
Синонимы — это слова, которые близки по смыслу, но отличаются смысловыми оттенками.
Воспитатель называет слово, а дети называют слово, обозначающее
одно и тоже, но звучащее по другому.
Например: слово «смеяться» имеет синонимы — хохотать;
слово «машина» — автомобиль.
Предложите ребенку подобрать как можно больше синонимов к каждому из следующих словосочетаний, а затем составить с любым из них предложение.
Дорога извилистая —. (кривая).
На улице холодно —. (морозно).
2. Дидактическая игра «Антонимы» «Скажи наоборот»
Цель игры: развивать у детей быстроту мышления, сообразительность, воображение, устанавливать причинно - следственные связи, находить сходство и различие между предметами; развивать умение подбирать слова, противоположные по смыслу; формирование грамматического строя речи через закрепление умений употреблять предлоги, правильность употребления предлогов и падежных окончаний в речи детей, развитие пространственных представлений, мышления.
Материал: предметные картинки.
Ход игры: Воспитатель показывает картинку и называет слово, а дети должны назвать противоположное.
по смыслу слово - противоположность названному понятию.
(Новый – старый, высокий – низкий и т. д.)
объясните ребенку, что
Антонимы — это слова с противоположным смысловым значением.
Например, утро — вечер, темно — светло, холодно — жарко.
Прочтите ребенку предложения.
Попросите найти в них слова, противоположные по смыслу.
Жарко теплым летом, холодно. (зимой).
В городе дороги широкие, в лесу тропинки. (узкие).
Например: открытый – закрытый, грустный – веселый и т. д.