Лучший педагог года

Методическая разработка «Актуализация у детей системы знаний о животных в сюжетно-ролевой игре». Часть 1

Татьяна Кудряшова
Методическая разработка «Актуализация у детей системы знаний о животных в сюжетно-ролевой игре». Часть 1

Часть 2

Методическая разработка

Актуализация у детей системы знаний о животных в сюжетно-ролевой игре

Часть 1

Составила воспитатель ГБДОУ детского сада № 66 Фрунзенского района Санкт-Петербурга Т. А. Кудряшова.

Публикация «Методическая разработка „Актуализация у детей системы знаний о животных в сюжетно-ролевой игре“, Часть 1» размещена в разделах

Образовательное содержание, связанное с освоением детьми системы знаний о животном мире, представлено во всех видах игр: дидактических, развивающих, подвижных и играх-забавах, театрализованных, сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных и в игре-экспериментировании.

Ранний возраст:

В сюжетной игре содержание «Животные» присутствует с самого начала ее становления. Сюжетная игра зарождается в конце 1го года жизни, одним из обязательных предметных условий для нее являются реалистические игрушки животных.

Главная задача руководства формированием сюжетной игры детей раннего возраста заключается в обучении их умению отражать простые хорошо знакомые жизненные ситуации через условные предметно-игровые действия.

Игрушки, изображающие животных, являются центральным предметным материалом для этого обучения, т. к. по результатам психологических исследований игровых предпочтений детей они занимают одно из первых мест. Для совершения игровых действий дети предпочитают очеловеченных зверушек (зайка в фартучке, мишка в штанишках) куклам.

Именно игрушка-зверушка становится основным партнером ребенка раннего возраста в сюжетной игре и в ее подвиде – сюжетной игре с использованием строительного материала, а также в играх с песком и водой.

В круг сюжетных игрушек – зверушек входят все основные виды животных: звери, птицы, рыбы, земноводные. Тема «насекомые» отражена в других видах игр – театрализованных (шапочки-маски, двигательных (каталки).

Рекомендуемый подбор игрушек-животных:

1 – 1,5 г. Кошка, собака, лошадка, птичка, петух, заяц, мишка.

1,5 – 2 г. + Корова, коза, курица с цыплятами, утка, лиса, рыбки.

1 младшая группа.

+ Народные игрушки-забавы (медведь-плясун, клюющие курочки).

+ Животные с детенышами (кошка с котятами, собака со щенятами, лошадь с жеребятами, корова с телятами, коза с козлятами).

+ Птицы (петух и курица с цыплятами, утка с утятами, голубь, воробей, ворона, попугай).

+ Рыбки.

+ Зайчик, мишка, лиса, обезьяна.

II младшая группа:

С начала младшей группы тема «Животные» представлена в сюжетной игре с использованием строительного материала: Лесенка для петушка. Изгородь для уточек вокруг озера. Загородка для лошадок. Загон для коров.

Также она отражается в сюжете «Семья» - наши домашние животные. В сюжетно-ролевых играх на дополнительные роли дети предпочитают брать уже кукол. Тема прослеживается и в сюжете «Магазин игрушек».

С младшей группы дети осваивают сюжет «Зоопарк»:

• «Строим зоопарк» с использованием строительного материала.

• «Поездка семьи в зоопарк». «Наша семья в зоопарке».

• Уход за животными в зоопарке».

Средняя группа:

В средней группе продолжается освоение сюжета «Зоопарк» в играх со строительным материалом (постройки для животных). Появляется новое содержание - Ветлечебница доктора Айболита.

Сюжет «Зоопарк» начинает сочетаться с другими сюжетами, например, с сюжетом «Детский сад»: «Мы переходим улицу», «Экскурсия», «День рождения мишки». Возможные темы: «Мы (детский сад) на экскурсии в зоопарке», «Праздник в зоопарке».

Во 2м полугодии дети с удовольствием играют по темам «Животные в природе (на воле)» - в жарких странах, на севере, в лесу, в пустыне. Основная форма игры – режиссерская с мелкими игрушками на основе макетов природных зон, а также строительная игра.

Старший возраст:

Сюжет «Зоопарк» переходит в форму сюжетно-дидактической игры (с математическим содержанием).

Система знаний о животных в сюжетно-ролевой игре отражается в самых разных сюжетах:

• «Путешествие».

• «Фермеры. Животноводы».

• «Зоолечебница».

• «Лесная школа».

• «Цирк».

• «Телепередачи». Зов джунглей. Дог-шоу.

• «Мы строим…».

• «Путешествия» – по России и другим странам, по пустыне и степям. В дальние страны, на другую планету. Путешествия с приключениями на суше и на море. Путешествие на батискафе. Лесные приключения.

Сюжеты разворачиваются в различных формах сюжетной игры детей старшего возраста:

• игра-придумывание, фантазирование;

• режиссерская игра с набором мелких игрушек;

• собственно сюжетно-ролевая игра;

• сюжетная игра с использованием строительно-конструктивного материала.

КОМПЛЕКСНОЕ РУКОВОДСТВО

ФОРМИРОВАНИЕМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ «ЗООПАРК».

В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ.

I. Планомерное обогащение жизненного опыта детей.

Задача: создать запас представлений и впечатлений для основы сюжетного содержания игр.

Образовательные ситуации:

ТЕМА «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»:

«Кошки и собаки»:

Путешествие в картину «Кошка с котятами». Составление рассказа по картине «Кошка с котятами». Кошка Мурка в гостях у малышей. Кто где спрятался (по стих. С. Маршака «Усатый-полосатый»). Чтение сказки В. Сутеева «Кто сказал «мяу».

Путешествие в картину «Собака со щенятами». Щенок Дружок навестил малышей. Слушание (импровизации и имитации): Веселый щенок. Б. Берлин.

«Куры. Утки»:

В деревне у бабушки. Гости нашего участка. Чтение сказки В. Сутеева «Цыпленок и утенок». Составление рассказа по картине «Куры». Лепка «Утенок». Аппликация «Цыплята на лугу». Рисование «Цыплята гуляют в траве». Конструирование: Изгородь вокруг озера для уточек. Пение «Петушок». Обр. М. Красева. Книжная графика: А. Комаров. Кот, петух и лиса.

«Козы. Коровы. Лошади»:

Пересказ сказки «Козлята и волк». Путешествие в картину «Коза с козлятами». Книжная графика: И. Белопольский. А. Комаров. Волк и семеро козлят.

Конструирование: Загон для коров. Загородка для лошадок. Хоровод «Скачет лошадка». Муз и сл. С. Насауленко. Просмотр слайдов «Русские народные загадки и пословицы» (о животных). Просмотр диафильма: Е. Чарушин. Как лошадка зверей катала.

Развивающая предметно-пространственная среда:

Фотографии, предметные картинки, открытки.

Анималистическая скульптура малых форм.

Народная игрушка (каргопольская, богородская).

Слайды «Основы народного и декоративно-прикладного искусства».

Вып. 1. Дымково: Конь. Олень. Баран и козел. Петушок. Индюки.

Вып. 2. Гжель: скульптуры Коза. Котик.

Альбомы: Ю. А. Васнецов. Русские потешки. Русская сказка в творчестве Ю. А. Васнецова.

Художественная литература.

Народные сказки: Кот, петух и лиса. Волк и козлята.

Петух и лиса (шотландская). Как собака друга искала (мордовская).

Потешки: Тили-бом!

Стихи: С. Маршак. Усатый-полосатый. В. Сутеев. Цыпленок и утенок. И. Токмакова. Где спит рыбка.

Звуковой ряд.

Аудиокассеты «Театральные шумы», «Голоса природы»:

Кошка мяукает. Кошка мурлычет.

Щенок плачет. Собака на улице. Лай собак. Собака рычит.

Лошади в конюшне.

Домашние птицы. Куры. Петушок.

ТЕМА «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ. ЗООПАРК»

«Птицы»:

Сравнение снегиря и вороны. Сорока-сорока. Лепка «Птичка». Аппликация и рисование «Скворечник». Наблюдения за птицами на участке: особенности внешнего вида, повадки.

«Лиса»:

Ах, как кумушка-лиса была очень хороша. Книжная графика: Рачев. Лиса из сказки «Колобок». А. Комаров. Кот, петух и лиса. Заюшкина избушка. Г. Филатов. Лиса и заяц.

«Заяц»:

Лепка «Зайка – длинные уши». Хороводы: «Ну-ка. Зайка, попляши». Муз. А. Филиппенко. «Заинька, попляши». Обр. Н. Римского-Корсакова. Пение «Заинька». Обр. С. Кондратьева. Слушание (импровизации и имитации): А, баиньки, баиньки нашему заиньке. Русская народная песня в обр. А. Филиппенко. Книжная графика: А. Комаров. Заюшкина избушка. Г. Филатов. Лиса и заяц. Е. Чарушин. Зайчата.

«Медведь»:

Лепка «Миски трех медведей». Конструирование: Комната для трех медведей. Пение: «Спи, мой мишка». Муз. Е. Тиличеевой. Слушание (импровизации и имитации): Медведи. Е. Тиличеева. Танец медвежат. Ю. Виноградов. Книжная графика: А. Комаров. Маша и медведь. Г. Филатов. Маша и медведь. Е. Чарушин. Медвежата.

Описание игрушек-животных. Кто в лесу живет. Что за зверь. Составление рассказов по картинкам с изображением животных.

Лепка «Угощение для кукол, мишек, зайчиков, кроликов».

Хороводы: «Ежик». Муз. И. Пономаревой. Танец «Белочка с шишками». Муз. F. Suppe. Пение «Про белку». Сл. А. Досталя. Муз. А. Заргаряна. Слушание (импровизации и имитации): Праздник в зоопарке. Муз. Е. Барыбина.

Просмотр диафильма: К. Чуковский. Краденое солнце.

Книжная графика: Е. Чарушин. Медвежата. Зайчата. Волчата. Лисенок. Олененок. Рысенок.

Экскурсия в зоопарк силами родителей.

Цель: Где живут звери в зоопарке? Кто и как ухаживает за ними (лечит, чистит клетки, кормит? Как вести себя в зоопарке?

Развивающая предметно-пространственная среда:

Фотографии, предметные картинки, открытки.

Анималистическая скульптура малых форм.

Народная игрушка (каргопольская, богородская).

Слайды «Основы народного и декоративно-прикладного искусства»: Вып. 1. Дымково: Медведя поймал.

Альбомы: Ю. А. Васнецов. Русские потешки. Русская сказка в творчестве Ю. А. Васнецова.

Художественная литература.

Потешки, песенки, заклички: Дедушка Ежок. Идет лисичка по мосту…Лиса по лесу ходила…Заинька, войди в сад. Волк-волчок, шерстяной бочок…

Народные сказки: Теремок. Колобок. Гуси-лебеди. Маша и медведь.

Бременские музыканты (немецкая). Лиса-нянька (финская).

Рассказы:

П. Коскимиес. Зайчишка-пушишка в зоопарке.

В. Бианки. Купание медвежат.

Л. Толстой. Нашли дети ежа.

Е. Чарушин. Волчишко. Кто как живет (заяц, белка, волк).

Б. Житков. Как мы ехали в зоосад. Как мы приехали в зоосад. Зебра. Слоны. Как слон купался.

К. Ушинский. Спор зверей.

Ф. Зальтен. Бэмби.

Л. Муур. Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду.

Стихи:

П. Воронько. Хитрый ежик.

А. Барто. Игрушки.

К. Чуковский. Краденое солнце. Черепаха. Путаница. Телефон.

С. Маршак. Детки в клетке. Где обедал воробей.

В. Берестов. Лисица-медсестрица.

В. Маяковский. Что ни страница – то слон, то львица.

Г. Ладонщиков. Медведь проснулся.

Э. Успенский. Жил-был слоненок.

М. Пивоварова. Бегемотики.

Б. Заходер. Ежик.

Звуковой ряд.

Аудиокассеты «Театральные шумы», «Голоса природы»:

Воробьи. Голуби. Птицы в лесу. Зоопарк.

Часть 2

Публикации по теме:

Новогодние красавицы.Новогодние красавицы. Одним из самых популярных предновогодних конкурсов стал конкурс поделок "Такие разные елки". Наш детский сад (ГБДОУ 93 Фрунзенского района.

Презентация «Путешествие в зимний лес» Путешествие в зимний лес непосредственно – образовательная деятельность по развитию познавательных способностей у детей старшего дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Актуализация у детей системы знаний о животных в сюжетно-ролевой игре». Часть 1
Опубликовано: 22 марта 2014 в 13:55
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД