Мария Верхнева
Развитие любознательности детей младшего дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка раздела общеобразовательной программы по теме: «Развитие любознательности детей младшего дошкольного возраста в процессе познавательно – исследовательской деятельности»
1 слайд. ТЕМА
Предлагаю вашему вниманию методическую разработку раздела общеобразовательной программы детского сада по теме «Развитие любознательности детей младшего дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности».
Публикация «Развитие любознательности детей младшего дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2014
Для методической разработки мною выбран раздел «Познавательно – речевое развитие», образовательная область «Познание»
2 слайд. АКТУАЛЬНОСТЬ
• Федеральные государственные требования к содержанию дошкольного образования одним из главных направлений определяют интеллектуальное развитие подрастающего поколения, его познавательной активности.
• Современное общество нуждается в активной, интеллектуальной личности, способной к познавательной самореализации
• Познавательная - исследовательская деятельность способствует становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира
• До настоящего времени еще не сложена четкая концепция исследовательской деятельности и это затрудняет реализацию детского потенциала и побуждает искать эффективные решения этой проблемы
3 слайд. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Поэтому выбранный нами раздел, ставит перед нами цель и задачи:
Цель:Развитие познавательного интереса к предметам и явлениям окружающей жизни
Задачи: Формирование способности сосредотачивать внимание на предметах и явлениях окружающей действительности, выделять в предметах определенные свойства, сравнивать и группировать их.
Повышать уровень компетентности у родителей в вопросе значения познавательной исследовательской деятельности для детей младшего возраста.
4 слайд. СЛОВА СУХОМЛИНСКОГО
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал»
Данная тема имеет психолого – педагогическое обоснование. Аспекты познавательно – исследовательской деятельности получили свое отражение в работах Поддъякова, Дыбиной, Выготского, Леонтьева.
Ученые настоятельно рекомендуют использовать методы познавательно – исследовательской деятельности в работе с детьми, на протяжении всего дошкольного детства.
А. Н. Леонтьев указывал, что в познавательно – исследовательской деятельности происходит превращение объекта в его субъективную форму. Т. е переход деятельности в объективные результаты, продукты.
5 слайд. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
Таким образом, мы, имея психолого – педагогическое обоснование, изучая современную литературу, реализуя программу воспитания и обучения, видим потребность общества в любознательном человеке и имеем необходимость создания системы работы по данной теме
6 слайд. СИСТЕМА РАБОТЫ
Поэтому мы продумали следующую систему работы. Разделили мы её на 3 этапа:
I этап: аналитическо-информационный
II этап: формирующий
III этап: результативный
7 слайд. МОНИТОРИНГ (графики)
На первом этапе мы произвели мониторинг интегративных качеств. Анализ уровня достижения интегративного качества «Любознательность» показывает, что у 30% детей показатели планируемых результатов проявляются периодически, нестабильно.
Дети мало задают вопросы, не интересуются в экспериментировании, не проявляют ярких положительных эмоций. Это еще раз подтверждает, что нужна планомерная работа по формированию любознательности
8 слайд. ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Поэтому следующим шагом была организация образовательного процесса, мы выбрали формы организации и объекты исследований, составили комплексно – тематический план работы. Вы видите его на экране. В нем четко отражена интеграция областей.
9 слайд. ПРЕДМЕТНО РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА (фото)
Также на первом этапе мы создали предметно – развивающую среду.
10 слайд. ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ
Познавательно – исследовательская деятельность осуществляется через совместную и самостоятельную деятельность, через различные методы и приемы:
Беседы, опыты, игры, художественное слово.
Объектом исследований экспериментирований является вода.
С ней мы проводим опыты: «Лейся, лейся», «Чудесное превращение», «Снег это тоже вода», используя метод развивающийся интриги
(А что же еще можно сделать с водой) А об этом мы узнаем, когда пойдем на прогулку.
Опыты с песком –
изучая песок, землю, глину дети узнают, какой песок лепится? Почему он бывает сухой? Дети лучше усваивают знания, если применяется игровая ситуация или игровой персонаж.
В результате планомерной работы дети начали чаще обращаться с вопросами: «А из этого снега можно слепить снегурочку?»
А также, стали проявлять самостоятельность в игровой деятельности с водой и песком.
11 слайд. ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ИССЛДЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ.
В любое время года дети испытывают радость от множества ощущений, которые дает природа.
Дети, обнимая стволы деревьев, сравнивают кору деревьев по цвету, тактильным ощущениям, развивают аналитическое мышление.
Рассматривая цветы, знакомятся с строением и значениям частей.
Через опыты живой и игрушечной рыбки учатся сравнивать живые и неживые объекты. Для создания интереса ставлю детей в проблемную ситуацию.
Наблюдая за ростом лука, дети делают выводы о связи между ростом растения и уходом за ними.
В результате, дети второй младшей группы стали замечать, что цветочек повял, проснулись жуки, они рассказывают об этом, а значит у них появился интерес к окружающей жизни.
12 слайд. РУКОТВОРНЫЙ МИР
Особенно интересно познавательно – исследовательская деятельность в разделе «Рукотворный мир».
Объектами исследований стали окружающие предметы, их характеристики (цвет, формы, материалы)
Первыми предметами исследований стали бумага, дерево, ткань.
Например, опыт «Тонет - не тонет» позволяет сравнить качества дерева и бумаги с помощью проблемной ситуации:
«Мышонку нужно срочно уплыть. На каком корабле уплывет Мышонок?»
Многое о рукотворном мире дети узнают во время образовательной деятельности (лепки, конструирования).
Очень важной задачей считаем формирование ретро – перспективного взгляда на предмет. Этому способствуют посещения музея нашего детского сада.
«Сейчас дети носят туфельки, а раньше – лапти»
«Сейчас куколки пластмассовые, а раньше были – тряпичные»
Хорошим результатом проведенной работы стал устойчивый интерес к окружающим предметам, бережное отношение к вещам, т. к они стали понимать, что это творение рук человека
13 слайд. ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ
Важным звеном развития познавательно – исследовательской деятельности является взаимодействие с семьей.
14 слайд. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ
Взаимодействие с семьей происходит через различные формы работы: семейные клубы, мастер – класс, участие в проектах, участие в выставках поделок. С целью выявления отношения родителей к поисково – исследовательской деятельности проводилось анкетирование.
Анализ анкет показал, что родителям необходима методическая помощь в этом вопросе. Поэтому я стараюсь убедить родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям.
Одной из основных проблем детей и родителей - это длительное времяпровождение детей у компьютера, поэтому одно из заседаний семейного клуба было посвящено теме «Дошкольники и компьютер».
Эффективной формой взаимодействия с родителями является привлечение участия родителей в выставках поделок «Щедрая осень», «Природа и мы», «Поделки из бросового материала»
Проведение «Мастер – классов»
15 слайд. ЛОСКУТОК
Хорошим результатом совместной работы с родителями можно считать участие родителей в проекте «Лоскуток». Этапами проекта стали беседы с детьми, экскурсия в кастелянскую, выставка поделок. И завершился проект праздником в русских традициях: «Посмотри, как ты хорошо, край, в котором ты живешь!».
Знакомство с людьми, которые творят красоту своими руками повлияло на детей и вызвало в них желание научиться творить своими руками.
16 слайд. МОНИТОРИНГ
Осуществляя мониторинг качества освоения детьми данного раздела программы я использовала авторскую модель диагностики Афонькиной Ю. А. Анализ полученных результатов позволяет отметить положительную динамику в плане формирования указанных качеств и представлений у детей 2 младшей группы за период обучения с сентября по январь учебного года.
Таким образом, положительная динамика показателей развития детей позволяет сделать вывод об эффективности данного метода познавательного развития детей и о том, что работа проводилась планово, целенаправленно и систематично.
Промежуточный мониторинг интегративных качеств в младших группах показывает, что интегративные качества большинства детей групп соответствуют норме, которую дети могут достичь в данный возрастной период. Более высокий средний балл в нашей группе дети показали по такому интегративному качеству, как «любознательный и активный» и «имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.» Причем средний балл по данному качеству как «любознательный и активный» в нашем группе с начала года повысился более значительно (на 0,4 в нашей группе и на 0,1 – в параллельной младшей группе). Эти данные позволяют нам сделать вывод о том, что проведенная работа по экспериментированию дает положительные результаты, хотя говорить о значительных результатах пока еще рано, так как работа только началась и ….
17 слайд. Распространение опыта работы
Консультации для воспитателей
Выступление на районном методическом объединении воспитателей
Проведение открытых занятий
Спасибо за внимание!