Петренко Любовь
Методическая разработка «Изображение осенней природы с помощью нетрадиционной техники рисования «Печать»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка по художественно-эстетическому развитию
Тема: Изображение осенней природы с помощью нетрадиционной техники рисования «Печать»
Цель: Развивать способность к образному восприятию красоты осенней природы и её передаче с помощью нетрадиционной техники рисования «печать листьями и веточками»
Публикация «Методическая разработка „Изображение осенней природы с помощью нетрадиционной техники рисования „Печать“» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Осень. ИЗО, осеннее творчество в детском саду
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Рисование
- Рисование. Все материалы
- Штампинг. Отпечатываем и рисуем штампиками
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Задачи: обобщить знания об осени; продолжать знакомство с нетрадиционной техникой рисования – способом «отпечатка листьями и веточками» используя осеннюю цветовую палитру; воспитывать стремление к достижению результата.
Материалы и оборудование: кисти, гуашь, альбомного листа с восковым изображением берёзки, непроливайки с водой, салфетки, листья берёзы, веточки ели, волшебная коробка; музыкальное сопровождение «Времена года – Осень» П. И. Чайковского; репродукции картин известных художников.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением осенних пейзажей, чтение художественной литературы, разучивание стихов и пословиц на осеннюю тему, наблюдение на прогулке за осенней природой. Ход занятия:
Воспитатель берё т детей за руки и становится с ними в круг напевая песенку:
Встаньте, дети, встаньте в круг
Встаньте в круг, встаньте в круг!
Ты мой друг и я твой друг,
Старый верный друг!
Воспитатель: Ребята, давайте крепко возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу, подарив свои улыбки и тепло рядом стоящим друзьям.
Воспитатель: А теперь, присядем на коврик и немного поговорим с вами. Я знаю, что все вы ребята, наверняка любите сказки. Правда?
(Ответы детей)
Воспитатель: Сегодня я хочу рассказать вам сказку. О чём будет эта сказка вы узнаете после того, как разгадаете загадку.
Желтой краской крашу я
Поле, лес, долины.
И люблю я шум дождя,
Назови-ка ты меня!
(Дети дают свои ответы)
Воспитатель: Да, ребята, это красавица осень. Осень самое красивое и яркое время года. Ведь только осень украшает наши леса в разноцветный солнечный наряд! А вы, ребята, любите осень?
(Ответы детей)
- Ну что, как говорят – это была присказка, а сказка только начинается…
(Звучит фонограмма таинственной музыки)
Воспитатель: В некотором царстве, в некотором государстве жила-была…
(В зал входит грустный Леший. Тяжело вздыхает)
Леший: Охо-хо-хо-хо. Здравствуйте. Куда это я попал?
Воспитатель: Это детский сад. Позвольте узнать, а вы кто?
Леший: Это я-то, кто? Между прочим, я хозяин в лесу, меня величают духом леса – я Леший. Только вот где мой лес? Я потерялся.
(Леший плачет)
Воспитатель: Только не надо плакать, уважаемый Леший. Я думаю, что мы с ребятами сможем тебе помочь. Ребята, ведь сможем?
(Ответы детей)
Леший: Да чем вы можете мне помочь, ведь вы такие маленькие. Воспитатель: Может мы конечно и маленькие, но мы многое знаем и умеем, правда ребята? И кажется я догадываюсь кто ещё может помочь твоей беде. А вы ребята случайно не догадались? О ком мы сегодня с вами говорим?
(Ответы детей)
Воспитатель: Да ребята, я считаю, что красавица Осень нам поможет найти лес для нашего Лешего. Давайте позовём её словами: «Осень, осень в гости просим!»
(Дети хором повторяют слова. Звучит фрагмент музыки П. И Чайковского «Времена года – Осень». Под музыку в зал тихо входит Осень)
Воспитатель: Ну здравствуй красавица Осень, как рады мы, что ты нас услышала и пришла на наш зов.
Осень : Здравствуйте, я не могла пройти мимо, ведь у вас здесь кто-то плакал. Что у вас произошло?
Воспитатель: Ты знаешь Осень, к нам пришёл Леший. Он потерял свой лес и не может его отыскать, это он плакал.
Осень : Эта беда – вовсе не беда и я знаю, как помочь Лешему. Закройте глаза и повторяйте волшебные слова вместе со мной три раза. Крибле-крабле бум…
(Звучит тихая спокойная музыка и Осень исчезает, оставив волшебный коробок)
Воспитатель: Уже музыка стихла, нам можно глаза открыть? Осень, что же ты молчишь? Ребята, а где же она?
Леший: Ну вот, а говорили поможем, поможем, а сами… (плачет)
Воспитатель: Не расстраивайся Леший. Не поверю, чтобы Осень ушла просто так и ничем не помогла. Ой посмотрите, а здесь какой-то коробок, возможно он волшебный, может мы откроем? Как вы думаете, что там может быть?
(Ответы детей)
Воспитатель: Посмотрите ребята, здесь альбомные листочки и кисти, гуашь, листья берёзовые и еловые веточки, чтобы это могло значить? Может Осень пошутила с нами? Нет ребята, здесь ещё записочка лежит. Прочитаем?
- Милые мои ребята, уважаемый Леший. Простите меня пожалуйста, что я исчезла, я тороплюсь подготовить природу к приходу зимы. У меня очень много дел, а чтобы помочь вашему другу Лешему, вам необходимо ответить на некоторые вопросы. Хочу проверить, что вы знаете обо мне?
Воспитатель: Ребята, а что же мы знаем об Осени? Давайте для начала ответим какие названия осенних месяцев мы знаем? Сколько их? Какая погода стоит на дворе осенью?
(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, мы знаем 3 осенних месяца – это Сентябрь, Октябрь и Ноябрь. Погода в это время дождливая, хмурая и унылая, природа готовится к приходу зимы. В это время происходит красивое явление, когда листочки срываются со своих веточек и кружась в тихом вальсе ложатся нам под ноги. Как это явление называется?
(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, это явление называется – листопад. Послушайте, как пишет об осени поэт Иван Бунин.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой…
Воспитатель: Красивое стихотворение. Вам понравилось? А ведь действительно, осень бывает разная, но больше всего у неё оттенков: золотого, оранжевого, коричневого, красного. Очень многие поэты в своих стихах воспевали красоту осенней природы. Эти стихи могут быть весёлыми и грустными, но во всех этих стихах воспевается красота, которую создаёт красавица осень.
- Ребята, а давайте превратимся в осенние листочки и проведём физкультминутку.
Физкультминутка.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит, (Закрываем глазки ладошками)
Ветер в поле воет, (Покачивание руками над головой, со звуком у-у)
Дождик моросит, (Ручки в сторону, произносим кап-кап.)
Воды зашумели (Ручками имитируем движение волны)
Быстрого ручья, (Топаем ногами на месте.)
Птички улетели
В теплые края. (Изображаем улетающих птичек.)
Воспитатель: Ребята, а вы помните, мы с вами недавно про осень учили стихи, может быть кто-то расскажет и осень порадует?
(Слушаем детей, читающих стихи)
Воспитатель: Какие красивые стихи вы прочитали. Молодцы! Но кроме стихов, мы ведь и песенки разучивали и танцы. А давайте вместе с нашим новым другом Лешим потанцуем.
(Звучит мелодия вальса, ребята танцуют «Танец листочков»)
Воспитатель: Немного отдохнули, потанцевали, а теперь давайте примемся за работу, ведь Осень не просто так принесла нам краски, да и наш Леший, что-то загрустил.
Леший: Как же мне не грустить? Я так соскучился по-своему любименькому лесу. Как там без меня мои друзья, мои зайчата и белочки, медвежата и лисички? Охо-хо-хо-хо…
Воспитатель: Не надо печалиться Леший, ты лучше садись рядом с ребятами и посмотри, что будет дальше. А мы с вами ребята, давайте присядем за столики и начнём творить. Рисовать мы сегодня будем на тонированных альбомных листах способом отпечатка. Давайте с вами вспомним, что значит тонированная бумага и что это за способ такой печать?
(Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, вы всё правильно говорите. Итак, у нас на столиках лежат альбомные листочки, гуашь жёлтого, красного, синего и зелёного цвета. Каким же цветом мы будем тонировать наши листочки?
(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, мы затонируем листочки синим цветом, а для этого возьмём кисти в руки, окунём их в водичку, наберём необходимого цвета гуашь на кисть и аккуратно сверху до самого низа листа, закрашиваем. Что у вас получается?
Леший: Вот так чудо? Ребята, посмотрите, какое красивое деревце проявилось? А что же это за деревце такое, я кажется знаю, а вы ребята?
(Ответы детей)
Воспитатель: Да, действительно, похоже на берёзку. Так вот почему Осень нам в волшебном сундучке оставила берёзовые листочки. Пока наши листики подсохнут, давайте с вами отдохнём и разгадаем загадки.
Леший: А я тоже знаю загадки. Давайте я их загадаю вам?
(Дети разгадывают загадки)
Листья падают с осин,
мчится в небе острый клин (Осень)
Рыжий Егорка
Упал на озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул. (Осенний лист)
Опустел любимый сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел? (Сентябрь)
Все мрачней лицо природы :
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился? (Октябрь)
Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и всё вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь, это -. (Дождь)
Тучи нагоняет,
Воет, задувает.
По свету рыщет,
Поет да свищет. (Ветер)
Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла.
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно. (Листопад)
Леший: Вы ребята, молодцы, вы много знаете загадок и очень хорошо разгадываете их.
Воспитатель: Отдохнули? А теперь посмотрим на наши листочки, они просохли, и мы можем продолжать с вами рисовать. У нас с вами не простой способ рисования, мы будем делать отпечатки листочков. Для этого мы возьмём салфетки и берёзовый листик. Листочек переворачиваем и берём его за хвостик, на кисть набираем цвет, который больше вам нравиться, и аккуратно красим листочек, затем переносим его на рисунок и прикладываем приглаживая к нашей работе. Не забываем, что Осень подарила нам не только жёлтый цвет, а ещё и оранжевый, и красный.
(Дети рисуют. Леший смотрит на рисунки и хвалит детей)
Воспитатель: Ну, что ребята, нарядные берёзки у нас получились? Вам нравится?
(Ответы детей)
Воспитатель: Очень красиво, но у нас есть ещё и еловые веточки. Их мы тоже расположим на наших рисунках. Так же, как и берёзовые листочки положим их на салфетки и кисточками нанесём нужный цвет. Какой это будет цвет? Конечно же зелёный, ведь ель у нас вечнозелёное дерево независимо от времени года.
(Дети рисуют.)
Воспитатель: Какие красивые рисунки у вас получились! Леший, а тебе нравится? Если сложить все рисунки вместе получится густой лес, в котором ты можешь поселиться.
Леший: Ребята, как вы меня выручили, и чтобы я без вас делал? Спасибо вам огромное! Чем вас отблагодарить? Я ведь тоже немного волшебник и сейчас этим воспользуюсь.
(Леший угощает детей яблоками)
Воспитатель: Ребята, давайте поблагодарим Лешего за угощение и споём для него на прощание песенку.
( Исполняется песня: «Наступила осень». О. Осипова)
Леший: Как я рад, что попал именно к вам. Вы даже не представляете, как вы мне помогли, теперь у меня лес самый красивый и самый густой. Мне надо торопиться, а вдруг снова я заблужусь? До свидания ребята, приходите ко мне в гости, я буду рад вас видеть.
(Леший прощается с ребятами и уходит)
Воспитатель: Вот и закончилось наше приключение. Я думаю вам понравилось? А что больше всего вам понравилось? Каким способом мы сегодня рисовали? Это было трудно? Как вы считаете вы справились?
- Вы просто молодцы! Помогли нашему новому знакомому, я думаю ему понравилось у нас. Давайте ему пожелаем доброго пути! До свидания Леший!