Марина Кравцова
Кружок по физической культуре «Народные забавы» (1-я часть)
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей № 18 «Гармония» ст. Подгорной»
Кружок
Направление: «Физическое развитие»
«Народные забавы»
Нормативный срок освоения программы 1-3 года.
Инструктор по физической культуре :
Кравцова Марина Нахидовна
I. Целевой раздел
Пояснительная записка
Публикация «Кружок по физической культуре „Народные забавы“ (1-я часть)» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Народная культура, фольклор
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Человеческая личность – это гармония мысли и движения. В настоящее время большое значение имеет формирование физически здорового, активного, гармонически развитого человека. Особое внимание нужно уделить подвижным играм, поскольку игра вызывает у детей большой эмоциональный отклик и помогает безболезненнее включиться в учебную работу. Игры способствуют правильному физическому развитию организма. Дети учатся разным подвижным играм и ежедневному занятию ими.
Данная программа актуальна, так как участвует в решении одной из самых первоочередных задач современного образования – формирование здорового образа жизни дошкольников, через специально организованную двигательную активность ребенка.
Всем известно, что дети любят играть. Это стремление нужно умело использовать в интересах самих детей, развивая и воспитывая в них такие необходимые им качества, как сила, ловкость.
Народные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине; ее культуре и наследию. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.
Сегодня народные игры почти исчезли из детства. Сохранение и возрождение национальной культуры является ныне одной из первостепенных задач. Что бы у ребенка сформировалось чувство любви к Родине, необходимо воспитывать у него эмоционально положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать их красоту, желание узнавать о них больше, формировать стремление оказывать посильную помощь людям, которые его окружают. Поэтому надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. Так возникла необходимость в создании кружка «Народные забавы».
1.1. Цели и задачи программы
Цель данной программы – развитие физических способностей и общеукрепляющее воздействие на организм ребенка через народные игры.
Основные задачи:
1) повысить уровень двигательной активности;
2) способствовать физическому, психическому развитию детей;
3) развивать активность и творчество занимающихся, любознательность, честность;
4) вызвать интерес к народным играм, позволить детям ощутить красоту и радость движений.
5) Реализовать региональный компонент, как часть каждого кружкового занятия, в игровых и познавательных видах деятельности, совмещая со всеми темами.
1.2. Принципы и подходы к реализации программы
Работа началась с изучения методической литературы. Наряду с изучением методических новинок разучивались подвижные игры, их организация. Настольной книгой стала «Русские народные подвижные игры» М. Ф. Литвиновой.
Затем была начата работа по созданию условий для проведения игр: с этой целью были переоборудованы игровые уголки в группах, продумано их эстетическое оформление, рациональность расположения игрового материала.
Впервые, изучая с детьми ту или иную игру, рассказывалось им об истории ее создания.
Выяснилось, что детям непросто передавать характерные для некоторых животных движения. Для этого побольше рассказывалось о повадках животных - персонажах игр, таких, как «У медведя во бору», «Лиса в курятнике», «Зайцы и волк» и т. д.
Разучивая с детьми игры, рассказывалось о разных народах, населяющих Россию, проходило знакомство с историей и традициями этих народов.
Народные подвижные игры были выбраны в соответствии с теми задачами по физическому воспитанию, над которыми проводилась работа в данный момент и теми двигательными навыками, которыми дети уже овладели, а также в соответствии с рекомендациями программы и на основе принципа сходства используемой атрибутики или решаемых с помощью игр задач.
Игра как средство воспитания.
Развитие подвижных игр в воспитательных целях связано с образом жизни людей. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижения науки. Кроме того, некоторые игры приобретают определенный оттенок в зависимости от географических и климатических условий.
Оздоровительное значение подвижных игр.
Правильно организованные подвижные игры оказывают благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки детей. Большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую работу различные крупные и мелкие мышцы тела.
1.3. Планируемый результат
• Укрепление здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни.
• Обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр.
• Развитие умений работать в коллективе.
• Формирование у детей уверенности в своих силах.
• Умение применять игры самостоятельно.
II.Содержательный раздел
В первый год проводится ознакомление детей с русскими народными играми. Во второй и третий год с играми народов России и ближнего зарубежья. Программа предусматривает знакомство с обычаями и традициями народов коми, украинцев, белорус, узбеков, дагестанцев и т. д.
Народные игры способствуют повышению уровня двигательной активности до уровня, обеспечивающего нормальное физическое, психическое развитие и здоровье детей; обеспечиваются условия для проявления активности и творчества каждого ребенка.
Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания подрастающего поколения. Радость движения сочетается с духовным обогащением. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора: движения точны и образны, часто сопровождаются считалками, потешками, веселыми моментами. Игровая ситуация увлекает и воспитывает детей, а действия требуют от детей умственной деятельности.
Содержание программы определено с учё том:
• возрастных, психофизиологических и индивидуальных особенностей учащихся, интересов и потребностей учащихся,
• тенденции развития воспитания и образования.
Учебно-тематический план
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
неделя вид игры название игры
сентябрь
1-2 Подготовка инвентаря, видеотеки, аудиотеки, физкультурного зала к занятиям.
3-4 Обследование знаний подвижных игр, умений организации и самоорганизации.
октябрь
1 Знакомство с обычаями и традициями русских народных игр.
2 подвижные «С кочки на кочку»
«Медведь и пчелы»
«Солнышко и дождик»
«Самолеты»
малоподвижные «Море волнуется»
3-4 подвижные «Мышеловка»
«Гуси-лебеди»
«Удочка»
«Хитрая лиса»
малоподвижные «Эхо»
ноябрь
1-2 подвижные «Ловишки»
«Лохматый пес»
«Наседка и цыплята»
«Догони свою пару»
«Муха»
малоподвижные «Летает – не летает»
3-4 подвижные «Перелет птиц»
«Караси и щука»
«Мышеловка»
«Зайцы и волк»
«Гуси летят»
малоподвижные «Найди свой цвет»
декабрь
1-2 подвижные «Бездомный заяц»
«Перебежки»
«Хитрая лиса»
«Мыши в кладовой»
«Обыкновенные жмурки»
малоподвижные «Кто ушел»
3-4 подвижные «Лохматый пес»
«Зайцы и волк»
«Быстро возьми, быстро положи»
«Хитрая лиса»
«Два мороза»
малоподвижные «Молчанка»
январь
2 подвижные «Охотник и зайцы»
«Кто сделает меньше прыжков»
«У медведя во бору»
«Наседка и цыплята»
«Пустое место»
малоподвижные «Найди и промолчи»
3-4 подвижные «Перебежки»
«Волк во рву»
«Лошадки»
«Ловишка, бери ленту»
«Бабка Ежка»
малоподвижные «Затейники»
февраль
1-2 подвижные «Сделай фигуру»
«Мы веселые ребята»
«Лиса в курятнике»
«Кто скорее добежит до флажка»
«Горелки»
малоподвижные «Подбрось – поймай»
3-4 подвижные «Мы веселые ребята»
«Слышим – делаем»
«Охотники и звери»
«Стоп»
«Салки»
малоподвижные «Тихо – громко»
март
1-2 подвижные «Перелет птиц»
«Затейники»
«Лохматый пес»
«Садовник и цветы»
«Салки»
малоподвижные «У кого мяч»
3-4 подвижные «Садовник и цветы»
«Лиса в курятнике»
«Перемени предмет»
«Наседка и цыплята»
«»Коршун»
малоподвижные «Великаны и гномы»
апрель
1-2 подвижные «Не оставайся на полу»
«Удочка»
«Ловишки»
«Пятнашки»
«Гуси – лебеди»
малоподвижные «Затейники»
3-4 подвижные «Коршун и наседка»
«У медведя во бору»
«Бездомный заяц»
«Карусель»
«Классы»
малоподвижные «Тишина»
май
1-2 подвижные «Классы»
«Мяч водящему»
«Серсо»
«Перебежки»
«Перетягивание каната»
малоподвижные «Сбей кеглю»
3-4 Обследование знаний подвижных игр, умений организации и самоорганизации.
Учебно-тематический план
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
неделя вид игры название игры
сентябрь
1-2 Подготовка инвентаря, видеотеки, аудиотеки, физкультурного зала к занятиям.
3-4 Обследование знаний подвижных игр, умений организации и самоорганизации.
октябрь
1 Знакомство с обычаями и традициями КОМИ.
2-3-4 подвижные «Стой, олень»
«Невод»
«Ловля оленей»
«Охота на оленей»
малоподвижные Релаксация
ноябрь
1 Знакомство с обычаями и традициями УКРАИНЦЕВ.
2-3-4 подвижные «Колдун»
«Хлебец»
«Перепелочка»
«Мак»
«Иголочка-ниточка»
«Волк и козлята»
малоподвижные Релаксация
декабрь
1 Знакомство с обычаями и традициями БЕЛОРУС.
2-3-4 подвижные «Прела – горела»
«Заяц – месяц»
«Ежик и мыши»
«Иванка»
«Ленок»
«Заплетись, плетень»
«Лиски»
малоподвижные «Колечко»
январь
2 Знакомство с обычаями и традициями УЗБЕКОВ.
3-4 подвижные «Белый тополь, зеленый тополь»
«Чай-чай»
«Пастух и козы»
«Медведи и пчелы»
малоподвижные Релаксация