Евдокия Киселева
Методическая помощь для молодых специалистов по организации исследовательской деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая помощь для молодых специалистов по организации кружковой работы с дошкольниками.
«Как организовать кружковую работу?»
Дети дошкольного возраста по своей природе своей- пытливые исследователи окружающего мира.
Публикация «Методическая помощь для молодых специалистов по организации исследовательской деятельности дошкольников» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Понимая значение экспериментирования для психического развития ребёнка и работая по программе «От рождения до школы», я открыли в своей группе мини – лабораторию, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами для реализации предлагаемой мной работы. Это даё т возможность:
1. работать с детьми по подгруппам (по 6 – 8 детей) по интересам;
2. использовать материалы, которые часто не используются в группе при большом количестве детей;
3. не ограничивать ребёнка в деятельности из гигиенических соображений (испачкаешься, прольёшь).
Совместная деятельность воспитателя с детьми в детской лаборатории организуется один раз в неделю : с детьми среднего возраста по 15 – 20 минут, с детьми старшего возраста 25 – 30 минут. Работа проводится с учётом уровня развития и познавательных интересов детей.
Структура проведения игры – эксперимента:
1. постановка, формирование проблемы;
2. выдвижение предложений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
3. проверка гипотез;
4. подведение итогов, выводы;
5. фиксация результатов;
6. вопросы детей
Работа в лаборатории, как правило, начинается с экскурсии, во время которой дети знакомятся с героями, которые приходят к ним на эксперимент, с оборудованием и правилами поведения.
Герои эти – дед Знай, его внук Почемучка, Капелька, галчонок Любознайка, Золотая рыбка и другие известные персонажи.
После проведения экспериментов у детей, как правило, возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Их интересует: как выглядит микроб, отчего дует ветер, с помощью чего издаётся звук в телевизоре, почему очищенный картофель без воды чернеет и многое другое. Я не всегда тороплюсь с ответом, а способствую тому, чтобы дети нашли его самостоятельно.
Дети задают свои вопросы героям, они либо присылают в группу книгу с ответом, либо предлагают спросить у папы и мамы, а затем рассказать всем детям.
Работа в лаборатории находит отражение и в творческой деятельности детей. Так, после проведения экспериментов со звуком мы создаём с детьми свои предметы из бросового материала. Часто ребята являются активными участниками оформления коллажей по изученным темам.
Для родителей наших воспитанников создаются «Рассуждалки» детей на разные темы. В конце года для детей и их родителей проводится открытое мероприятие, где дети демонстрируют свое умение думать, рассуждать, быть самостоятельными.
В результате дети все охотнее обращаются за помощью к детским энциклопедиям, познавательной литературе. Я считаю, что овладение дошкольниками разными способами познания в том числе и экспериментированием, способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности.