людмила танащук
Методическая копилка
▼ Скачать + Заказать документы
МАДОУ детский сад «Теремок»
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
Разработала: Л. А. Танащук
г. Светлогорск, 2018
«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
В. А. Сухомлинский.
Публикация «Методическая копилка» размещена в разделах
Дошкольный возраст – период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития детям необходимо творческое самовыражение. Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощать. Детское творчество само по себе не проявляется. Для этого необходимо внимание к нему со стороны взрослых.
Ребенок познает мир всеми органами чувств. Чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, необычнее его ассоциации.
Роль педагога – оказать всестороннюю помощь ребенку при решении стоящих перед ним творческих задач, побуждать к нестандартным решениям.
Использование нетрадиционных техник на занятиях рисованием способствует повысить интерес к изобразительной деятельности, вызвать положительный эмоциональный отклик, развивать художественно – творческие способности ребенка.
Чем же хороши нетрадиционные техники? Они не требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть выразительность форм. Данный вид деятельности позволяет сделать работы детей более интересными, выразительными, красочными, а так же развить детскую самостоятельность, мышление и зрительный генезис.
Таким образом, обучение детей нетрадиционным способам рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально - положительное отношение к процессу художественной деятельности, способствует эффективному развитию детского творчества.
Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными. В процессе нетрадиционного рисования ребёнок всесторонне развивается. Такие занятия не утомляют дошкольников, у детей сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников.
Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяют детям ощутить незабываемые положительные эмоции. А по эмоциям можно судить о том, что в данный момент творится у ребёнка на душе, какое у него настроение, что его радует, а что огорчает. Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец.
Нетрадиционные техники рисования позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок к проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Работа с нетрадиционной техникой изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.
Необычное начало работы, применение игровых приемов – все это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.
Задачи в работе с детьми:
• Сформировать у детей технические навыки рисования.
• Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.
• Научить создавать свой неповторимый образ, используя различные техники рисования.
Методов и приёмов нетрадиционного рисования очень много, я хочу познакомить вас с некоторыми из них. Такие методы и приёмы помогут интересно организовать творческий процесс на занятиях изобразительной деятельностью.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник
• Способствует снятию детских страхов
• Развивает уверенность в своих силах
• Развивает пространственное мышление;
• Учит детей свободно выражать свой замысел;
• Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
• Учит детей работать с разнообразным материалом;
• Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;
• Развивает мелкую моторику рук;
• Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
• Во время работы дети получают эстетическое удовольствие
Рисование в детском саду — художественно-творческая деятельность, так же, как и деятельность художника, включает определенную технику. Овладеть этой техникой ребенку необходимо для того, чтобы он мог свободно ею распорядиться при решении различных изобразительных задач, наиболее полно выразить в рисунке свои впечатления от происходящих в жизни событий и явлений. Благодаря восприятию художественных образов в изобразительном искусстве ребенок имеет возможность полнее и ярче воспринять окружающую действительность, и это способствует созданию детьми эмоционально окрашенных образов в изобразительном творчестве.
К сожалению, современных детей трудно чем-то удивить, поэтому, постоянно приходится искать и придумывать что-то новое, изобретать необычные пути подачи материала. Изучив большое количество литературы, я решила вести кружок по нетрадиционным методам рисования.
Мой кружок называется «Веселые ладошки», его я начала вести с 2016 года, с детьми второй младшей группы.
На своих занятиях я знакомлю детей со следующими техниками рисования:
-Рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.
-Рисование ладошкой: ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку или окрашивает её с помощью кисточки (с 5 лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.
-Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
-Оттиск печатками из картофеля: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
-Скатывание бумаги: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
-Рисование манкой, рисом: ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку, рис (по рисунку).
Я разработала тематический план занятий.
Месяц Тема Количество часов
СЕНТЯБРЬ 1."Золотая осень"
2. "Осенние листочки" 1
1
ОКТЯБРЬ 1. " Подсолнух"
2."Животные, которые я сам себе придумал"
3. "Мышка"
4. "Загадки" 1
1
1
1
НОЯБРЬ 1. "Ежик"
2. "Черепашка"
3. " По небу тучи бежали, птиц в дальний путь отправляли"
4. "Цыпленок"
5. "Мои любимые рыбки" 1
1
1
1
1
1
Декабрь 1. "Снежная семья"
2. "Елочка"
3. "Елочка"(продолжение)
4. "Елочка пушистая, нарядная" 1
ЯНВАРЬ 1. "Мои рукавички"
2. "Снеговичок"
3. "Дед Мороз" 1
1
1
ФЕВРАЛЬ 1. "Мое любимое дерево"
2. "Зимний пейзаж"
3. "Подарок папе"
4. "Придумай и дорисуй" 1
1
1
1
МАРТ 1." Букет для мамы"
2. " Какого цвета весна"
3. "Солнышко"
4. "Облака" 1
1
1
1
АПРЕЛЬ 1. "Звездное небо"
2. "Пасхальное яйцо"
3. "Расцвели одуванчики"
4. "Белые лебеди" 1
1
1
1
МАЙ 1. "Плюшевый медвежонок"
2. "Букет к 9 мая"
3. " Цветочная поляна" 1
1
1
Детям очень интересно. Они с нетерпением ждут мои занятия, т. к. занятия проходят не как стандартные, а необычно. Приятно видеть удивленные и радостные глаза, когда у твоих детей что-то получается. Хочется удивлять и удивлять их опять!
Список используемой литературы:
Общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» Т. И. Бабаева, З. А. Михайлова, А. Г. Гогоберидзе.
Р. Г. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста». Нетрадиционные техники.
К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка с детьми» 3-7лет.
И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» средняя группа
И. А. Лыкова, В. А. Шипунова «Загадки божьей коровки» интеграция познавательного и художественного развития
Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности» средняя группа
Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду,
часть 1 и 2.
Интернет ресурсы