Елена Клевцова
Метод театрализации как условие всестороннего развития личности
▼ Скачать + Заказать документы
Современная действительность имеет тенденцию к стремительному развитию и совершенствованию. Причиной такой динамики служит постоянно растущие потребности человеческого общества.
Система воспитания и образования вынуждена меняться и развиваться также быстро, чтобы соответствовать всем стандартам и вызовам времени. Таким образом, целью современного образования становится личность активная, творческая, мобильная, способная быстро и легко приспосабливаться к изменениям и оказывать влияние на качественные преобразования окружающей среды.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Для достижения поставленной цели, работники сферы образования встали перед задачей поиска наиболее эффективных форм и методов работы, позволяющих качественно и быстро добиться результата, но при этом, не «ломая» и не искореняя индивидуальных особенностей каждой отдельно взятой индивидуальности.
Таким методом можно считать метод театрализации. Театральная деятельность – один из наиболее действенных методов, способствующих всестороннему развитию и формированию положительных черт личности, позволяя выделять и подчёркивать её сильные стороны, компенсировать некоторые недостатки, делая их менее значимыми.
Театральное искусство близко и интересно детям, т. к. является доступным для них средством самовыражения и самореализации.
Использование данного метода в работе с дошкольниками позволяет решать большое количество педагогических задач, таких как: обогащение и совершенствование словаря; совершенствование интонационной выразительности речи; развитие диалогической и монологической речи; совершенствование исполнительских умений детей в создании художественного образа; расширение представлений об окружающей действительности; развитие памяти, внимания, мышления, воображения; совершенствования умения давать объективную оценку своим поступкам и поступкам других.
Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью, потому что дают уникальную возможность вместе с героями переживать всю гамму эмоций. Ведь, играя роль, ребёнок пропускает через себя все чувства, эмоции, проживает жизнь героя. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство всестороннего развития дошкольников, которые во время игры чувствуют себя раскованно, свободно и активно взаимодействуют друг с другом и взрослыми. Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.
Очевидным является деликатность использования этой методики при воздействия на неокрепшую психику ребёнка. Именно она помогает без агрессивного давления помочь маленькой личности провести осознанный анализ своих поступков, «примерить» несколько моделей альтернативы и выбрать для себя наиболее приемлемый способ коррекции того или иного поступка, что не способствует формированию детских комплексов, а, напротив, оказывает терапевтическое действие. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать у них опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами, поскольку они видят, что положительные качества поощряются обществом, а отрицательные осуждаются.
Говоря обо всех преимуществах театрализации, нельзя не отметить то, что она незаменимый помощник в развитии коммуникации у детей, имеющих проблемы в речевом развитии. Ведь, для того, чтобы стать участником игры, необязательно изначально иметь безупречную дикцию, достаточно желания и смелости попробовать передать необходимый образ посредством жестикуляции, мимики и звукоподражания. Это помогает раскрыться детям, которые имеют психологические барьеры, преодолеть свои страхи перед общением, научиться выстраивать взаимодействие, опираясь на полученный в «сказочной реальности» опыт.
Систематическая работа по развитию коммуникативных навыков через театрализованные игры способствует улучшению социального статуса ребёнка. От того, как сформированы навыки общения, умения управлять своими эмоциями во многом зависит характер будущих отношений дошкольников в социуме, способность быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям, и отвечать всем требованиям современности.
Объективно оценив все достоинства метода театрализации, было принято решение о внедрение данной технологии в работу нашего учреждения.
На начальном этапе, во второй группе раннего возраста мы проводили работу по приобщению детей к театрализованной игре в форме подражания взрослому, животным. Дети с удовольствием перевоплощались в зайчиков, мишек; легко справлялись с ролью собачек, котят, козлят и других знакомых животных, но развить и обыграть сюжет они не могли. Они лишь подражали животным, копируя их внешние признаки, не раскрывая особенностей поведения, поэтому остро встала задача: детей нужно было научить некоторым способам игровых действий по образцу. С этой целью проводились игры-подражания и организовывались дидактические игры-драматизации.
Следующим этапом приобщения детей к театрализованной деятельности стало привлечение детей к посильному участию в инсценировках знакомых сказок, cтихов, а также эпизодов из повседневной жизни. При проведении инсценировок мы использовали разнообразные виды кукольных театров, а также обыкновенные игрушки.
Детям раннего возраста сложно произнести текст роли полностью, но они в состоянии проговаривать некоторые фразы, изображать жестами действия персонажей с помощью воспитателя. В процессе таких игр-инсценировок дети учатся понимать и использовать язык мимики и жестов, совершенствуют речь, в которой важные составляющие – эмоциональная окраска и интонация.
Следует отметить, что нельзя принижать важность формирования навыков, связанных с освоением позиции «зритель» - умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть, дослушать до конца, поаплодировать, поблагодарить «артистов».
Впервые игра-драматизация была организована по сказке «Репка». Взаимодействие было построено таким образом, что детям не приходилось воспроизводить текст сказки, они выполняли определенное действие. Таким образом, происходило формирование умения использовать средства выразительности: мимику, жесты, движения, для передачи образов героев.
Отдельным аспектом использования данной технологии выделяется организация работы с родителями, которая имеет весомое значение для наиболее продуктивного воздействия на формирования личности ребёнка, что позволяет избежать противоречий между социальными институтами «семья» и «детский сад», и направить совместные усилия в одном, наиболее выгодном для всех участников взаимодействия, направлении.
Успехи детей регулярно демонстрируются посредством показа театрализованных постановок. Участие родителей в театрализованных представлениях, праздниках, развлечениях помогает снизить эмоциональную нагрузку на детей, преодолеть имеющиеся трудности в вопросах воспитания, повысить качество педагогического воздействия.
Работу в этом направлении, планируется выстраивать по принципу усложнения, что послужит наиболее динамичному развитию сильных качеств каждой, по своему уникальной, личности.
В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки-чуда, ощущения беззаботного детства.
«Она - неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе». (Быкова Е. И., Каргина И. В., Новикова Н. А.)