Елена Люфт
Метод проекта в развитии речи дошкольников с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Метод проекта в развитии речи
дошкольников с ОНР.
Успех коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе определяется строго продуманной системой, суть которой заключается в оречевлении всего учебно-воспитательного процесса во время пребывания детей в условиях детского сада. Исходя из этого, коррекционная деятельность воспитателя предполагает не только работу в специально организованной деятельности детей (занятие, а так же во вторую половину дня и во всех режимных моментах, таких как: самообслуживание, хозяйственно - бытовой труд, труд в природе, игры, экскурсии, праздники и развлечения, совместная деятельность детей и взрослого.
Публикация «Метод проекта в развитии речи дошкольников с ОНР» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- ОНР. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Творческий подход в этом направлении, в качестве использования художественного слова в режимных моментах, обеспечивает более эффективное развитие речевых и социально-коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы, основных психических процессов и творческих способностей каждого ребенка.
Мои наблюдения за жизнью детей в условиях детского сада помогли выявить проблему: из времени пребывания ребенка в детском саду выпадают моменты, используемые как средство речевого, социально- коммуникативного развития. Так родился проект «Роль художественного слова в мире детства», цель которого в процессе творческого подхода к режимным моментам во время пребывания в детском саду развивать у детей :
- речевые навыки;
-социально-коммуникативные навыки;
- мелкую моторику.
Мною определены задачи, которые позволяют эффективно реализовать поставленную цель.
ЗАДАЧИ:
1. Развивать звуковую культуру и лексико-грамматический строй речи с использованием художественного слова во всех режимных моментах пребывания ребенка в детском саду;
2. Разработать «Полезные советы» для родителей воспитанников по использованию художественного слова в общении с детьми в домашних условиях.
3. Оформить иллюстративно- поэтический букварь для закрепления речевых навыков, мыслительных процессов и двигательной активности ребенка.
Я выделила следующие особенности проекта :
по составу участников: детско-взрослый;
по типу: познавательно - развивающий;
по срокам реализации: долгосрочный.
Участниками предложенного проекта являются дети, воспитатели, учитель - логопед, педагог- психолог, младший воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию. Именно такой подход к выбору участников проекта дает возможность соблюдать единый речевой режим, что является важным условием речевого развития.
Реализация проекта рассчитана на три этапа, которые определяются таким образом:
Подготовительный этап
• Подбор и разучивание художественного слова.
• Формирование предпосылок к поисковой деятельности детей.
• Развитие интеллектуальной инициативы и творческой фантазии.
• Определение конечного продукта.
• Введение в режимные моменты игровых ситуаций на основе художественного слова.
• Выбор методики диагностирования по результатам участия ребенка в реализации проекта.
Итог: оформление в игровой комнате зоны по использованию художественного слова с предметными и сюжетными картинками по разным режимным моментам.
Основной этап
• Совместная деятельность воспитателя, учителя-логопеда и детей по заучиванию и использованию художественного слова в разных режимных моментах.
• Индивидуальная и подгрупповая работа с использованием проблемных ситуаций, стимулирующих детей к самостоятельной поисковой деятельности.
• Взаимодействие с родителями по ознакомлению и участию их в реализации данного проекта.
Итог: организация и проведение сюжетно-ролевой игры «Один день из жизни детского сада» с использованием художественного слова в режимных моментах.
Заключительный этап
• Подведение итогов реализации проекта путем диагностирования детей для определения уровня и качества знаний, ситуативного мышления и поведения, социальную активность и личностное развитие каждого ребенка.
• Организация досуговой деятельности в рамках проекта.
• Подготовка и проведение презентации проекта.
Итог: концерт-ревю с участием детей, педагогов и родителей по теме проекта.
В проекте определены предполагаемые результаты eгo реализации, которые при сравнении с фактическими, помогут выявить качество реализации, возникшие проблемы, а следовательно, наметить пути их решения.
Предполагаемые результаты:
• повышение качества речевой активности и социально-коммуникативных навыков в период всего пребывания детей в детском саду;
• появление у детей потребности к саморазвитию и самосовершенствованию;
• активное участие родителей в коррекционно-педагогическом процессе.
В проекте я определила и вид конечного продукта, что поможет представить наглядный материал методической и дидактической направленности, а именно:
1. Иллюстративно-поэтический букварь по всем режимным моментам.
2. Фото-коллаж «Я и мои друзья».
3. Видео-зарисовки «Детский сад у нас хорош, лучше сада не найдешь!».
При реализации проекта важна обратная связь со всеми взрослыми, которая может быть получена путем анкетирования, устных и письменных отзывов педагогов и родителей.
Качественная реализация проекта возможна при следующих обязательных условиях:
1. составление плана реализации проекта;
2. обязательная подборка художественного слова, связанного по содержанию и смыслу с режимными моментами пребывания ребенка в детском саду,
3. составление плана по использованию художественного слова;
4. определение возможных рисков реализации данного проекта;
5. подборка методов и приемов для осуществления обратной связи.
При разработке и реализации данного проекта я использовала следующую литературу:
«Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» Н. В. Нищева. Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2001г.
«Азбука физминуток для дошкольников». В. И. Ковалько, Москва, 2006г.
«Развитие воображения и речи у детей 4-7 лет. Игровые технологии». Е. А. Алябьева, Творческий Центр «Сфера», Москва, 2006г.
«Воспитываем, обучаем, развиваем, дошкольников в игре». В. А. Деркунская, Москва, «Педагогическое общество России», 2005г.
«Учимся, говорим, играем. Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ» Г. Н. Сергиенко, Воронеж, 2006г.