Наталья Жирелина
Метод нейрокоррекции и сенсорной интеграции в сопровождении детей с умственной отсталостью младшего и дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Метод нейрокоррекции и сенсорной интеграции в сопровождении детей с умственной отсталостью младшего и дошкольного возраста.
Жирелина Наталья Сергеевна, педагог-психолог,
нейропсихолог МБДОУ ЦРР № 5 г. Усть-Лабинск
Проблема умственного развития детей затрагивалась еще вначале XVII в. профессором медицины Феликсом Платтером, который создал первую классификацию душевнобольных, применяя в качестве критериев нарушение интеллекта, эмоций и физического состояния. Он же впервые заявил о детском слабоумие. Исследования в области онтогенеза и психического дизонгонеза была и остается одной из самых значимых в детской психологии. Известный исследователь Сеген говорил: олигофрен ничего не знает, не может и не хочет. А швейцарский психолог и философ, создатель теории когнитивного развития и философско-психологической школы Жан Вильям Фриц Пиаже говорил о связи интеллекта и эмоций ребенка - для функционирования интеллекта необходима энергия эмоций импульсом ко всякой деятельности служит аффективное побуждение. Если содержание наглядного материала вызывает и удерживает интерес, формирует благоприятные эмоции, то уровень мотивации к познавательной деятельности ребенка возрастает. Советский психолог Лев Семенович Выготский считал, что в ребенке с умственной отсталостью нужно найти то здоровое, незатронутое. Он по- своему понимал умственную отсталость, выделяя при этом первичную и вторичную природу дефекта. Первичный – материальная основа дефекта (органические нарушения ЦНС, а вторичная - место умственно отсталого в социальной среде. В связи с установлением этиологии различных форм умственной отсталости расширились терапевтические возможности. Опираясь на многочисленные исследования умственного развития детей, доказано, чем раньше проводится психическая стимуляция, тем она эффективнее.
Публикация «Метод нейрокоррекции и сенсорной интеграции в сопровождении детей с умственной отсталостью младшего и дошкольного возраста» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Нейропсихологические игры и занятия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
Исходя, из вышеперечисленных заключений становиться ясно, что основной задачей специалистов групп компенсирующей направленности для детей раннего и дошкольного возраста, отстающих в умственном развитии, является своевременная квалифицированная диагностика, ранняя коррекция и компенсация дефектов развития, которая позволит предотвратить вторичные отклонения на ранних этапах онтогенеза ребенка. Комплексный подход к диагностике и коррекции отклонений воспитанников, исходя из их индивидуальных особенностей, даст возможность максимально адаптировать такого ребенка в обществе. Поэтому подбор эффективных методов и приемов, учитывающих специфику детей с умственной отсталостью, является актуальным. Для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют такие способы воздействия, которые направлены на преодоление этих отклонений, опираясь на сохранные функции психики:
- у детей с умственной отсталостью легкой (F70) и умеренной (F71)степени сохранна механическая память, они лучше запоминают внешние, зрительно воспринимаемые признаки. Принято считать механическую память слишком примитивной формой, основанной на нейронных связях, формирующихся в рамках первой сигнальной системы, но именно этот вид памяти является той базой, развитие которой позволяет осваивать определённые типы материала, не подвластного логике и осмыслению. Поэтому её развитию нужно уделять не меньшее внимание, чем всем остальным видам памяти;
- несмотря на то, что запас слов у данной категории детей невелик, речь аграмматична, а понимание и использование речи ограничено, способность овладеть речью сохранна;
- в некоторой степени развито сознание своего «Я», дети эгоцентричны, требуют к себе повышенного внимания, проявляют радость при положительной оценке их действий и обиду, когда их ругают.
Учитывая сохранные функции психики у детей с умственной отсталостью легкой (F70) и умеренной (F71)степени при составлении специальных индивидуальных коррекционно-развивающих образовательных программ специалисты создают детям данной категории определенные возможности для приобретения ряда основных навыков и умений.
Опираясь на опыт работы с данной категорией детей, можно утверждать, что традиционные психолого-педагогические методы во многих случаях не позволяют эффективно воздействовать на тот или иной дефицит психической деятельности ребенка. Необходимы другие подходы, другие методы, которые опосредованно бы воздействовал на развитие «дефицитных» функций. Специалисты сошлись во мнении, что одним из возможных путей решения этой проблемы является включение элементов метода сенсорной интеграции и нейропсихологической коррекции в общую систему коррекционной работы группы компенсирующей направленности в ДОУ. Метод сенсорной интеграции в работе специалистов предполагает стимуляцию работы всех органов чувств, направлен на активизацию познания, всех сторон речи, коррекцию поведения через сенсорные системы. Подбор тематических занятий во многом определяется комплексным подходом всех специалистов, но каждый решает конкретную задачу, опираясь на индивидуальные особенности и потребности ребенка. Коррекционные упражнения подбираются в зависимости от задач занятия, от возраста, физического и эмоционального состояния детей, а так же ситуативного состояния каждого ребенка. Дидактический материал должен быть подобран тщательным образом, и решать образовательную и эстетическую задачу. Нейропсихологический метод или как его еще принято называть метод «замещающего онтогенеза» занимает особое место в ряду научных дисциплин, обращенных к проблеме онтогенеза в норме и патологии. Предполагает активизацию развития всех высших психических функций (ВПФ) через воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза. Так как «сенсомоторный уровень является базальным для дальнейшего развития ВПФ, в начале коррекционного процесса отдается предпочтение именно методу сенсорной интеграции - неврологическому процессу, который организует ощущения от тела человека и окружающей среды и дает возможность эффективно функционировать в окружающей среде.
Иными словами всё то, что мы получаем через внешние ощущения от органов чувств (а это - зрение, слух, осязание, обоняние, вкус) и через внутренние ощущения - чувство движения (вестибулярная система, чувство положения тела в пространстве (проприоцепция, поступает в мозг, обрабатывается там и выдается нам в виде некоторого знания о предмете. Чем раньше и активнее стимулировать сенсорные системы, тем больше достаточной информации получает мозг и выдает больше адекватных ответов. Восприятием умственно отсталого ребенка необходимо управлять, так как в спонтанной форме эти дети не способны усваивать информацию. В процессе непрерывного развития всех высших психических функций ребенок постепенно накапливает зрительные, слуховые, тактильно-двигательные, осязательные образы, что является основным видом развития детей с умственной отсталостью.
Ниже представлены приемы из практики коррекционно-развивающей работы по обогащению чувственного опыта детей путем экспериментирования, игр, предметно-практической деятельности, созданию определённой развивающей предметно-пространственной среды. Результативность социальной интеграции зависит от успешной совместной деятельности взрослого и ребенка, четкого определения целей и задач деятельности.
Поэтому в занятия необходимо включать задания, приемы, направленные на компенсацию определенных диагнозом нарушений и расстройств чувственной интеграции ребенка. В основном это задания на формирование межполушарных взаимодействий, стимулирование слухового анализатора, тактильных ощущений, движений. Выполнение заданий требует четкого определенного алгоритма: команда + подсказка +реакция ребенка +поощрение, важным является создание взрослым ситуации успешности, что в дальнейшем порождает желания ребенка взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Работа по обогащению чувственного опыта невозможна без создания определённой развивающей предметно-пространственной среды. В своей практике я использую различные дидактические тренажеры, игры, пособия, служащие для развития тактильной чувствительности у детей.
Конспект вводного занятия в Приложении1.
СОДЕРЖАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДОВ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ И НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 3-7 ЛЕТ
Отделы мозга, отвечающие за работу систем:
Зрительная система - Затылочная кора(visual cortex) является частью коры больших полушарий головного мозга, сосредоточена в затылочной доле каждого из полушарий, отвечающая за обработку зрительной информации.
Тактильная система- под затылочными долями полушарий головного мозга располагается мозжечок(cerebellum) интегрирует информацию, поступающую от органов чувств и моторной зоны, основная функция заключается в контроле движения.
Слуховая система- центральный (корковый) отдел слухового анализатора расположен в височных долях коры головного мозга.
Вестибулярная система- вестибулярный аппарат (vestibulum) орган, воспринимающий изменения положения головы и тела в пространстве и направление движения тела, часть внутреннего уха.
Проприоцептивная система (мышечно-суставное чувство)- проприоцептивная информация передается от скелетных мышц, костей, суставных сумок и связок в мозжечок. Проприоцептивная система работает вместе с вестибулярной и тактильной системами.
Обонятельная и вкусовая система- миндалевидное тело(corpus amygdaloideum) часть лимбической системы, относится к подкорковым обонятельным центрам. Находится в белом веществе по одному в каждой височной доле полушария под скорлупой, сзади от височного полюса.
Поведение ребенка при нарушения нервной системы:
Зрительная система - любит смотреть на яркие вспышки, гирлянды, мерцающие игрушки, солнечный свет. Пристально наблюдает за движущимися объектами. Испытывает сложности фокусирования на статичных объектах. Ищет зрительные стимулы (тряска рук перед глазами, движущиеся узоры, вращающиеся предметы).
Тактильная система - не чувствует границ, ни своих, ни чужих (подходит слишком близко к людям при общении). Не чувствует дискомфорта, когда на него натыкаются, налетают. Трогает все подряд и тянет в рот. Не чувствует неопрятности в одежде.
Слуховая система - прикладывает музыкальные инструменты близко к уху. Шумит в тихой обстановке, и получает удовольствие от громких звуков. Громко разговаривает.
Вестибулярная система - находится в постоянном движении, проявляя опасную активность (лезет на высоту, спрыгивает от туда, висит головой вниз, перегибается через спину). Перемещается бегом вместо ходьбы, качается, ерзает.
Проприоцептивная система - не сформировано представление о своем теле и личном пространстве. Проявляет аутоагрессию. Жует карандаши, пальцы, одежду. Врезается в предметы и людей. Применяет излишнюю силу при ходьбе, игре с игрушками, при объятьях и др.
Обонятельная и вкусовая система - предпочитает яркие вкусы, острота восприятия запахов (улавливает запахи, которые не чувствуют другие). Проявление желания нюхать людей (подмышки, гениталии, вещи и т. д.) относиться к психиатрическому компоненту, необходима консультация психиатра.
Методы коррекции и развития
Зрительная система:
–в интерьере, играх, дидактических пособиях использовать яркие, контрастные цвета;
- игры на световом столе, театр теней, показ диафильмов, песочница с подсветкой и т. д. ;
-игры на соотнесение цветов.
Тактильная система:
- использовать игры с кинетическим песком, глиной, тестом, крупой, пластилином различной текстуры;
-применять метод арт-терапии (рисование пальчиковыми красками, стеками, использовать пластилиновые заплатки)
Слуховая система:
-ритмичные танцы под музыку;
-совместное пение, можно под караоке;
-обучение ритму.
Вестибулярная система:
-кружиться с ребенком за руки, на качелях, в гамаке;
-ходить на руках;
-ходить по бордюрам или безопасным поверхностям.
Проприоцептивная система:
- массаж с глубоким проминанием;
-использование утяжелителей;
-ношение тесной одежды;
Обонятельная и вкусовая система:
- насыщать стол ребенка разнообразными вкусами;
-применять аромотерапию (если нет медицинских противопоказаний);
-любимые запахи ребенка использовать во время обучения новым навыкам;
-проводить дыхательную гимнастику.
Комплекс упражнений
1. Снятие мышечного напряжения и эмоционального возбуждения. Развитие тактильной чувствительности:
1. Релаксационные упражнения.
2. Упражнение «Здравствуй песок»
3. Упражнение «Песочный дождик»
4. Упражнение «Песочный ветер»
5. Упражнение «Песочный круг»
6. Упражнение «Узоры на песке»
7. Упражнение «Необыкновенные следы»
8. Упражнение «Песочные прятки»
9. Игра «Мир из песка»
Использование метода : песочная терапия. Релаксационные упражнения проводятся в конце занятия.
2. Отреагирование напряжения и агрессивных тенденций:
1. Игра «Мелки наперегонки»
2. Игра «Пластилин силач»
3. Игра «Чудо-кактус»
4. Игра «Рисунок глиной»
5. Игра «Водный салют»
6. Игра «Разноцветье камней»
7. Игра «Уходи злость»
8. Упражнение «Победитель злости»
9. Упражнение «Эмоциональная клякса»
10. Упражнение «Сколько у меня гнева»
11. Упражнение «Мой вулкан»
Использование методов арт-терапии, песочной терапии, игровой терапии.
3. Формирование полного вдоха и выдоха:
Картотека «Дыхательные упражнения»
Использование метода : дыхательная гимнастика
4. Развитие социально-бытовой ориентации:
1. Альбом «Моя семья»
2. Карточки «Одежда»
3. Карточки «Транспорт»
4. Карточки «Продукты»
5. Карточки «Животные»
6. Карточки «Средства гигиены»
7. Картотека «Сюжетные картинки»
Использование PECS карточек и дидактические карточки по тематике (двухсоставные и обычные); Методика Floortime (Флортайм); Сказкотерапия.
5. Развитие крупной и мелкой моторики, пространственной ориентации:
1. Картотека «Пальчиковая гимнастика»
2. Картотека «Упражнения на крупную моторику по средствам стихотворений»
3. Картотека «Игры на ориентацию тела в пространстве»
4. Картотека «Игры пластилиновые заплатки»
5. Досочки Сегена.
6. Упражнение «А на полянке…».
7. Упражнение «По следам радуги».
Использование метода : -пальчиковая гимнастика, игры на развитие мелкой моторики, формирования указательного жеста и пинцетного захвата; -ориентации тела в пространстве.
6. Формирование зрительно-моторной координации, развития межполушарных связей (синхронизация работы обоих полушарий головного мозга, вестибулярная стимуляция, моторное планирование. Развитие способности к теплым, принимающим отношениям с окружающими, целенаправленному и полноценному общению и в различной степени к логическому, творческому и абстрактному мышлению.
1. Упражнение «Домик для пчелок».
2. Упражнение «Проведи по лабиринту».
3. Упражнение «Лови-кати», «Гол».
4. Упражнение «Домик для жучка»
5. Упражнение «Палочки - моталочки»
6. Упражнение «Волчки»
7. Картотека «Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия».
8. Упражнение «Динозаврики с мячом» используя бланборд.
9. Упражнение «Веселые качели» используя систему Protokol Wibarger или гамак.
10. Упражнения «Веселые лабиринты» с использованием межполушарных досок (с бегунком и без него, с зеркалом, с дополнительным предметом, с закрытыми глазами, точечный, отрабатывая ритм и последовательность).
Использование метода : Нейрокоррекция детского возраста. Сенсорная интеграция.
Примечание. Систему Protokol Wibarger использовать с разрешения невролога. Строго по программе, соблюдая временные рамки. Упр. № 1массаж (1,5 мин.) глубокого давления хирургической щеткой на кожу рук, спины и ног. В области лица и живота щетку не используют. У ребенка в руках мячики с наполнителем. Упр. №2 (1,5 мин) мягкое надавливание на плечи и предплечья, кисти рук, бедра, колени, лодыжки, грудь и спина (одновременно). Выполняется каждый день через 90 минут по 3мин.
Противопоказания к занятиям данного комплекса - эпиактивность ребенка.
Использование метода нейрокоррекции с применением сенсорного оборудования позволяет раскрыть резервные возможности каждого ребенка, что является действенным средством профилактики вторичных дефектов.
Таким образом, используемые методы и приемы в коррекционной работе с детьми данной категории способствуют удовлетворению потребности ребенка в осознании себя, а так же окружающего предметного мира, обеспечивают развитие моторных, речевых, коммуникативных, познавательных, сенсорных умений и благотворно влияют на развитие ребенка в целом.
Список литературы:
1. Кэрол Сток Крановиц «Разбалансированный ребенок» Изд. Редактор 2012г.
2. Войлокова Е. Ф. «Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью». Изд. «Каро» М., 2005г.
3. Сумнительная С. И., Сумнительный К. Е. «Домашняя школа Монтесори сенсорное развитие 2-4г». Изд. «Карапуз дидактика» 2006г.
4. Мери Линч Барбера «Детский аутизм и вербально-поведенческий подход» Изд. «Рама Паблишинг» Екатеринбург 2014г.
5. Гринспен Стенли, Уидер Серена, На ты с аутизмом" Изд. «Теревинф» Москва 2015г.
6. Нуриева Л. Г. «Развитие речи у аутичных детей» Изд. «Теревинф» Москва 2013г.
7. Роберт Шрам «Детский аутизм и АВА» Изд. «Рама Паблишинг» Екатеринбург 2013г.
8. Айрес Э. Джин «Ребенок и сенсорная интеграция». Изд. «Теревинф» Москва 2012г.
9. И. В. Ганичева «Телесно-ориентированные подходы к психо-коррекционной и развивающей работе с детьми» Изд. Национальный книжный центр 2014 г.
10. Любащенко, И. А. Развитие социальной интеграции детей с тяжелой умственной отсталостью через занятия по продуктивной деятельности на примере лепки / И. А. Любащенко, Л. В. Козлова, О. В. Заяц, Е. В. Фадеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 48 (182). — С. 187-189. — URL : https://moluch.ru/archive/182/46858/ ( дата обращения: 09.11.2020).
Приложение1.
Конспект вводного занятия.
Этап 1. Знакомство.
Желательно присутствие матери, так как ребенок будет в более комфортной для него обстановке. Поведение малыша будет приближенно к естественному, что позволит специалисту увидеть родительские отношения мамы и ребенка. При знакомстве лучше всего использовать какую либо игрушку, лучше всего театральную наручную. Она более подвижна, тем самым ребенок воспринимает ее как живой объект, раскрепощается, вступает во взаимодействие.
Этап 2. Начало занятия. Удерживая интерес ребенка, при помощи расставленных по кабинету коробочек с заданиями, и наручной куклы провести первое занятие.
1 коробочка «Сыщик».
Цель: формировать зрительный гнозис, двуручное взаимодействие, мышление, мелкую и общую моторику, сенсорную интеграцию, «Я» концепцию.
Оборудование: лупа, камешки, помпоны, шарики, игрушки различной текстуры и величины, карточки «Найди такой же».
Ход: психолог от имени театрального персонажа (наручной куклы) предлагает ребенку заглянуть в коробочку. Взять лупу рассмотреть сначала театрального персонажа, задавая вопросы. Н-р: - «Где у Миши глазки?» и т. д., потом театральный персонаж берет лупу, наводя на ребенка, задает вопросы:- «Где у Пети глазки, нос, рот и т. д. Ребенок должен сам показать расположение органов на лице игрушки и на своем лице. Если он не способен самостоятельно определит расположение органов на лице, окажите ему помощь в этом. В любом случае похвалите ребенка и спросите: «Кто молодец?» ребенок должен ответить «Я», если не отвечает, используйте полную вербальную подсказку. Возьмите ребенка за руку, похлопайте по груди и произнесите «Я». Далее предложите ребенку рассмотреть карточки с изображением предметов, находящихся в коробочке, разложить их по порядку перед собой. Через лупу смотрим на карточку, проговариваем, что на ней изображено. Вместе с ребенком производим поиск необходимого предмета через лупу в коробочке, соотносим с карточкой. Для формирования двуручного взаимодействия контролируем, чтобы ребенок лупу держал в одной руке, а предметы брал другой. Меняем лупу в другую руку после каждого 2,3 предмета.
2 коробочка «Салют».
Цель: формировать полный вдох выдох, концентрация внимания, мышление, мелкую и общую моторику, сенсорную интеграцию, «Я» концепцию, стабилизировать эмоционально-волевую сферу.
Оборудование: стаканчики, коктейльные трубочки, конфетти, помпоны, бумага.
Ход: психолог от имени театрального персонажа (наручной куклы) предлагает заглянуть в следующую коробочку. Предоставляя ребенку самостоятельно открыть коробочку, посмотреть, что в ней находится, потрогать каждый предмет, сопровождая действия ребенка, наводящими вопросами, формируя тем самым развитие способности ребенка к построению программы действий. В первую очередь в стаканчик поместить конфетти, подуть в трубочку так чтобы получился салют из конфетти. Это повысит настроение и мотивацию ребенка для дальнейшей работы. Во вторых в стаканчик поместить помпон и подуть из трубочки в стаканчик с помпоном. Чтобы избежать утомляемости со стороны ребенка, возьмите лист бумаги совместно с ребенком порвите его на кусочки и насыпьте их в стаканчик. Спросите у малыша: - «Что мы будем делать?», ребенок должен взять трубочку и начать дуть в стаканчик. Если у ребенка не сформирована способность к построению программы действий, окажите помощь. Не забывайте хвалить ребенка и спрашивайте: «Кто молодец?».
3коробочка «Веселые лабиринты».
Цель: формировать зрительно-моторную координацию, развивать синхронизацию работы обоих полушарий головного мозга.
Оборудование: межполушарные доски, зеркало, бегунок, бусины (разного цвета, дополнительный предмет (маленькая игрушка).
Ход: психолог показывает ребенку межполушарную доску, на которой изображен домик в начале пути и грибочек на финише. Задача ребенка поочередно провести от старта к финишу, сначала одной рукой (правой) потом другой (левой, и обеими руками одновременно. Если это задание вызывает у ребенка трудности необходимо оказать помощь, используя зеркало, расположив его посередине доски.
4коробочка «Чудо-кактус».
Цель: отреагирование напряжения и агрессивных тенденций, стабилизация эмоционального и физического напряжения, развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, пространственной ориентации на плоскости, фантазии.
Оборудование: бумага формат А3, гуашь, кисти, стеки, музыкальное сопровождение (детская релаксационная музыка).
Ход: психолог начинает выполнение упражнения со знакомства с кистями при помощи песенки:
- «Кошечка проснулась, Пете улыбнулась, «МЯУ», «МЯУ», «МЯУ» в это время производит поглаживание кисточкой по щечкам ребенка.
-«Где у Пети носик?» «МЯУ», «МЯУ», «МЯУ» в это время производит поглаживание кисточкой по носу.
-«Где у Пети ушки?» «МЯУ», «МЯУ», «МЯУ» в это время производит поглаживание кисточкой по ушам и т. д.
-«Где у Пети ручки?» «МЯУ», «МЯУ», «МЯУ» в это время производит поглаживание кисточкой по ладоням (тыльной и внутренней стороны).
На данном этапе можно переходить к знакомству с красками. Дать ребенку попробовать пальчиком краски, постепенно намазать ладошки и сделать отпечаток на листе, проговаривая какой кактус колючий, сердитый. Предложить нарисовать ему цветочки, глазки, улыбку (пальчиками). Если ребенок проявляет нежелание трогать пальцами краски, предложите кисточки, стеки. Ребенок может забрать рисунок с собой.
При выполнении любого задания придерживаемся определенного алгоритма: команда + подсказка +реакция ребенка +поощрение.
Этап 3. Ритуал прощания.
Данный конспект занятия носит рекомендательный характер. Занятие разрабатывается в соответствии с индивидуальными особенностями и возрастом ребенка.