Наталья Петрусёва
Метод Марии Монтессори «Раскрываем потенциал»
▼ Скачать + Заказать документы
Мария Монтессори считала, что без математического воспитания и образования невозможно ни понять прогресс эпохи, ни принять в нм участие. Математика не является неким особо сложным явлением, суть которого может постигнуть только специально одарнный человек. Математическое сознание присуще любому человеку, в том числе и маленькому, потому что тесно связано с его обыденной жизнью. Дети с лгкостью изучают нумерацию, пересчитывая предметы. Ребнок движется от восприятия конкретных предметов, сравнения их друг с другом к построению рядов от большего к меньшему, от длинного к короткому. При этом он действует сообразно интенсивно развивающимся в этот период его жизни чувствам: зрению, слуху, осязанию и др. Детский ум одновременно впитывает многообразный сенсорный и моторный опыт, развивая при этом математические способности. Даже если специально не заниматься с ребнком математикой, а просто окружить его предметами, которые можно пересчитывать и выстраивать в логической последовательности, ребнок будет спонтанно развивать свои математические способности.
Публикация «Метод Марии Монтессори „Раскрываем потенциал“» размещена в разделах
М. Монтессори называла свою педагогику системой раскрытия человеческого потенциала в свободной и самостоятельной деятельности ребнка в специально подготовленной взрослыми развивающей среде. В основе лежит идея опосредованного умения то есть ребнок определнным образом действует с теми или иными предметами и косвенно, сам того не замечая, учится сравнивать, дифференцировать или объединять, анализировать свои действия. Работа со всеми материалами Монтессори строиться на основе принципов Монтессори – педагогики. Монтессори – учитель всегда показывает ребнку рациональный способ работы с материалами, дат образец действий с ним, направленный на раскрытие свойств и отношений, заключнных в материале. Подобный показ в Монтессори – педагогике традиционно называется Презентацией материала. Учитель позволяет ребнку заниматься с материалом так долго, как он захочет. И приходит на помощь только по просьбе ребнка. Дети выбирают материал по собственной инициативе, а не по выбору педагога. Так как по мнению М. Монтессори «Ребнок, который сам выбирает себе занятие, может при этом выразить и удовлетворить внутреннюю потребность.» Многолетний опыт работы самой М. Монтессори и е последователей в разных странах мира показал, как положительно влияет свобода выбора на процесс развития ребнка, на его мотивацию, на эффективность его обучения и глубину понимания изучаемого предмета. М. Монтессори говорила «Каждый индивидуум упражняется с живым интересом для самого себя; у каждого ученика происходит процесс в соответствии с внутренней необходимостью развиваться. Отсюда каждый достигает соответствующей ему степени зрелости, и как следствие свободного выбора достигается логический и систематический умственный прогресс. Двадцать лет
непрерывно расширяющегося опыта показали, что никакой другой предмет не мог так вдохновить учеников в школах, как арифметика. Также никакой другой предмет не выявил таких потрясающих успехов, как математика». При затруднении ребнка в выборе материала учитель сам предлагает материал, ориентируясь на зону ближайшего развития ребнка, и привлекает внимание к тем материалам, посредством которых тот может научиться чему–то новому. Особенность материалов Монтессори в том, что они допускают возможность самоконтроля. При изучении математики, это чаще всего – наличие контрольных карт. К карточкам с примерами и заданиями прилагаются карточки с ответом. Подготовка к обучению математики в системе Монтессори отличается от содержания обучения «Программы воспитания и обучения в детском саду». Она осуществляется посредством сенсорного воспитания, развития элементарных математических представлений и логических операций. И объективно предлагает: - обогащение сенсорного опыта детей, ознакомление их с нормативными свойствами предметов – размер, форма, цвет, вес, звучание, вкус и т. д., развитие сенсорных эталонов. - овладение рациональными способами действия с предметами. - развитие элементарных математических представлений – о тождестве и различии, об отношении, функциональной зависимости, отображении, о величине, о множестве, о перемещении, о части и целом, и т. д. - формирование логических операций на основе действий с конкретными предметами – сравнение и составление пар, сериация, классификация на основании того или иного признака. - расширение словарного запаса за счт понятий, отражающих пространственные отношения, степени проявления тех или иных свойств предметов, собственно математических терминов, а также практики применения их в речи. - овладение навыками учебной деятельности – умение сосредоточенно работать, внимательно смотреть и слушать, заниматься самостоятельно, доводить начатое до конца.
- обучение счету, непосредственное знакомство с числами и арифметическими операциями. Обучение математики проходит индивидуально в зависимости от имеющихся знаний ребнка и его желания, в необходимом ему темпе, с тем количеством повторений, которое ему требуется. А не группой, как в традиционной программе следуя сетке занятий, и не зависимо от желания и настроения самого ребнка.