Татьяна Наговицына
Метод case-study
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из методов, активно используемых в освоении тьюторской деятельности, является метод case-study.
Метод case-study или метод конкретных ситуаций (от английского «case» – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов). Этот метод относится к неигровым имитационным активным методам обучения.
Публикация «Метод case-study» размещена в разделах
Непосредственная цель метода case-study: совместными усилиями группы студентов проанализировать ситуацию – «case», возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.
Метод case-study наиболее широко использовался, прежде всего, в обучении экономике и бизнес-наукам за рубежом (впервые был применен в учебном процессе в школе права Гарвардского университета в 1870 году). Однако необходимо заметить, что кейс-метод в настоящий момент является одним из ведущих активных методов обучения, обеспечивающий мировоззренческое осмысление социальной, педагогической и иной действительности.
Как технология коллективного обучения кейс интегрирует другие технологии. Прежде всего, это технологии развивающего, личностно-ориентированного обучения, включающие в себя процедуры индивидуального, группового и коллективного развития. Они способствуют формированию у обучающихся этического и ценностного отношения к миру, к людям, к самим себе.
Если говорить об общей характеристики метода, то стоит выделить следующие его особенности.
Метод предназначен для получения знаний по дисциплинам, истина в которых плюралистична, задача преподавания ориентирована на получение не единственной, а многих истин и ориентацию в их проблемном поле.
Акцент обучения переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество студента и преподавателя.
Результатом применения метода являются не только знания, но и навыки профессиональной деятельности.
Технология метода: по определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые студентам нужно получить.
Достоинство метода: не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей студентов, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного профессионального мироощущения и миропреобразования.
Преодолевается классический дефект традиционного обучения, связанный с «сухостью», не эмоциональностью изложения материала.
Как интеллектуальный продукт кейс имеет свои источники, в частности в виде исходного материала могут служить:
общественная жизнь во всем своем многообразии выступает источником сюжета, проблемы и фактологической базы кейса;
образование – определяет цели и задачи обучения и воспитания, интегрированные в метод case-study;
наука задает ключевые методологии, которые определяются аналитической деятельностью и системным подходом, а также множество других научных методов, которые интегрированы в кейс и процесс его анализа.
Создавая кейс, необходимо учитывать требования, которым он должен соответствовать. Прежде всего, кейс должен иметь четко поставленную цель, иметь соответствующий уровень трудности, иллюстрировать несколько аспектов жизни (экономической, социальной, политической и пр., должен не устаревать слишком быстро, быть актуальным на сегодняшний день, иллюстрировать типичные ситуации, развивать аналитическое мышление, провоцировать дискуссию, иметь несколько решений.
Кейсы различаются по сложности, профильности, по целям и пр. Работая с кейсом, преподаватель должен обучить студентов алгоритму решения кейсов, использовать различные методы, которые впоследствии, студент сам сможет применять.
Используя кейсы в тьюторской деятельности, стоит придерживаться следующей технологии работы с кейсом в учебном процессе:
1) индивидуальная самостоятельная работа обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия);
2) работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;
3) презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).
Каждый кейс может решаться аналитическим путем индивидуально или в группе. Соответственно преподаватель при составлении кейса может указать алгоритмы решения кейса, дать ссылку на методику решения.
При составлении авторского кейса, учащиеся не только описывают конкретный случай из своей практики, но и предлагают методические рекомендации по решению кейса, дают свое собственное решение. Они одновременно осваивают методику составления кейса, и, в тоже время, осмысливают и решают ситуации, возникающие в тьюторской деятельности.
Анализ конкретных учебных ситуаций (case-study) предназначен для совершенствования навыков и получения опыта в следующих областях:
выявление, отбор и решение проблем;
работа с информацией — осмысление значения деталей, описанных в ситуации;
анализ и синтез информации и аргументов;
работа с предположениями и заключениями;
оценка альтернатив;
принятие решений;
слушание и понимание других людей — навыки групповой работы;
формирование основных компетенций тьютора.
Кейсы должны отвечать следующим критериям:
Доступность для понимания всеми участниками.
Адекватность задачам, решаемым участниками в реальности, их повседневной деятельности.
Адаптированность к современной российской действительности и задачам, стоящим перед современным российским образованием.
Остроумность.
Доброжелательность.
Моральность и тактичность.
Предоставление простора и возможностей для импровизации и творчества участников, возможности быть креативными.
Отсутствие циничных и сексуальных намеков, неуважительного отношения к различным национальностям, к различным регионам РФ.
Анализ и обсуждение:
Оценки могут быть сделаны по заранее разработанным шкалам, групповое обсуждение, комментарии тренера/ведущего или наблюдателей и т. д.
Основные требования к обсуждению:
1. Доброжелательность.
2. Взаимоуважение, эмпатия к собеседникам.
3. Конкретность, основанная на фактах, принцип «здесь и сейчас».
4. Избегание домыслов и предположений.
5. Избегание интерпретаций.
6. Избегание выражений «вы должны», «вам надо было…».
7. Стремление передать свои ощущения на уровне «чувств».
8. Отсутствие негатива или чередование негатива и позитива.
9. Стремление выявить позитив.
10. Желание научиться.
11. Фиксированность на цели конкретного обсуждения, избегание обсуждений не относящихся к данному кейсу.
До начала обсуждения необходимо установить временные рамки и формат.