Асадчая Татьяна
Метод беседы в экологическом образовании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Метод беседы в экологическом образовании дошкольников
Беседа – вопрос-ответный (диалогический) метод активного взаимодействия педагога и ребенка.
Значение: применяется для закрепления, обогащения, систематизации, повторения, проверки и оценки знаний о природе.
Основное в беседе — это тщательно продуманная система вопросов, постепенно подводящих ребенка к получению новых знаний.
В зависимости от дидактических целей выделяют следующие виды бесед о природе :
Публикация «Метод беседы в экологическом образовании дошкольников» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Дедуктивные, предполагающие формулировку общего вывода, положения, а затем организуется его комментирование, аргументирование.
Индуктивные (эвристические) дети от частных наблюдений, рассуждений переходят к общим выводам; Эвристическая беседа предполагает установление причин разнообразных явлений природы с помощью рассуждений. Такая беседа строится на имеющихся у детей знаниях, полученных в процессе наблюдений. Она направлена на углубление знаний о взаимосвязях, существующих в природе, самостоятельное решение детьми познавательных задач, развитие речи-доказательства.
Эвристическая беседа используется в старшем дошкольном возрасте. Ее содержание разнообразно. Наблюдая за явлениями природы, воспитатель находит такие, в которых содержатся некоторые противоречия, и предлагает детям принять участие в их разрешении. (Приведем пример эвристической беседы. Воспитатель заметил, что на участке детского сада одуванчики находятся в разном состоянии: цветущие, с зонтиком семян и с нераспустившимися бутонами. Он предлагает детям подумать, отчего это произошло. Дети охотно начинают рассуждать:
Витя: Здесь одуванчики на открытом месте, а там — под деревьями, в тени.
Воспитатель: Так почему же на открытом месте у одуванчика уже образуются семена, а за верандой — еще только бутоны? (Добивается более точного ответа.)
Витя: Здесь больше света и теплее. Здесь они раньше выглянули весной на проталинках.
Костя: Здесь раньше всех появились и быстро стали расти. Им надо больше тепла и светлое место.
Нина: Здесь лучше всего расти. Они любят, чтобы было тепло и светло.
Витя: А за верандой долго не таял снег. Там всегда мало света и прохладно, поэтому там позднее появились одуванчики и только теперь появились бутоны.
Костя: А у забора одуванчики цветут! Я знаю почему! Там света меньше, чем здесь, но немного больше, чем за верандой. Деревья пропускают свет. И немножко теплее. Им хватает тепла и света — они цветут)
Данный пример показывает, как в ходе совместного рассуждения дети устанавливают истину. Задачей воспитателя в руководстве эвристической беседой является обеспечение самостоятельности детей в формулировании выводов и точности высказываний.
Вводные (установочные) помогает собрать внимание детей, вызвать интерес к предстоящей деятельности, актуализировать имеющийся опыт. Назначение вводной беседы- подготовить детей к предстоящей деятельности, наблюдению, экскурсии.
Обобщающая (итоговая) беседа проводится с целью суммирования, уточнения, систематизации знаний о природе. Итоговая беседа используется для обобщения и систематизации знаний детей о природе, полученных в процессе наблюдений, игр, чтения художественных произведений, труда, проведения опытов и т. д.
Итоговая беседа организуется воспитателем начиная со средней группы. Она требует большой предварительной работы по накоплению конкретных представлений, их расширению, углублению. В беседе обобщаются и систематизируются знания детей на основе выделения существенных признаков, связей и отношений, существующих между объектами и явлениями природы.
Итоговая беседа проводится по мере накопления у детей представлений о природе и только при условии, если эти представления усвоены всеми детьми. Воспитатель продумывает, какие существенные признаки или связи будут лежать в основе обобщений знаний.
Важно продумать иллюстративные средства к итоговой беседе, иллюстративно-наглядного материала не следует подбирать много.
Цель его использования — активизация впечатлений, представлений детей, опыта, помощь в припоминании известных фактов, вокруг которых и будет разворачиваться беседа. Выделению существенных признаков, связей между явлениями будут способствовать различные модели, в которых существенное в явлениях представлено в обобщенном виде: это календари погоды, схематические изображения явлений природы.
1 Воспитатель продумывает план беседы. (в соответствии с темой, целью, задачами, логикой). Он выделяет основные части беседы, обдумывает, задачи, наиболее эффективные методы их решения, иллюстративно-наглядные материал.
2. Беседа начинается с обоснования ее темы, которое готовить детей к предстоящему обсуждению, анализа имеющихся у детей знаний о природе. На основном этапе беседы воспитатель с помощью вопросов направляет внимание детей на сопоставление фактов, явлений, выделение их особенностей, общих признаков, связей и отношений. На заключительном этапе педагог подытоживает изложенное, формулирует основные выводы, намечает конкретную программу действий для закрепления представлений. (Например, организуя беседу о птицах с детыми старшей группы, воспитатель может наметить следующий план:
1. Рассмотреть картины с изображением знакомых птиц (воробей, ласточка, снегирь, синица, волнистый попугай и т. д.) и воспроизвести знания о внешнем виде, месте и среде обитания, приспособлении к жизни на земле и в воздухе.
2. Выявить значение передвижения птиц по воздуху (установить связь между передвижением птиц, поиском пищи и защитой от врагов).
3. Выявить особенности приспособления птиц к сезонам (установить связь между характером пищи, наличием корма зимой и приспособлением).
4. Сформировать понятие «птицы» ( выделить общие для класса птиц признаки: живут в воздухе и на земле; дышат воздухом; летают при помощи крыльев; прыгают, бегают, ходят при помощи ног; тело покрыто перьями; есть клюв, чтобы брать пищу).