Приложение МААМ

Метод беседы в экологическом образовании дошкольников

Асадчая Татьяна
Метод беседы в экологическом образовании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Метод беседы в экологическом образовании дошкольников

Беседа – вопрос-ответный (диалогический) метод активного взаимодействия педагога и ребенка.

Значение: применяется для закрепления, обогащения, систематизации, повторения, проверки и оценки знаний о природе.

Основное в беседе — это тщательно продуманная система вопросов, постепенно подводящих ребенка к получению новых знаний.

В зависимости от дидактических целей выделяют следующие виды бесед о природе :

Публикация «Метод беседы в экологическом образовании дошкольников» размещена в разделах

Дедуктивные, предполагающие формулировку общего вывода, положения, а затем организуется его комментирование, аргументирование.

Индуктивные (эвристические) дети от частных наблюдений, рассуждений переходят к общим выводам; Эвристическая беседа предполагает установление причин разнообразных явлений природы с помощью рассуждений. Такая беседа строится на имеющихся у детей знаниях, полученных в процессе наблюдений. Она направлена на углубление знаний о взаимосвязях, существующих в природе, самостоятельное решение детьми познавательных задач, развитие речи-доказательства.

Эвристическая беседа используется в старшем дошкольном возрасте. Ее содержание разнообразно. Наблюдая за явлениями природы, воспитатель находит такие, в которых содержатся некоторые противоречия, и предлагает детям принять участие в их разрешении. (Приведем пример эвристической беседы. Воспитатель заметил, что на участке детского сада одуванчики находятся в разном состоянии: цветущие, с зонтиком семян и с нераспустившимися бутонами. Он предлагает детям подумать, отчего это произошло. Дети охотно начинают рассуждать:

Витя: Здесь одуванчики на открытом месте, а там — под деревьями, в тени.

Воспитатель: Так почему же на открытом месте у одуванчика уже образуются семена, а за верандой — еще только бутоны? (Добивается более точного ответа.)

Витя: Здесь больше света и теплее. Здесь они раньше выглянули весной на проталинках.

Костя: Здесь раньше всех появились и быстро стали расти. Им надо больше тепла и светлое место.

Нина: Здесь лучше всего расти. Они любят, чтобы было тепло и светло.

Витя: А за верандой долго не таял снег. Там всегда мало света и прохладно, поэтому там позднее появились одуванчики и только теперь появились бутоны.

Костя: А у забора одуванчики цветут! Я знаю почему! Там света меньше, чем здесь, но немного больше, чем за верандой. Деревья пропускают свет. И немножко теплее. Им хватает тепла и света — они цветут)

Данный пример показывает, как в ходе совместного рассуждения дети устанавливают истину. Задачей воспитателя в руководстве эвристической беседой является обеспечение самостоятельности детей в формулировании выводов и точности высказываний.

Вводные (установочные) помогает собрать внимание детей, вызвать интерес к предстоящей деятельности, актуализировать имеющийся опыт. Назначение вводной беседы- подготовить детей к предстоящей деятельности, наблюдению, экскурсии.

Обобщающая (итоговая) беседа проводится с целью суммирования, уточнения, систематизации знаний о природе. Итоговая беседа используется для обобщения и систематизации знаний детей о природе, полученных в процессе наблюдений, игр, чтения художественных произведений, труда, проведения опытов и т. д.

Итоговая беседа организуется воспитателем начиная со средней группы. Она требует большой предварительной работы по накоплению конкретных представлений, их расширению, углублению. В беседе обобщаются и систематизируются знания детей на основе выделения существенных признаков, связей и отношений, существующих между объектами и явлениями природы.

Итоговая беседа проводится по мере накопления у детей представлений о природе и только при условии, если эти представления усвоены всеми детьми. Воспитатель продумывает, какие существенные признаки или связи будут лежать в основе обобщений знаний.

Важно продумать иллюстративные средства к итоговой беседе, иллюстративно-наглядного материала не следует подбирать много.

Цель его использования — активизация впечатлений, представлений детей, опыта, помощь в припоминании известных фактов, вокруг которых и будет разворачиваться беседа. Выделению существенных признаков, связей между явлениями будут способствовать различные модели, в которых существенное в явлениях представлено в обобщенном виде: это календари погоды, схематические изображения явлений природы.

1 Воспитатель продумывает план беседы. (в соответствии с темой, целью, задачами, логикой). Он выделяет основные части беседы, обдумывает, задачи, наиболее эффективные методы их решения, иллюстративно-наглядные материал.

2. Беседа начинается с обоснования ее темы, которое готовить детей к предстоящему обсуждению, анализа имеющихся у детей знаний о природе. На основном этапе беседы воспитатель с помощью вопросов направляет внимание детей на сопоставление фактов, явлений, выделение их особенностей, общих признаков, связей и отношений. На заключительном этапе педагог подытоживает изложенное, формулирует основные выводы, намечает конкретную программу действий для закрепления представлений. (Например, организуя беседу о птицах с детыми старшей группы, воспитатель может наметить следующий план:

1. Рассмотреть картины с изображением знакомых птиц (воробей, ласточка, снегирь, синица, волнистый попугай и т. д.) и воспроизвести знания о внешнем виде, месте и среде обитания, приспособлении к жизни на земле и в воздухе.

2. Выявить значение передвижения птиц по воздуху (установить связь между передвижением птиц, поиском пищи и защитой от врагов).

3. Выявить особенности приспособления птиц к сезонам (установить связь между характером пищи, наличием корма зимой и приспособлением).

4. Сформировать понятие «птицы» ( выделить общие для класса птиц признаки: живут в воздухе и на земле; дышат воздухом; летают при помощи крыльев; прыгают, бегают, ходят при помощи ног; тело покрыто перьями; есть клюв, чтобы брать пищу).

Публикации по теме:

Интерактивная песочница — инновационный метод в образовательном процессе дошкольниковИнтерактивная песочница — инновационный метод в образовательном процессе дошкольников «Интерактивная песочница - инновационный метод в образовательном процессе дошкольников. " Информационные технологии становятся неотъемлемой.

Опыт работы по театральной деятельности «Театр как метод арт-терапии для дошкольников»Опыт работы по театральной деятельности «Театр как метод арт-терапии для дошкольников» Из опыта работы по театральной деятельности «Театр как метод арт-терапии для дошкольников» «У каждого человека под шляпой – свой театр,.

Консультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников»Консультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия.

Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников»Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников» Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается.

Консультация для воспитателей «Развивающая среда в экологическом образовании дошкольников» Одно из важнейших условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении – целесообразная организация предметно-развивающей.

Опыт «Использование проблемно — поисковых ситуаций в экологическом образовании дошкольников» Передовой педагогический опыт «Использование проблемно - поисковых ситуаций в экологическом образовании дошкольников» Воспитатель: Цуканова.

Фотоотчет об экологическом празднике «День тигра» для старших дошкольниковФотоотчет об экологическом празднике «День тигра» для старших дошкольников День тигра-это уникальный экологический праздник,который стал визитной карточкой Приморской столицы. Владивосток-первый город в России,где.

Проектный метод в патриотическом воспитании дошкольников Работа по ознакомленнию детей с родным городом в нашем детском саду ведется в рамках авторской программы «Моя малая Родина» (Комратова Н. Г. ,.

Стимулирование как метод повышения учебной мотивации дошкольниковСтимулирование как метод повышения учебной мотивации дошкольников Стимулирование как метод повышения учебной мотивации дошкольников. Автор: Назарова Татьяна Валентиновна, педагог дополнительного образования.

Консультация для педагогов по оздоровлению младших дошкольников в ДОУ «Рижский метод закаливания» Консультация для педагогов по оздоравлению младших дошкольников в ДОУ. Все мы знаем, что с помощью такой простой процедуры, как закаливание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Метод беседы в экологическом образовании дошкольников
Опубликовано: 23 марта 2023 в 21:24
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Метод беседы в экологическом образовании дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Асадчая Татьяна (УИ 2083091) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД