Пушина Юлия
Педагогический проект «Озеро Байкал — жемчужина Сибири»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15»
Методическая разработка: педагогический проект
«Озеро Байкал - жемчужина Сибири»
Автор: воспитатель
Пушина Юлия Ивановна
г. Минусинска, 2024 г.
Пояснительная записка
Проблема гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста чрезвычайно актуальна. По признанию педагогов и психологов (А. Г. Асмолов, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, К. Д. Ушинский и др.) период от рождения до поступления в школу имеет решающее значение для дальнейшего развития ребёнка. Поэтому дошкольников нужно воспитывать полноправными гражданами, участниками культурно-исторической жизни страны.
Публикация «Педагогический проект „Озеро Байкал — жемчужина Сибири“» размещена в разделах
- Байкал, озеро
- Байкал. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2024
Патриотическое воспитание - процесс формирования сознания человека, любящего свою родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.
Важность патриотического воспитания подчё ркивается в государственных документах в области образования: Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 21 декабря 2012 г. Постановлении Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. "О национальной доктрине образования в Российской Федерации", указе Президента РФ от 20 октября 2012 г. «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания».
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования большое значение отводится необходимости включения регионального компонента в образовательную систему работы по патриотическому воспитанию дошкольников с учётом их индивидуальных, возрастных особенностей, национальной культуры и национальных традиций.
Для реализации задач по патриотическому воспитанию дошкольников мною была разработана авторская программа «Мы - патриоты». В соответствии с перспективным поблочным планированием программы мною была разработан и внедрён в практику педагогический проект «Озеро Байкал-жемчужина Сибири».
Отбор метод, средств и форм педагогической деятельности целесообразен, соответствует возрасту детей и позволяет достичь поставленной цели.
Основной формой разработки является проектная деятельность педагога с детьми и родителями.
Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста и их родителей. Работая над проектом, дети получают новые знания об озере Байкал, его флоре и фауне, о местонахождении озера Байкал (внешний вид, география, климат, вода, об уникальности озера, о позитивной и негативной деятельности человека на Байкале.
Образовательная деятельность с воспитанниками по реализации проекта при ознакомлении строится с учетом интеграции образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Реализация проекта предусматривает поэтапное решение проблемы через различные виды детской деятельности: игровую, коммуникативную, изобразительную, познавательно-исследовательскую и другие. Дети постепенно приобретают знания об озере Байкал, его уникальной природе, навыки познавательно-исследовательской деятельности, учатся бережно относиться к природным богатствам Байкала.
Взаимодействие всех участников проекта : детей, родителей, педагогов, предусматривает реализацию цели и задач по поставленной проблеме.
Итогом проектной деятельности является продукт – детская энциклопедия «Байкал – жемчужина Сибири».
Данная методическая разработка была представлена и одобрена на методическом совете МБДОУ «Детский сад № 171», где получила положительную оценку и была рекомендована к практическому применению в образовательной работе с воспитанниками (протокол от 28 октября 2016г. № 01).
Опыт работы по проекту «Озеро Байкал – жемчужина Сибири» был представлен на презентационной площадке «Мы – патриоты» в рамках работы XI межмуниципального образовательного форума «Образование Зимы-2017».
Авторская методическая разработка заслуживает внимания, имеет практическую значимость и может быть использована специалистами дошкольных учреждений, так как не требует особых материальных затрат. Предлагаемые игровые технологии просты и понятны педагогам и не требуют специальной подготовки по данному направлению работы.
Тип проекта «Озеро Байкал-жемчужина Сибири»»
Классификация По количеству Групповой
По содержанию Интегративный
По содержанию Краткосрочный (Мини-проект)
По доминирующему виду проектной деятельности Информационно-практико-ориентированный
Краткое содержание проекта по теме «Озеро Байкал-жемчужина Сибири»
Этапы проекта Действия педагога Действия детей Действия родителей
Подготови-тельный Постановка цели, задач по теме: «Озеро Байкал-жемчужина Сибири»
планирование индивидуальной и подгрупповой работы с детьми в совместной самостоятельной деятельности с учётом интеграции образовательных областей;
-создание развивающей среды по теме;
-составление плана основного этапа, определение цели и задач проектной деятельности,
-Подбор методической и художественной литературы об озере Байкал -Ознакомление детей с темой проекта, задачами и целями;
-создание и формирование
проблемного вопроса -Ознакомление родителей с темой проекта, задачами и целями;
-Подготовка информации для родителей;
-Ознакомление с планом работы по проблеме;
-Участие родителей в создании развивающей предметно-пространственной среды по теме.
Деятельност-ный -Реализация поставленных целей и задач по теме «Озеро Байкал-жемчужина Сибири» при проведении индивидуальной и подгрупповой работы с детьми в совместной самостоятельной с педагогом;
-Координация работы участников проекта -Участие детей в
индивидуальной и подгрупповой работе в совместной деятельности с педагогом при интеграции образовательных областей -Привлечение родителей к изготовлению макетов о Байкале;
-Подборка художественной литературы для детей о Байкале для чтения :
-Участие родителей в работе проекта в соответствии с планом
Завершающий -Анализ результатов - Подготовка презентации по теме «Озеро Байкал – жемчужина Сибири» -Представление результатов проекта : продуктивной деятельности, детской книги «Байкал-жемчужина Сибири» -Представление презентации проекта,
-Выставка
мини-музея о Байкале, макеты о Байкале
Информационная карта проекта
Проект «Озеро Байкал-жемчужина Сибири»
Автор проекта : Пушина
Продолжительность проекта : 4 недели (с 01-31.03.2016)
Участники проекта : дети, родители, воспитатель
Возраст детей: 4-5 (средняя группа)
Актуальность проблемы:
В ходе образовательной деятельности с дошкольниками была выявлена проблема - недостаточный уровень знаний детей о своём родном крае, в котором они проживают, природе Прибайкалья, озере Байкал.
Мы живем на территории уникальных мест, обладаем мировым сокровищем - озером Байкал. Проживая в непосредственной близости от него, многие никогда там не были, и мало знают о его флоре и фауне. Дети и их родители даже не задумываются о том, что будет с Байкалом и его окрестностями через 50, 100 лет. Если в ходе реализации проекта дети получат первоначальные знания о том: где находится Байкал, кто живет в Байкале и около него, начнут проявлять интерес к мировой проблеме - охране Байкала, отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, сохранять познавательный интерес, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
При знакомстве детей дошкольного возраста со своеобразием, самобытностью родных мест, важно дать им не только знания, но и воспитать интерес к природе, понимание своей причастности к ней.
Байкал - одно из древнейших озер мира и это уникальное явление на нашей планете. Он замечателен тем, что хранит высококачественную и пока еще относительно чистую пресную воду. В Байкале сосредоточено около 1/5 ее мировых запасов и более 4/5 запасов нашей страны.
Экологический проект «Байкал - жемчужина Сибири» один из этапов по ознакомлению детей ДОУ с родным краем и его достопримечательностями.
Поэтому в данном проекте была поставлена проблема перед детьми.
Введение в проблему:
Что такое Байкал? Что вы знаете об озере Байкал?
Поэтапное решение проблемы (интеграция образовательных областей)
Цель: создание условий для развития представлений дошкольников об озере Байкал и природе Прибайкалья.
Объект исследований: озеро Байкал
Методы исследования: беседы, рассказы воспитателя, рассматривание иллюстраций, просмотр видеофильма, игры (настольно-печатные, дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, подвижные, продуктивная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность,
Задачи проекта
для детей:
• формировать первичные знания об озере Байкал, о заповедных местах (Байкальский и Баргузинский заповедники);
• расширять представления детей о животного и растительном мире Прибайкалья, о водных обитателях озера Байкал;
• углублять представления об охране животного и растительного мира Байкала;
• познакомить с эпосом народов Прибайкалья;
• воспитывать любовь к родному краю.
для педагога
• создать условия в предметно-пространственной среде группы для реализации проекта;
• реализовать цель и задачи проекта с детьми;
• создать информационную базу для родителей по теме «Озеро Байкал - жемчужина Сибири»;
• активизировать родителей для совместной проектной деятельности с детьми по теме «Озеро Байкал – жемчужина Сибири».
для родителей:
• расширить знания родителей о Байкале через различные формы партнё рства: (папка-передвижка «Озеро Байкал», консультация «Сохраним Байкал для потомков», подборка списка художественной литературы о Байкале для чтения с детьми;
• привлечь родителей к изготовлению макетов об озере Байкал, к составлению коллекции, мини-музея о Бацкале;
• заинтересовать родителей при постановке проблемы о бережном отношении к природе Байкала при посещении с детьми озера.
Название итогового мероприятия проекта : создание детской энциклопедии «Байкал – жемчужина Сибири» (30.03.24 г.)
Продукты проекта
- для детей:
• фотоальбом «Я путешествую по Байкалу»;
• продукты художественного творчества в изобразительной деятельности;
• создание энциклопедии «Байкал-жемчужина Сибири»
- для педагогов :
• разработанный краткосрочный проект;
• презентация проекта «Байкал-жемчужина Сибири»;
• представление опыта (методические разработки)
- для родителей
• макеты о природе Байкала;
• создание коллекции продуктов Байкала.
Ожидаемые результаты по проекту :
- для детей:
1. сформированные знания об озере Байкал : его флоре и фауне, о местонахождении озера Байкал (внешний вид, география, климат, вода, об уникальности озера, о позитивной и негативной деятельности человека на Байкале.
2. знакомство с эпосом народов Прибайкалья;
3. сформированные навыки познавательно - исследовательской деятельности при проведении опытов по очистке (фильтровании грязной воды);
4. энциклопедия «Озеро Байкал - жемчужина Сибири».
- для педагога :
• реализация совместной проектной деятельности с детьми и родителями по теме «Озеро Байкал-жемчужина Сибири»;
• активизация интереса у родителей воспитанников при использовании проектной деятельности в ДОУ;
• приобретение новых научных знаний о Байкале в процессе проектной деятельности.
- для родителей
• расширение знаний о Байкале;
• участие в пополнении и обогащении предметно-пространственной среды группы по проектной деятельности «Озеро Байкал-жемчужина Сибири»;
• повышение уровня экологической культуры у родителей.
Системная паутинка по проекту «Озеро Байкал-жемчужина Сибири»
Образовательные области Совместная деятельность взрослого и детей Дата проведения
Познавательное - Путешествие по географической карте Иркутской области;
- Рассматривание иллюстраций «Природа Прибайкалья ”;
- Занятие по теме “Флора и фауна Байкала”;
- Беседа «На страже Байкала»;
- Просмотр видеофильма о Байкале;
- Показ иллюстраций о негативных воздействиях человека на экологию;
- Рассказ о красной книге Иркутской области;
- Серия опытов по очистке воды (методом фильтрования);
- С/ ролевая игра «Поездка на Байкал»;
- Д/игра «Рыбы, птицы, звери»;
- Рассматривание энциклопедий о Байкале;
- Рассматривание макетов о Байкале
- Настольная игра-лото «Растительный и животный мир Байкала»;
- Занятие «Народы Прибайкалья»
- Рассказ о коренных жителях Прибайкалья;
- Рассматривание журналов «Сибирячок» о природе Байкала;
- Составление детской энциклопедии «Байкал-жемчужина Сибири» 01.03.16
02.03.16
11.03.16
09.03.16
12.03.16
11.03.16
13.03.16
15, 18,19, 03.16
25.03.16
18.03.16
26.03.16
14.03.16
06.03.16
В течение проекта
Речевое - Загадывание загадок о рыбах, животных, растениях Байкала;
- Чтение стихотворений «Ты был на Байкале» Н. Ярославцев, «Байкал» Ц. Жимбиев;
- Чтение рассказа «Стеклянная рыбка» М. Сергеев;
- Чтение «Ангарские бусы»,
«Омулёвая бочка» В. Стародубов,
«Медведь и бурундук» А. Тороев
(из хрестоматии про Байкал) 11.03.16
04.03.16
11.03.16
30.03.16
21.03.16
Социально-коммуникативное - Ситуативный разговор «Почему нужно бережно относиться к природе»;
- Создание проблемной ситуации «Что произойдёт, если исчезнет вода в Байкале?;
- Составление рассказов из личного опыта «Моё путешествие по Байкалу»;
- Ситуативные разговоры: “Как заботиться о диких животных”; “ Как помочь нерпе”;
- Чтение и обсуждение легенды «Богатырь Байкала» 04.03.16
14.03.16
18.11.16
24.03.16
20.03.16
Художественно-эстетическое - Объёмная аппликация “Нерпа”,
- Лепка «Нерпа»
- Рисование “Озеро Байкал ”,
- Коллективная аппликация “Природа Байкала»
- Прослушивание песни «Славное море, священный Байкал»;
- Прослушивание видеозаписей «Звуки Байкала» 13.03.16
20.03.16
16.03.16
14.03.16
28.03.16
29.03.16
Физическое - Подвижная игра «Иголка, нитка и узелок» (бурятская);
- Этюд «Волны на Байкале»;
- Разучивание физкультминутки «Жемчужина Сибири» 15.03.16
17.03.16
04.03.16
Заключение
При реализации данного проекта дети получили знания об озере Байкал : его флоре и фауне, о местонахождении озера Байкал (внешний вид, география, климат, вода, об уникальности озера, о позитивной и негативной деятельности человека на Байкале. Познакомились с эпосом народов Прибайкалья; приобрели навыки познавательно - исследовательской деятельности при проведении опытов по очистке (фильтровании грязной воды); создали продукт своего труда - энциклопедию «Байкал-жемчужина Сибири»; расширился кругозор и мыслительная деятельность детей.
Благодаря проведенной работе, дети осознанно могут ответить на вопрос «Что вы знаете о Байкале? Какую пользу приносит озеро Байкал?»
Литература для чтения
1. «Мишка» В. Хайрюзов, журнал «Сибирячок» № 4, 2003г. ;
2. «Что я видел» Б. Житков, стр. 72 хрестоматия;
3. «Дремучий медведь» Н. К. Паустовский;
4. «Стеклянная рыбка» М. Сергеев из книги «Море синее Байкал»;
5. «Ты был на Байкале» Н. Ярославцев, журнал «Сибирячок» № 4 2003 г. ;
6. «Байкал» Ц. Жимбиев, журнал «Сибирячок» № 3 2002 г.