наталья руколеева
Место игры в педагогическом процессе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Место игры в педагогическом процессе детского сада
Сущность игры как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника
Классификация детских игр
Условия своевременного возникновения игровой деятельности
Сущность игры как ведущего вида деятельности ребенка-дошкольника
Психологи издавна изучают игры детей и взрослых, отыскивая их функции специфическое содержание сравнивая с другими видами деятельности.
Публикация «Место игры в педагогическом процессе детского сада» размещена в разделах
Необходимость в игре иногда объясняют, как необходимость дать выход чрезмерной жизненной силе.
Другое трактование природы игры - удовлетворение потребностей в отдыхе. Живое существо, играя, своеобразным образом тренируется, чему-нибудь обучается.
Игра может быть вызвана и потребностью в лидерстве, соревновании.
Можно рассматривать игру и как компенсирующую деятельность, что в символической форме дает возможность удовлетворить неосуществленные желания.
Сущность игры по Й. Хейзингу
Игра, - это деятельность, которая отличается от повседневных будничных действий
Всякая игра, это, прежде всего свободная, вольная деятельность.
Она «разыгрывается» в определенных рамках пространства и времени.
Игра протекает ради нее самой, ради удовлетворения, что возникает в самом процессе исполнения игрового действия.
Игре свойственно эмоциональное и волевое напряжение
Игра - это деятельность, которая изображает отношение личности к миру, что ее окружает.
В игре ребенок не обучается жить, а живет своей истинной, самостоятельной жизнью
Значение игры для формирования личности трудно переоценить.
Не случайно Л. С. Выготский называет игру "девятым валом детского развития".
В игре как в грядущей деятельности дошкольника осуществляются те поступки, к которым он будет способен в реальном поведении лишь через некоторое время
Игра в придуманной ситуации освобождает от ситуативной связи. В игре ребенок обучается действовать в ситуации, которая требует познания, а не только непосредственно переживается. Действие в придуманной ситуации приводит к тому, что ребенок учится управлять не только восприятием предмета или реальных обстоятельств, а и смыслом ситуации, ее значением. Возникает новое качество отношения человека к миру
Главный мотив классической игры лежит не в результате действия, а в самом процессе, в действии, которое приносит ребенку наслаждение
На ранних этапах развития игра стоит очень близко к практической деятельности. В практическом основании действий с окружающими предметами, когда ребенок осмысливает, что она кормит куклу пустой ложкой, воображение уже принимает участие, хотя развернутого игрового превращения предметов еще не наблюдается.
Для дошкольников основная линия развития лежит в формировании непредметных действий, а игра возникает, как зависший процесс.
С годами, когда эти виды деятельности меняются местами, игра становится ведущей, господствующей формой строения собственного мира.
Не выигрывать, а играть – такой есть общая формула, мотивация детской игры. (О. М. Леонтьев)
В игре формируются все стороны личности ребенка, происходит значительное изменение в его психике, подготавливающие к переходу в новую, более высокую стадию развития.
Игра – отражение жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренние
Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольников
Функции игры
коммуникативная - обладающая экспансивным влиянием. Игра охватывает всех присутствующих (участников, зрителей, организаторов, т. е. устанавливает эмоциональные контакты;
деятельностная - выявляющая взаимодействие людей
друг с другом и окружающим миром;
компенсаторная - восстанавливающая энергию, жизнен
ное равновесие, тонизирующая психологические нагрузки;
воспитательная - организующая деятельность человека.
Игра позволяет создать целенаправленное воспитание и обучение;
педагогическая, дидактическая - развивающая умения
и навыки (тренируются память, внимание, восприятие информации различной модальности);
прогнозирующая - предсказывающая, экспериментирующая;
моделирующая - связывающая действительность с нереальным;
развлекательная - создающая благоприятную атмосферу,
превращающая научное мероприятие в увлекательное приклю-чение;
релаксационная - снимающая эмоциональное напряжение, положительно воздействующая на нервную систему;
психотехническая - перестраивающая психику игрока для
усвоения больших объемов информации;
развивающая - корректирующая проявления личности
в игровых моделях жизненных ситуаций.
Классификация игр
Игры можно классифицировать по внешним признакам:
содержанию,
форме,
месту проведения,
составу и количеству участников,
степени регулирования и управления,
наличию аксессуаров
1. Сюжетно-ролевая игра.
большинство из них знакомят детей с различными профессиями «Парикмахерская», «Автобус» и многие другие.
2. Подвижные игры.
Такие игры особенно полезны на открытом воздухе. В них они могут реализовать свою потребность в движении, усовершенствовать свои двигательные умения и навыки, развить такие физические качества как быстрота, ловкость, сила. Дети очень активны и непоседливы, поэтому подвижные игры так важны для них.
3. Дидактические игры.
Очень важные игры для начинающих познавать мир малышей. Эти игры дают представления об окружающих играх, о таких важных понятиях как цвет, величина, форма. Такие игры развивают мышление, память. Это игры типа «Чей это домик», «Найди одного цвета», «Найди пару», «Из чего сделано» и др.
4. Настольно-печатные игры.
Это игры малой подвижности, но большую направленность имеют на развитие процессов мышления, памяти, воображения. Настольно-печатных игр сейчас великое множество. Все они красочные и привлекательные для малышей. Это такие игры как «Лото», «Мозаика», «Домино» и др.
5. Театрализованные игры.
Игры помогающие ребенку больше понять и прочувствовать литературное произведение, игры развивающие речь и творческие способности малышей.
Условия своевременного возникновения игровой деятельности
Прогрессивное, развивающие значение игры состоит не только в реализации возможностей всестороннего развития ребенка, но и в том, что она способствует расширению сферы их интересов, возникновению потребности в занятиях становлению мотива новой деятельности- учебной, что является одним из важнейших факторов психологической готовности ребёнка к обучению в школе
Своевременное и правильное применение различных игр в воспитательной практике обеспечивает решение задач поставленных «программой воспитания и обучении в д /с» в наиболее приемлемой для детей форме.
Нельзя не отметить, что игры имеют существенное преимущество перед специально организованными занятиями в том плане, что в них складываются более благоприятные условия для проявления активного отражения в детской самостоятельной деятельности общественно сложившегося опыта
Ознакомительная игра
Первым этапом развития игровой деятельности является Ознакомительная игра.
По мотиву, заданному ребёнку взрослым с помощью предмета игрушки, она представляет собой предметно-игровую деятельность.
Её содержание составляют действия манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предмета.
Эта деятельность младенца весьма скор меняет своё содержание: обследование направленно на выявление особенностей предмета- игрушки и потому перерастает в ориентированные действия- операции.
Отобразительная игра
Следующий этап игровой деятельности получил название Отобразительной игры в которой отдельные предметно-специфические операции переходят в ранг действии, направленных на выявление специфических свойств предмета и на достижение с помощью данного предмета определённого эффекта.
Это кульминационный момент развития психологического содержание игры в раннем детстве. Именно он создаёт необходимую почву для формирования у ребёнка соответствующей предметной деятельности
Сюжетно – отобразительная игра
На рубеже первого и второго годов жизни ребёнка развитие игры и предметной деятельности смыкается и одновременно расходится.
Теперь же различия начинают проявляться и в способах действий наступает следующий этап в развитии игры : она становится сюжетно - отобразительной.
Меняется и ее психологическое содержание: действия ребенка, оставаясь предметно опосредованными, имитируют в условной форме использование предмета по назначению.
Так постепенно заражаются предпосылки сюжетно-ролевой игры.
Собственно-ролевая игра
На следующем этапе развития игры слово и дело смыкаются, а ролевое поведение становится моделью осмысленных детьми отношений между людьми.
Наступает этап собственно-ролевой игры, в которой играющие моделируют знакомые им трудовые и общественные отношения людей.
Выводы
Чтобы добиться игры подлинной, эмоционально насыщенной, включающей интеллектуальное решение игровой задачи, педагогу необходимо комплексно руководить формированием, а именно: целенаправленно обогащать тактический опыт ребенка, постепенно переводя его в условный игровой план, во время самостоятельных игр побуждать дошкольника к творческому отражению действительности.
Кроме того, хорошее игро - действенное средство коррекции нарушений в эмоциональной сфере детей, воспитывающиеся в неблагоприятных семьях.
Продолжение
Игра, с одной стороны, создаёт зону ближайшего развития ребёнка, а потому является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Это связанно с тем, что в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности и формирование умения действовать коллективно, творчески, произвольно управлять своим поведением.
С другой стороны, её содержание питают продуктивные виды деятельности и постоянно расширяющиеся жизненный опыт детей.
Развитие ребёнка в игре происходит, прежде всего, за счёт разнообразной направленности её содержания. Есть игры, прямо нацеленные на физическое воспитание (подвижные, эстетическое (музыкальные), умственное (дидактические и сюжетные). Многие из них в то же время способствуют нравственному воспитанию (сюжетно-ролевые, игры-драматизации, подвижные и др.).