Ольга Викторовна Сергомасова
Мероприятие «Урок от профессионала» для 8–11 классов
▼ Скачать + Заказать документы
Мероприятие «Урок от профессионала»
Целевые ориентиры мероприятия
Мероприятие «Урок от профессионала» направлено на повышение учебной мотивации школьников, осознание обучающимися практической значимости знаний, получаемых на школьных уроках. Профориентация в данном случае выступает «завуалированной» целью: формирование положительного имиджа профессий, востребованных региональной экономикой, происходит ненавязчиво через формирование уважительного отношения к представителю профессии, к человеку определенного труда. Мероприятие наглядно демонстрирует конечную цель получения как школьного, так и профессионального образования – трудовая деятельность. Тем самым способствует решению основной задачи профессионального самоопределения : обучение учащихся планировать профессиональную карьеру. Зачастую школьники воспринимают обучение в вузе / колледже не как процесс получения профессионального образования с целью последующего трудоустройства по полученной специальности, а как продолжение школьного обучения: «так надо», «после школы все учатся в вузе / колледже»,
Публикация «Мероприятие „Урок от профессионала“ для 8–11 классов» размещена в разделах
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профориентация школьников, выбираем профессии
- Средняя школа, 8 класс
- Старшая школа 11 класс
- Старшая школа. 10-11 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
«сначала надо диплом получить, потом видно будет» и пр. Знакомство и общение с успешными профессионалами приближает школьников к составлению плана собственной профессиональной карьеры.
Формат мероприятия
В рамках областной Недели труда и профориентации мероприятие «Урок от профессионала» предполагает проведение одного или нескольких уроков (химия, физика, литература и. д.) по учебному плану школы «дублерами», в качестве которых выступают представители мира труда: руководители, инженеры, технологи, начальники подразделений предприятий / организаций / учреждений; известные люди: журналисты, художники, писатели, спортсмены и др. ; представители органов власти: мэры / главы администраций министры, руководители департаментов, управлений и др. ; а также руководители общественных советов, союзов и объединений работодателей и др. (далее – дублеры).
Возможны различные варианты проведения мероприятия : от полноценного ведения дублером всего урока по учебному плану до участия дублера лишь в отдельной части урока.
Общая схема мероприятия
1 этап (планирование мероприятия) : определение (приглашение) дублеров, согласование даты мероприятия, определение классов, участвующих в мероприятии;
2 этап (подготовка к мероприятию) : подготовительная работа учителя-предметника с дублером, подготовительная работа с классами, участвующими в мероприятии, составление расписания (с учетом занятости кабинетов и занятости педагогов, в том числе учителей на
«педсовете», подготовка помещений, приглашение СМИ;
3 этап (проведение мероприятия) : проведение урока дублером (дублерами);
4 этап (завершение мероприятия) : проведение «педсовета», подготовка материала для
СМИ.
Общие рекомендации по планированию мероприятия
При планировании мероприятия важно соблюдение соотношения: дублер – урок
(предмет) – класс – кабинет :
дублер (приглашение дублеров) – один из основных моментов организации мероприятия. Количество приглашаемых дублеров (соответственно, количество организуемых уроков) зависит от желания и возможностей организаторов. Чем выше статус приглашаемого дублера, тем сложнее согласовать его присутствие на мероприятии. Поэтому рекомендуется назначать дату мероприятия, исходя из возможностей самого статусного дублера, и начинать согласование надо как можно раньше;
урок (предмет) – должен соответствовать характеру профессиональной деятельности дублера: журналист может провести литературу, инженер – математику, технолог – химию, физику, другой предмет по профилю своей деятельности, агроном – биологию, медик –
анатомию, спортсмен – физкультуру и т. д. При этом тема урока должна соответствовать учебному плану и быть понятна и интересна дублеру;
класс, в котором будет проходить урок – оптимальный возраст учащихся 8-11 классы, так как дублерам интереснее общаться со взрослыми школьниками, способными на рефлексию и живую, непосредственную реакцию. Кроме того, дублеры ориентированы на привлечение молодежи в свою профессию, а, значит, ориентированы на общение с учащимися 9-11 классов;
кабинет – так как уроки дублеров проходят единовременно, в школах, где используется т. н. кабинетная система, важно учесть в расписании занятость кабинетов: проводить уроки лучше в соответствующих кабинетах (физику в кабинете физики, литературу – в кабинете литературы и т. д.).
Проведение уроков дублерами лучше планировать на 2-й урок по расписанию. Это обусловлено, во-первых, организационным удобством (встречать дублеров удобнее во время первого урока, когда вестибюль школы относительно свободен, во-вторых, психофизиологическим состоянием учащихся (ко 2-ому уроку они уже проснутся, еще не устанут, не захотят есть, будут находиться в привычной обстановке и т. д.).
Общие рекомендации по подготовке мероприятия
Для подготовки урока учитель-предметник передает своему дублеру тему урока, методические разработки (скан или ксерокопию материалов из учебника, дополнительной литературы, тетрадей с печатной основой и пр., а также план урока (план, план-конспект, схему или технологическую карту урока на усмотрение учителя-предметника). Рекомендуется в ходе урока предусмотреть время на знакомство школьников с дублером, а также на вопросы школьников и ответы дублера на них. Время зависит от класса, в котором будет работать дублер, и от самого дублера (насколько они открыты общению, «разговорчивы», заинтересованы в предмете и др., может варьироваться от 3 минут до 15 (основное время должно уйти непосредственно на урок). Дублер принимает решение, в каком объеме он будет проводить урок (полностью или только какую-то определенную часть его). Учитель-предметник должен быть готов проконсультировать дублера по вопросам ведения урока или его содержания. Для удобства общения учителю-предметнику и дублеру лучше обменяться контактными телефонами и адресами электронной почты.
Не рекомендуется проводить с классом подготовку к уроку (репетицию). В данном случае важен живой отклик школьников на человека-практика.
Рекомендуется рассказать школьникам о дублере: его биографию, карьерный путь, рассказать о занимаемой им должности, роде и содержании деятельности. Важно сделать акцент на «карьерообразующих» моментах в биографии, например: занимает высокую должность в сравнительно молодом возрасте, участвовал в каких-то значимых событиях для города (села) или разработке определенных технологий, продуктов и пр. Если дублер является «медийным» человеком, то можно дать задание школьникам самостоятельно найти информацию о нем. Необходимо ненавязчиво предупредить школьников, что дублер – не профессиональный педагог, зато у них есть уникальный шанс узнать, каким образом в жизни могут пригодиться теоретические знания по школьному предмету, или уточнить какие-то нюансы профессиональной деятельности.
Общие рекомендации по проведению мероприятия
Встречу дублеров рекомендуется организовать в вестибюле школы. Если дублеров много или если дублеры будут в сопровождении своих коллег (что вполне возможно по разным причинам, об этом договариваются в процессе подготовки, если на мероприятии будут присутствовать СМИ и другие гости (например, из органов местного самоуправления, органов управления образованием, то здесь же надо организовать регистрацию. Для регистрации лучше подготовить заполненный лист: ФИО гостей (дублеров, сопровождающих их лиц, представителей органов управления образованием, СМИ и др.) уже должны быть внесены, чтобы приходящие просто называли себя и, не задерживаясь, проходили дальше.
Если на мероприятие были приглашены журналисты, то при регистрации им необходимо предоставить распечатанные пресс-релизы. (Пример пресс-релиза «Урок от профессионала» –
приложение).
После регистрации специальные дежурные провожают гостей в определенное помещение, где гости раздеваются (надо приготовить вешалки, плечики и пр.) и знакомятся с учителями-предметниками. Возможен вариант, когда учителя-предметники встречают дублеров в вестибюле и уже далее сами везде их сопровождают.
Как правило, гости приезжают незадолго до начала урока, поэтому, как правило, организовывать чайный стол в это время не требуется. Важно, чтобы гости имели возможность воспользоваться зеркалом, а в туалете были в наличии необходимые принадлежности (туалетная бумага, мыло, желательно бумажные полотенца, корзина для мусора, пр.).
Урок учитель и дублер проводят по согласованной схеме. Вначале учитель представляет дублера. Возможен вариант, когда о дублере рассказывает сопровождающий его коллега (например, руководитель кадровой службы предприятия). В ходе урока дублеру необходимо выйти на разговор:
в каких профессиях и сферах жизни взрослого человека могут пригодиться знания, получаемые школьниками в рамках школьного обучения, этого предмета, этой темы. В результате школьники приходят к выводу о необходимости получения качественного школьного образования для успешной профессиональной жизни;
собственная профессиональная деятельность в структуре экономики Самарской области.
Вывод – каждый труд почетен и нужен.
Урок заканчивается в режиме «вопрос-ответ» и общей фотографией класса, учителя и дублера. При этом не обязательно использовать профессиональную камеру, можно фотографировать на обычный цифровой фотоаппарат или смартфон. Сделать фотографии можно поручить двум ученикам из класса по очереди.
Возможна ситуация, когда учащиеся захотят взять автограф у дублера. Это поощряется. Поэтому надо предусмотреть наличие у дублера маркера / ручки. Автографы можно ставить на школьных тетрадях, детских блокнотах. Если обсудить этот вопрос со школьниками заранее, то, например, на физкультуру дети могут принести свои мячи, бейсболки и т. п.
Возможная проблема: класс с дублером могут продолжить общение после урока. Несмотря на позитивные результаты такого общения как для школьников, так и для дублера, необходимо соблюдать регламент мероприятия и школьного расписания. Задача учителя вежливо, но твердо закончить общение. Оптимальный вариант – «вынудить» дублера на обещание повторного визита в школу, или, напротив, на приглашение школьников на экскурсию на предприятие, где работает дублер.
Общие рекомендации по завершению мероприятия
Проведение «педсовета» планируется на 3-й урок по расписанию.
В данном случае «педсовет» – это условное название мероприятия, на котором присутствуют дублеры, директор школы, завучи-организаторы, учителя-участники (всех школьных учителей приглашать не надо, другие гости (представители органов управления образованием, СМИ и др.). «Педсовет» проводится в форме круглого стола. Реальная цель данного мероприятия – дать возможность дублерам поделиться эмоциями. Взрослые состоявшиеся, успешные, самоуверенные люди, неожиданно оказавшиеся в незнакомой, крайне несвойственной им ситуации, будут переполнены эмоциями. Обязательно надо дать возможность каждому дублеру эти эмоции проговорить, иначе у людей останется ощущение незаконченности, брошенности, неудовлетворенности и даже обиды. Название мероприятия
«педсовет» необходимо использовать (не подменять названиями «круглый стол» или другими, так как дублеры находились в роли педагогов, и данное мероприятие для них – продолжение педагогической жизни. При этом в высказываниях гостей, как правило, достаточно много рационального – всем присутствующим педагогам весьма полезно слушать их внимательно!
В помещение для проведения «педсовета» желательно разместить столы в виде круглого стола (чтобы не подчеркивать особую статусность кого бы то ни было). В углу помещения ставится чайный стол: вода, чай, кофе, конфеты и печенье желательно в обертках. Чтобы не затягивать время на чаепитие, лучше сразу создать ситуацию, когда гости с чашками
рассаживаются за круглым столом по собственному усмотрению и пьют чай уже в процессе
«педсовета».
Педсовет начинает директор. Его вступительная речь короткая, он представляется, благодарит гостей, которые, несомненно, являясь очень занятыми людьми, выполняя серьезную и важную работу, отложили все дела и смогли найти время на детей. Акцент ставится на двух моментах:
возможность детям посмотреть на жизнь немного с другой точки зрения, с позиции профессионального будущего : «Изо дня в день они видят одних и тех же людей, и какие бы правильные слова не говорили педагоги, к сожалению, со временем они «замыливаются», перестают восприниматься детьми. Сегодня вы показали школьникам перспективу, своим примером ответили на вопрос «зачем учиться в школе»;
возможность учителям по-новому посмотреть на свою работу, увидеть в ней что-то новое, интересное, а может быть, и заметить какие-то упущения и недочеты.
Директору в данном случае нельзя хвалить школу, рассказывать о высоких результатах, использовать педагогическую терминологию, использовать цифры и отчеты. Речь должна быть краткой, приветливой, исключительно «человеческой», рекомендуется обращаться к дублерам как к коллегам.
В заключении директор просит высказаться всем желающим: «хотелось бы услышать ваше мнение, узнать ваши впечатления от школы, от сегодняшнего дня».
Общение участников «педсовета» происходит в свободном порядке. Важно, чтобы высказался каждый дублер. Не обязательно, чтобы говорили все учителя. Желательно, чтобы не было потока благодарностей от них. Лучше, если учителя будут говорить о прагматичных вещах: например, о реакции детей на новый образ учителя, и это натолкнуло учителя на новые идеи, или учитель в хорошо знакомой теме увидел какой-то новый аспект, который пригодится в будущей практике, или дублер, сам того не заметив, подсказал учителю что-то, например, мотивацию детей на изучение неинтересной или тяжелой темы и пр.
Когда высказались все дублеры, в случае присутствия на мероприятии представителей от органов управления образованием, надо предоставить слово им, поблагодарив за помощь в организации мероприятия.
Завершает «педсовет» директор словами благодарности всем. Можно в форме шутки предложить запротоколировать решение о начале дружеских отношениях с «новыми» педагогами, включить их в резерв педагогического коллектива и при необходимости «вызывать на работу». Выразив надежду на дальнейшее сотрудничество («надеемся, что нам не откажут в билетах на баскетбольный матч, на выставку в доме журналистов, еще не раз откликнетесь на наше приглашение» и пр., «педсовет» объявляется закрытым. Все участники мероприятия приглашаются сделать общее фото на память.
Необходимо заранее продумать, на каком фоне будет сделана общая фотография: школьные стенды, зеленый уголок, др.
Важно: общую фотографию надо отправить дублерам в этот же день.
После общей фотографии можно предложить гостям продолжить неформальное общение за чашкой чая. Как правило, гости сразу разъезжаются, учителя провожают своих дублеров до выхода из школы.
СМИ
Если журналисты приглашены на платной основе, то организаторы оговаривают с ними, что снимать, где, в каком объеме и прочее.
Если журналисты будут освещать на мероприятие бесплатно, то, как правило, они снимают небольшие сюжеты на уроках и берут интервью у дублеров, учителей, директора школы, учащегося, принявшего участие в мероприятии. В связи с этим необходимо предупредить детей в классах, участвующих в мероприятии, чтобы во время урока они не обращали внимания на журналистов. Целесообразнее попросить журналистов брать интервью после «педсовета», когда у всех участников уже сформировалось свое мнение и отношение к происходящему, однако, в случае бесплатной работы, журналисты самостоятельно принимают
решение и лучше оказывать им содействие в работе. Основные тезисы в интервью педагогов: важно, что школьники не от учителей, а из уст людей с производства слышат, зачем
нужны знания, как добиться успеха, что спорт – это здорово, знать таблицу умножения наизусть гораздо выгоднее, чем пользоваться калькулятором, что математика нужна литератору, потому что развивает логику и пр. ;
не только школа нуждается, чтобы известные и успешные люди приходили к детям. Если обществу нужны грамотные граждане, социально активные, с гражданской позицией, то такие встречи школьников с министрами, успешными бизнесменами, ведущими инженерами, знаменитыми актерами и т. д. должны стать нормой – дети учатся на примерах! И какие примеры мы им показываем, такое будущее молодежь выстраивает для себя и, соответственно, для общества.
В случае если журналисты не откликнулись на приглашение и не присутствовали на мероприятии, шанс опубликовать материал в СМИ еще имеется. Для этого надо подготовить по итогам проведенного мероприятия пост-релиз, приложить фотографии и отправить пакет материалов в печатные СМИ и Интернет-СМИ. Даже если эти материалы не заинтересуют журналистов, подготовленный пост-релиз с фотографиями размещается на Интернет-ресурсе организатора мероприятия, тем самым, выполняя свою задачу.
Ожидаемые результаты
У школьников в ходе мероприятия формируется положительное отношение к людям труда, повышается учебная мотивация, активизируется процесс профессионального самоопределения, социализации в целом.
Педагоги в общении с дублерами мотивируются на повышение квалификации, расширение собственных знаний в сфере преподаваемого предмета, о практическом применении знаний в реальной жизни, в современном производстве.
Принимая участие в мероприятии, и учащиеся, и педагоги становятся трансляторами полученной информации от дублера для своих друзей, родителей и т. д. Тем самым в обществе формируется положительный имидж востребованных экономикой профессий и специальностей, рабочих мест, формируются социально приемлемые установки и ценности.
«Урок от профессионала» дает возможность общеобразовательной организации найти новых социальных партнеров, закрепить имеющиеся социальные связи, попасть в фокус внимания СМИ.