Анастасия Ивановна Зелепукина
Ментальные карты на занятиях физической культурой
▼ Скачать
Структурное подразделение - детский сад комбинированного вида "Ласточка" Муниципального общеобразовательного учреждения - средней общеобразовательной школы №3 города Аткарска Саратовской области имени Героя Советского Союза Антонова Владимира Семеновича.
Название образовательной практики: «Ментальные карты на занятиях физической культурой»
Направление: «Познание и творчество»
Публикация «Ментальные карты на занятиях физической культурой» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Интеллект-карты. Методика ментальных карт Тони Бьюзена
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2024
Основные понятия практики: Ментальная карта (Нарисованная цветная карта с этапами заданий, занятие по физической культуре, спортивное развлечение.
Возраст воспитанников: 5-7 лет
Категория воспитанников: Дети общеобразовательных групп, дети с ОВЗ (ЗПР)
Проблема, которую призвана решить практика: Дети не всегда хотят выполнять упражнения на занятиях физической культурой. Дети с ОВЗ нуждаются в дополнительной мотивации, так как, в силу индивидуальных особенностей, могут неправильно или неточно выполнять то или иное упражнение.
Цель: Активизация интереса у детей к выполнению физических упражнений с помощью ментальной карты.
Задачи: 1. формирование у детей положительной мотивации для выполнения физических упражнений, развития двигательных навыков;
2. развитие способностей по нарисованной карте определять следующий этап заданий, развитие творческого, наглядно-образного мышления;
3. воспитание у детей дружелюбия, радости от солидарности со сверстниками при выполнении заданий в команде; воспитание желания помогать другим в беде; бережное отношение к природе.
Задачи ФОП ДО, сопоставимые с задачами практики:
- развивать психофизические качества, координацию, мелкую моторику ориентировку в пространстве, равновесие, точность и меткость, воспитывать самоконтроль и самостоятельность, проявлять творчество при выполнении движений и в подвижных играх, соблюдать правила в подвижной игре, взаимодействовать в команде;
- воспитывать патриотические чувства и нравственно-волевые качества в подвижных и спортивных играх, формах активного отдыха;
- укреплять здоровье ребенка, формировать правильную осанку, укреплять опорно-двигательный аппарат, повышать иммунитет средствами физического воспитания.
Результаты практики/ ожидаемые результаты:
-Умение детей читать ментальные карты сначала с помощью педагога, затем самостоятельно, определять типы и последовательность заданий, упражнений;
-Выполнение упражнений согласно плану (ментальной карте) с положительным настроем и динамикой;
- Повышение интереса к занятиям физической культурой у воспитанников общеобразовательных групп, в особенности у детей с ОВЗ (ЗПР) в группах компенсирующей направленности.
Способы измерения результатов: Беседа, наблюдение, опрос, упражнение.
В чем новизна метода/методики/подхода/средства… комбинации средств, используемых в образовательной практике: Новизна частично-поискового или поискового метода заключается в том, что проблема обозначается в виде схемы, рисунка, цветного плана для облегчения восприятия ребенком заданий, которые необходимо выполнить для решения проблемы, достижения результата.
Использование ментальных карт на своих занятиях я комбинирую с квест-технологией. Вместе эти методики приносят наиболее эффективный результат. В основном, использую при проведении спортивных развлечений на свежем воздухе.
Условия и ресурсы необходимые для повторения образовательной практики Спортивный зал или спортивна площадка на улице, спортивный инвентарь, ментальная карта, оформленная в цвете (нарисованная или выполненная графически на компьютере, педагоги ДОУ для обеспечения безопасного прохождения этапов детьми, музыкальное сопровождение, в соответствии с темой мероприятия, обязательно сюрпризный момент в конце при решении поставленной проблемы, творческий настрой педагога.
Риски реализации практики Некоторые воспитанники могут не понять сути заданий или неправильно расшифровать ментальную карту. Не для всех воспитанников данный вид задания может оказаться достаточной мотивацией для выполнения упражнений и заданий.
Краткое описание/аннотация практики (не более 1500 знаков без пробелов) Наглядная, цветная ментальная карта является ярким стимулом для понимания необходимости выполнения заданий, физических упражнений, последовательного прохождения этапов в команде.
Игра является неотъемлемой частью обучения и воспитания детей в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО.
Использование ментальной карты в сочетании с квест-игрой переносит воспитанников с обычного скучного занятия в увлекательное путешествие, где дошкольники, выполняя задания, помогают добрым героям (Весне, лету, Ласточке, Мальвине, Буратино и т. д) справиться со злодеями (Злая волшебница, Карабас Барабас и т. д). Дети самостоятельно дают положительную или отрицательную характеристику поступкам героев, учатся быть милосердными, прощать отрицательных героев, если они исправляются.
Воспитанники групп компенсирующей направленности с задержкой психического развития быстрее включаются в образовательный процесс, улучшается положительная динамика выполнения физических упражнений. При смешении детей из общеобразовательных групп и ГКН, дети с ОВЗ при вовлечении в совместную игру не акцентируют внимание на своих неудачах, стараются все выполнить правильно. Дети из общеобразовательных групп стараются помочь ребятам, если у них что-то не получается. При достижении общей цели все воспитанники награждаются призами (сладкий приз, медаль).