Анна Арданкина
Менталитет Запада и Востока
▼ Скачать + Заказать документы
Оглавление
Введение
1. Менталитет
2. Отличия Запада и Востока
3. Противоречия Восточной и Западной цивилизации
Заключение
Список литературы
Введение
Понятия “культура Востока” и “культура Запада” весьма условны. Образно говоря, Восток под которым обычно понимают Азию и Запад представленный Европой и Северной Америкой это две ветви одного дерева, развивающиеся каждая в своем направлении, в одно время, параллельно, но по-разному. Ни одна из них не возвышается над другой. Им присуще определенное сходство, но и различий при этом найдется достаточно.
Публикация «Менталитет Запада и Востока» размещена в разделах
Разделение культур на западные и восточные подразумевает не только их географическое расположение, но и различную ментальность населяющих эти территории народов, то есть различие в характеристике способов и методов познания мира, научных, религиозных, художественных, эстетических и духовных ценностей, основных мировоззрений, общественно – экономических и политических структур Восток и Запад. Такое разделение, конечно, условно для культурологии. Это одни из главных культурных и духовных центров в мире.
Многие так и разделяют культуру на Восточную и Западную. Последователей каждого из направлений достаточное количество, трудно сказать, что больше предпочитает человечество «Восточную» или «Западную» модели культуры. На Востоке и Западе свои тенденции развития, отличия, направления и есть даже сходства, хотя они и противостоят друг другу.
Проблема менталитета Запада и Востока.
Менталитет
Менталитет (лат. mens, mentis - душа, дух, ум и alis - другие) -склад ума и образ мыслей. Совокупность интеллектуальных, эмоциональных, культурных особенностей мировоззрения и мировосприятия, ценностных установок, присущие социальной или этнической группе, нации.
Еще одно определение менталитета, пожалуй, более полное и простое это взгляды, оценки, ценности, нормы поведения и морали, умонастроения, другие нюансы, характеризующие ту или иную группу людей.
Менталитет складывается на основе общего исторического, культурного, социального и экономического развития той или иной общности.
С точки зрения историков, менталитет - это «эфир культуры», «это как бы тот воздух, которым дышат все члены общества, та невидимая всеобъемлющая среда, в которую они погружены. С точки зрения социальных психологов, менталитет - это представление культуры о себе, её «коллективное бессознательное», характерные для народного сознания стереотипы восприятия. Это вскрываемая за средой основа, которую историки и литераторы прошлых веков называли «дух народов».
Отличия Запада и Востока
Культура Запада - культура стран Европы и Северной Америки, воплощающая динамичный образ жизни, бурное развитие. Запад отличается тем, что любые преступления допустимы, если приносят благо своей стране. Эта установка «просвечивает» даже в английском классическом детективе Шерлок Холмс. Для Запада характерно научное, технологичное, рациональное познание мира.
С древних времен люди и ученые сравнивали культуру Востока и культуру Запада. Культура Востока — культура таких стран, как Китай, Индия, Япония, а также других азиатских государств. Отличается устойчивостью, традиционностью, незыблемостью. Культуре Востока свойственно историческое развитие, она основана на древних обычаях, устоях. Новые веяния гармонично встраиваются в существующую систему. Человек Востока слит с природой.
Культуры Востока и Запада отличаются по религиозным, философским, временным рамкам, научным и другим вопросам. Основные культурные различия между Востоком и Западом представлены в таблице.
Характерные особенности Восток
Запад
В философии Главенствует идея небытия. Истину невозможно выразить словами. Истинная мудрость демонстрируется не на словах, а на личном примере. Творчество — удел богов и неба Главенствует идея бытия. Стремление подобрать точные слова для выражения истины. Мудрый человек обязательно владеет даром убеждения. Творчество — удел человека и Бога
В религии Ислам, буддизм, языческие культы Христианство
В общественной жизни Приоритет религиозно-нравственных традиций и установок. Консерватизм. Отношение к природе — созерцательное. Нераздельность человека и природы, их единство. Опора на экономику в решении общественных задач. Динамизм. Отношение к природе — потребительское. Человек противопоставляется природе, он повелевает ей.
В искусстве Незыблемость художественных традиций. Вневременная, “вечная” тематика. Различные виды искусства синтезируются, “перетекают” один в другой Быстрая смена и огромное разнообразие течений и стилей. В тематике и идейном содержании отражается конкретная эпоха. Художественные жанры, формы, виды дифференцированы друг от друга
В науке Основа — жизненный опыт, интуиция, наблюдение. Большое внимание — развитию и приложению практических знаний Основа — эксперимент, математические методы. Выдвижение фундаментальных теорий
В поведении Строгое следование поведенческим нормам. Пассивность, созерцательность. Уважение к традициям и обычаям. Аскетизм. Человек как представитель целого. Разнообразие норм поведения в социуме. Активность, ускоренный ритм жизни. Расшатывание традиций. Стремление к “благам цивилизации”. Индивидуализм, автономность, уникальность личности.
Сравнительный анализ культур Запада и Востока показал, что они относятся к разным цивилизациям, имеют сложную многовековую историю существования. Разная история, условия жизни и производство материальных благ, религии, климатические условия и т. д. привели к формированию иного мировоззрения, менталитета и культуры в целом.
Противоречия Восточной и Западной цивилизации
В устойчивости Восточной цивилизации и состоит первая особенность Востока. Запад движется вперед как бы рывками. И каждый рывок (Античность, Средневековье и т. д.) сопровождается крушением старой системы ценностей, а также политических и экономических структур. Развитие Востока, напротив, предстает как сплошная линия. Новые веяния здесь не разрушают устои цивилизации.
Восток очень гибок, он способен вобрать и переработать многие чуждые себе элементы. Так, по замечанию одного из крупнейших востоковедов, нашествия "варваров" (кочевых племен, живших на границах Китая и переживавших период разложения первобытнообщинного строя) не только не уничтожили китайское государство, но даже не прервали его существования. И даже в северной части страны, где образовались «варварские» королевства, эти королевства очень скоро перестали быть «варварскими», превратившись в те же китайские.
Кроме того, в отличие от Европы, на Востоке сосуществовало множество религий, и даже ислам, непримиримый в отношении западного христианства, довольно спокойно уживался с традиционными восточными верованиями.
Заключение
Подводя итоги сравнения Запада и Востока как двух культурных ареалов и, обобщая все выше сказанное, нужно отметить, что запад и восток это две ветви человеческой культуры, две цивилизации, два образа жизни. Они далеки друг от друга во многих отношениях, как культурной жизни, так и в отношении материальных ценностей.
Бурно развивающийся запад с его стремлением к новому, ломая и разрушая старое как уже отработанный продукт своей жизнедеятельности и неторопливый гармоничный восток, с его стремлением к созерцанию развития мира, с его отношением к природе и ко всему естественному как к святому и неприятием всякого вмешательства в сущность развития жизни.
В процессе работы над этой темой, я выявил отличия между западной и восточной культурами, по которым Запад и Восток противостоят друг другу. Их основные различия в пути развития каждой культуры, цивилизации, социально-экономических структур, политического уклада жизни, духовной культуры и т. д. Философия европейца и человека востока различны. В этом можно убедиться в отношении к природе, окружающей среде. Как уже говорилось раньше для европейца природа: «не храм, а мастерская» для восточного жителя мира это единое целое вместе с ним самим.
Но для меня трудно выделить ту культуру и ту цивилизацию, которая была бы лучше другой. Эти культуры различны, но с другой стороны они, дополняя друг друга, образуют общую мировую культуру, в которой мирно существуют различные ценности и менталитеты и гармонично связаны эти два культурных ареала.
Список литературы
1. Булдакова Е. И. Буферно – синергийные зоны в пространстве межкультурной коммуникации [Текст]/ Е. И. Булдакова. — Ростов н/Д. : 2008 —23 с.
2. Быстрова A. Н. Мировая культура: уч. — пособие; [Текст]/ А. Н. Быстрова. - Новосибирск, : 2002 — 124с
3. Гутарева Н. Ю. Современные научные исследования представителей филологических наук и их влияние на развитие языка и литературы [Текст]/ Н. Ю. Гутарева. — Украина. : 2013 –51с.
4. Гутарева Н. Ю. Современные исследования социальных проблем [Текст]/ Н. Ю. Гутарева. - Красноярск 2015 - 301 с.
5. Ильин. А. Н. Субъект в массовой культуре современного общества потребления [Текст]/ А. Н. - Омск 2010 -376 с.
6. Цифровая библиотека по философии [Электронный ресурс].- https://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000000/st004.shtml
7. Pirabu [Электронный ресурс].- https://pikabu.ru/story/mentalitet_zapadnyikh_i_vostochnyikh_zhenshchin_1550037