Лидия Рожкова
Мелкая моторика как средство развития речевой функции у детей
▼ Скачать + Заказать документы
пыт работы с детьми с диагнозом ОНР показывает, что дети, которые поступают в детский сад интеллектуально здоровы. Но они нередко отличаются от своих сверстников. Это отличие может выражаться со стороны физического развития в нарушении моторики, в наличии у них парезов, параличей, общей скованности, слабости и двигательной расторможенности. Нарушение общей и мелкой моторики вызывает у детей утомление в игре. Движение используется как мощный фактор профилактики, лечения и преодоления речевых нарушений у детей. Движения ребёнка и восприятие им различных ощущений являются средством познания окружающего мира.
Публикация «Мелкая моторика как средство развития речевой функции у детей» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
С физиологической точки зрения речь является моторным процессом, состоящим из тонких произвольных движений. Если посмотреть на кору головного мозга, то видно, что двигательная речевая область расположена совсем рядом с двигательной областью, её частью.
Передняя центральная извилина мозга- это так называемая двигательная проекционная зона, отсюда идут приказы сделать то, или иное движение. Величина проекции кисти руки, близость моторной зоны и речевых зон навели учёных на мысль, что тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка.
Естественно, что такой факт мы используем в работе с детьми с диагнозом ОНР, где имеется задержка моторной речи ребёнка.
Исходя из вышесказанного, я сформулировала следующие задачи:
а) улучшить координацию движений – элементы основной двигательной деятельности;
б) подавить патологические двигательные реакции ребёнка;
в) улучшить мелкую моторику;
г) улучшить общую двигательную активность ребёнка;
д) содействовать нормализации речевой функции.
Выполнение этих задач я строю в игровой форме. Игры включаю в знания осторожно, чтобы не наступило переутомление.
Для развития общих движений рук, ног, туловища проводила безречевые дидактические игры из кубиков:
Цель задания: научить ребёнка по образцу выполнять простейшие операции со строительным материалом.
1.«Дорожка» - выкладывание плашмя, в ряд несколько кирпичиков.
«Заборчик» - выкладывание на ребро нескольких кирпичиков и т. д.
2.«Звонок» - нажатие на кнопку звонка пальчиком.
3. а) выкладывание контурных рисунков и узоров с помощью счётных палочек, тесьмы;
б) нанизывание бусинок на гибкую проволоку;
в) наматывание нитки на клубок;
г) работа с карандашом: рисунок по трафарету, рисунки по точкам, обводка, штриховка, занимательные задания с карандашом по незаконченным рисункам (дорисуй, найди букву, закончи рисунок);
4. Работа с деревянными игрушками:
а) собрать пирамидку из пяти колец;
б) собрать 4-5 кубиков в один большой;
в) собрать матрёшку из 4-5.
5. упражнения для работы указательного и среднего пальцев;
а) легко нажимать тремя пальцами на грушу пульвелизатора, направляя полученную струю воздуха на ватку так, чтобы она плавно двигалась по столу;
б) плавно вращать карандаш между большим и указательным пальцами;
в) между указательным и средним пальцами натянуть тонкую круглую резинку (как струны гитары) указательным и средним пальцами другой руки;
г) подобрать пробки к соответствующим бутылочкам и закрутить их;
д) уметь завести маленький волчок;
е) упражнения с прыгающими игрушками.
Большое значение имеют для развития моторики упражнения по формированию навыков самообслуживания:
Нужно:
а) научить детей застёгивать пуговицы на одежде, пристёгивать детали
«мышка», «машина», «цветы» - использовать разные материалы.
б) используя ленты, научить завязывать и развязывать бант, узел.
в) задание по шнуровке, продеванию ниток, в отверстия, вышивание.
г) шитьё на ручной машинке.
Результаты работы с детьми были видны уже через три месяца, после проведения повторного обследования детей с нарушением моторики.
В результате, обобщив опыт работы по развитию мелкой моторики, можно с уверенностью сказать, что её развитие является важным средством развития речевой функции у детей с диагнозом ОНР.