Елена Давыдова
Механизм управления процессом разработки основной образовательной программы дошкольного образования в условиях введения ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Механизм управления процессом разработки основной образовательной программы дошкольного образования в условиях введения ФГОС
Изменения в системе дошкольного образования на современном этапе осуществляются с опорой на положения нормативных документов: «дошкольное образование как ступень системы общего образования», «качество дошкольного образования», что обеспечивается, прежде всего, построением образовательного процесса на базе целостной основной образовательной программы дошкольного образования, далее ООП ДО (1).
Публикация «Механизм управления процессом разработки основной образовательной программы дошкольного образования в условиях введения ФГОС» размещена в разделах
- Основная образовательная программа ДОУ
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с ФГОС ДО и с учетом примерных программ (2). Образовательные программы, которые спроектированы ранее на научных подходах К. Ю. Белой, О. А. Скоролуповой, на основе ФГТ подлежат дальнейшей разработке или корректировке (3). ФГОС ДО определяет структуру и содержание ООП ДО в соответствии с современными требованиями.
Механизм управления разработкой (корректировкой) образовательной программы представлен алгоритмом организации действий или пошаговой деятельностью. Алгоритм, разработанный С. Кузьминым, Л. Ф. Медведниковой, имеет общие подходы и включает следующие шаги: создание рабочей группы; утверждение приказом заведующего состава рабочей группы; организацию деятельности рабочей группы в соответствии с Положением и разработанным планом; проведение оперативных совещаний рабочей группы; оформление решений в виде протокола; обсуждение, дополнение проекта образовательной программы, принятие на педагогическом совете; утверждение приказом заведующего окончательного варианта программы и введение в действие (4).
Механизм управления включает пошаговую деятельность на каждом этапе: подготовительном, проектировочном, заключительном.
Управление процессом разработки (корректировки) ООП ДО включает взаимосвязанные между собой действия: планирование деятельности по введению ФГОС ДО на основе анализа; организация нормативно-правового, научно-методического, организационно-координационного обеспечения, мотивация педагогического коллектива к введению ФГОС ДО, создание рабочей группы по разработке ООП ДО в соответствии с ФГОС ДО; контроль за деятельностью рабочей группы; создание ООП ДО и управление процессом ее реализации.
Алгоритм, который представлен далее, позволит организовать управление разработкой (корректировкой) ООП ДО в соответствии с ФГОС ДО. Данная последовательность действий может быть изменена или дополнена в зависимости от уже созданных условий в образовательном учреждении.
Алгоритм деятельности по разработке (корректировке) ООП ДО
в условиях введения ФГОС ДО
I. Подготовительный этап
Осуществление анализа нормативно-правовых документов по внедрению ФГОС ДО; анализ и оценка готовности ДОУ к внедрению ФГОС ДО:
1. Изучение основных нормативных документов, методической и педагогической литературы необходимых для внедрения ФГОС ДО.
2. Комплексный анализ и оценка готовности ДОУ к внедрению ФГОС ДО.
3. Внесение изменений в локальные акты ДОУ в соответствии с нормативными документами.
4. Подготовка педагогического коллектива к пониманию необходимости введения ФГОС ДО.
5. Составление плана постоянно действующего семинара-практикума для педагогов ДОУ по внедрению ФГОС ДО.
Формирование рабочей группы из представителей участников образовательных отношений по проектированию ООП ДО:
1. Создание рабочей группы по проектированию ООП ДО в соответствии с ФГОС ДО.
2. Распределение полномочий внутри рабочей группы.
3. Составление плана деятельности рабочей группы по разработке ООП ДО в соответствии с ФГОС ДО.
4. Создание системы моральных и материальных стимулов для эффективной реализации работ на всех уровнях.
II.Проектировочный этап
Проектирование основных направлений процесса перехода ДОУ на внедрение ФГОС ДО, создание ООП ДО:
1. Изучение, анализ рабочей группой основных нормативных документов, методической и педагогической литературы по разработке ООП ДО.
2. Проведение рабочей группой проблемно-ориентированного анализа деятельности ДОУ за последние три года.
3. Создание пакета материалов по организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО.
4. Разработка, оформление проекта ООП ДО в соответствии с ФГОС ДО.
5. Представление на Педсовете проекта ООП ДО.
6. Направление на экспертизу ООП ДО.
7. Ознакомление рабочей группы с экспертным заключением.
III.Заключительный этап
Управление процессом реализации ООП ДО с учетом ФГОС ДО:
1. Обсуждение на Педсовете окончательного варианта ООП ДО с учетом ФГОС ДО.
2. Внедрение ООП ДО.
3. Разработка механизма внесения изменений и дополнений в ООП ДО.
4. Диагностико-аналитическая деятельность по реализации ООП ДО.
5. Размещение информации о реализации ООП ДО на сайте.
6. Осуществление контроля за результатами внедрения ООП ДО в соответствии с ФГОС ДО.
Литература:
1. Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва
3. Майер А. Л., Давыдова О. М. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования: конструирование и реализация в ДОУ: методическое пособие. - СПб. : Детство-пресс, - 2011. - 288с. - ISBN 978-5-89814-665-8.
4. Медведникова Л. Ф. Алгоритм разработки образовательной программы ДОУ// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2009. - № 12. - С. 16-25.