Норбоева Алена
Технология проектирования в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации консультант, эксперт. Он основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор групповых и индивидуальных усилий детей в решении проблемы. При этом взрослый выступает партнером ребенка и помощником в его саморазвитии.
Мотивация усиливается благодаря творческому характеру детской деятельности, самостоятельности, ответственности ребёнка перед сверстниками и взрослыми. Ребёнок знакомится с различными точками зрения участников совместной деятельности, имеет возможность высказать и обосновать своё мнение.
Технологии проектирования необходима соответствующая организация предметно-познавательного пространства группы. В пространстве групповой комнаты воспитатели сосредоточивают документы на различных носителях: книги для чтения, видеофильмы, аудио кассеты, позволяющие детям активно осваивать разные способы познания окружающего мира.
В ДОУ можно оборудовать и детскую медиатеку, включающую абонемент и читальный зал для дошкольников, аудио- и видеоцентры. Здесь дети с помощью взрослого находят необходимые справочники, доступные для понимания энциклопедии. Воспитатели заботятся о том, чтобы воспитанники могли воспользоваться видеомагнитофоном и посмотреть художественные, учебные фильмы и мультфильмы, получить навыки работы с компьютером, освоить электронные развивающие игры.
Если информационного поля ДОУ оказывается недостаточно возможен выход за пределы учреждения: совместная поисковая деятельность взрослых и детей в детской библиотеке, музеях и других культурных центрах.
Технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: воспитатель - дети; ребёнок - ребёнок; дети - родители. Возможны совместно-индивидуальная, совместно-взаимодействующая, совместно-последовательная форма деятельности. От совместно-индивидуальной и совместно-взаимодействующей деятельности (в паре и небольшой группе) в среднем дошкольном возрасте переходят к совместно-последовательной и совместно-взаимодействующей (в группе) детальности в старшем возрасте. Дети учатся помогать друг другу. Это тормозит развитие эгоистических тенденций в поведении. Способствует коммуникабельности и толерантности.
Одно из достоинств технологии проектирования в том, что каждому ребёнку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе. Он видит результаты усилий сначала группы, а затем всего коллектива. Ребёнок понимает, что и другие участники процесса замечают его вклад в общее дело, поэтому стремиться не отстать от сверстников.
Контроль со стороны взрослых (внешний) уступает место оценке результатов работы. Дети постоянно информированы о промежуточных результатах, совместно с воспитателем или самостоятельно корректируют и регулируют выполнение работы, проекта в целом.
Частным, конкретным результатом работы для дошкольников могут быть рисунок, поделка, аппликация, альбом, книга, сочинённая сказка, подготовленный концерт, спектакль, урожай овощей.
Дошкольник учится самостоятельно выдвигать темы проектов; у него развиваются логика, понимание, что на сложный вопрос нет простых ответов, и каждое явление необходимо исследовать с разных сторон. У него формируются подлинная активность и самостоятельность.
В ходе совместной с детьми работы над проектом воспитатели помогают им стать добрыми, смелыми, решительными, внимательными, ответственными. Улучшается микроклимат в детском саду.
Присматриваясь к каждому дошкольнику, пытаясь понять его, общаясь с ним, воспитатель создаёт своеобразное культурное поле в самой его личности, отрывает индивидуальные особенности, помогает в самопознании и самоопределении. Внимательное и доброжелательное отношение к ребёнку успешно формирует у него чувство доверия к миру взрослых.
Участие родителей в создании и реализации проектов побуждает интерес к познанию самих себя и детей, повышает их культурную компетентность в области воспитания дошкольников.