Диля Байрамгалина
Проект «Развитие речи с помощью игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Объект проекта : Дети средней группы
Предмет проекта : Связная речь у детей средней группы в театрально- игровой деятельности.
Цель проекта : расширить знания детей об игровой деятельности, формировать у детей связную речь, формированию убеждения о необходимости тех или иных животных, воспитывать доброжелательное отношение к животным.
Задачи проекта :
Публикация «Проект „Развитие речи с помощью игр“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
•ознакомить воспитателей с современной методической литературой по речевому развитию с помощью театрально- игровой деятельности
•провести цикл занятий и мероприятий по теме;
•ознакомить детей с литературными, художественными произведениями по тематике;
•разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с художественной литературой
•подготовить игры совместными усилиями детей и родителей по речевому развитию
•систематизировать литературный и иллюстрированный материал по развитию связной речи
• провести заключительное мероприятие: Выставка детских работ
Термин выполнения: одна неделя
Участники проекта : дети, воспитатели, родители.
Необходимые материалы: Атрибуты к сюжетно- ролевым играм, демонстрационные материалы, картинки к сказкам, рассказам.
Предполагаемый продукт проекта : мероприятие выставка детских работ, систематизированный литературный и иллюстрированный материал по теме речевое развитие с помощью игровой деятельности разработанные рекомендации для родителей.
Содержание проекта
- Сюжетно-ролевые игры:«Поездка в зоопарк», «Мы едим в зоопарк», «Экскурсия по зоопарку», «медведь и пчелы», «три медведя», «Ты медведя не буди!», «В ветеринарной клинике», «Мартышки»
- Художественное творчество «Рисование» : «маски медведя». Изготовление героев и атрибутов для режиссёрских и сюжетно-ролевых игр.
-Чтение художественной литературы: стих С. Маршака "Детки в клетке", «Три медведя»
- Аппликация «заяц»
- Лепка: белого медведя для разыгрывания сказки. Изготовление героев и атрибутов для режиссёрских и сюжетно-ролевых игр.
- Физическая культура: игра «Звериная зарядка» (с элементами развития речи)
План работы
Подготовительный этап
Создать у детей игровую мотивацию, формировать у них представление о зоопарке, знакомить с его обитателями, с работниками зоопарка. Использовать различные виды взаимодействия с детьми и формы работы: экскурсия в зоопарк, чтение художественной литературы, рассказ о посещении зоопарка, индивидуальные и групповые подвижные и творческие игры на данную тему, беседы. Провести с детьми беседу с целью выявления уровня их осведомленности: были ли они в зоопарке, с кем они туда ходили, кого там видели, что еще интересного было в зоопарке. Затем педагог обобщает впечатления в рассказе
Основной этап
Дата Содержание работы
Пн. 1-я половина дня:
1) Рассказ воспитателя «Путешествие в зоопарк»
Однажды мы с моим маленьким сыном Мишей решили пойти в зоопарк. Я рассказывала ему много историй про животных, читала книги. Вот Миша и попросил меня сводить его посмотреть на зверей. Мы поехали на электричке от нашего старого города Коломны. В окна были видны Коломенский кремль, старинные храмы. С громким свистом наш электропоезд проехал по железнодорожному мосту. За окном замелькали леса, поля, маленькие станции. Вдруг электричка замедлила ход – вот и Москва. К зоопарку мы приехали на метро. Вышли на станции «Баррикадная» и прошли немного пешком. Миша впервые увидел зоопарк. Было утро, ранние посетители небольшими группками толпились у вольеров с животными. Мы остановились возле клеток с тиграми. Полосатые звери видно еще спали. Мы подошли немного поближе, чтобы их разглядеть. Они стали поднимать головы и лениво махать хвостами, словно спрашивали: «Что вы тут делаете в такую рань?» Мы помахали ладошками им в ответ и пошли дальше. Тут издалека донесся звук, похожий на сигнал трубы. Это кричали слоны. Они подняли хоботы вверх и выражали свое хорошее настроение. А хорошее оно было от того, что они сытно позавтракали. Мы видели, как рабочие принесли им на завтрак целую корзину травы и листьев. Слоны брали еду своими длинными хоботами, ловко подцепляли ее и отправляли вверх, в рот. Потом они важно расхаживали по вольеру, а когда солнце начало припекать сильнее и стало жарко, слоны устроили себе настоящий душ – набирали в хобот воду из бассейна и обливались из него, как из шланга. Нам очень понравились маленькие попугайчики, которые живут в павильоне. Они перелетали с ветки на ветку и нежно щебетали. Природа раскрасила их в яркие тона: желтые, синие, красные. Крючковатым носом попугаи ловко разгрызали плоды и семена растений. Мы пробыли в зоопарке целый день. Посмотрели, как живут белые медведи, понаблюдали за обезьянами, увидели львов, волков, диких кабанов и других интересных животных. Нам понравилось, что звери были окружены заботой людей, работающих в зоопарке. Мы поняли, что посетители должны знать правила поведения в зоопарке: не дразнить животных, не кормить их, соблюдать чистоту в парке. Полные впечатлений, мы вернулись домой.
2) Рисование маски медведя (атрибуты)
2-я половина дня:
1) Познакомить детей с видами животных, используя картинки
Игра «Медведь и пчелы»
Дети выполняют действия в соответствии с текстом стихотворения.
Вышел мишка из берлоги, (Медведь выходит вперевалочку.)
Вперевалочку спешит, Вдруг увидел, у дороги Дуб развесистый стоит. Заглянул в дупло несмело, (Заглядывает в дупло, берет мед.)
Зачерпнул душистый мед, Рассердились в улье пчелы, (Пчелы недовольно летают возле медведя.)
Что у них украли мед. – Зум-зум-зум – летят, гудят, (Летят за медведем, медведь убегает.) – Зум-зум-зум – догнать хотят.
2) рекомендация родителям: экскурсия в зоопарк (по возможности)
Вт. 1-я половина дня:1) Рассказ воспитателя «Зоопарк – музей живой природы»
Зоопарк – это музей живой природы. В нем живут разные дикие звери и птицы: жирафы, слоны, носороги, волки, лисы, медведи, совы, цапли, аисты, павлины. Все животные нуждаются в заботливом отношении к ним человека. В зоопарке есть ученые, которые наблюдают за его обитателями, создают благоприятные условия для их жизни. Инженеры устраивают удобные клетки и вольеры для проживания зверей и птиц. Ветеринарные врачи наблюдают за здоровьем животных, лечат их, если те заболеют. Рабочие ухаживают за животными, дают им корм, убирают в вольерах. В зоопарках находятся не только часто встречающиеся в природе, но и редкие животные, например, снежные барсы, африканские страусы. Человек должен беречь все живое: природу, птиц и зверей. Тогда животный мир на земле будет богатым и разнообразным.
2) беседа с детьми по примерным вопросам: – Понравилось ли в зоопарке? – Кого вы там видели? – Как выглядит волк (лиса, бегемот и т. д.? – Кто ухаживает за животными? – Чем питаются животные?
2-я половина дня:
1) Чтение о обсуждение стиха С. Маршака "Детки в клетке"
2) Игра "Три медведя"
Три медведя шли домой. (Маршируют на месте)
Папа был большой- большой, (Поднимают руки вверх)
Мама чуть поменьше ростом, (Вытягивают руки вперед на уровне груди)
А сынок - малютка просто. (Ставят руки на пояс)
Очень маленькие он был,
С погремушками он ходил. (Имитируют игру с погремушкой).
СР. 1-я половина дня:1) Беседа с детьми "Кто как ходил в зоопарк"
2) рассмотрение фотографий детей с животными в зоопарке
2-я половина дня:
1) Игра «Ты медведя не буди!» :
Дети встают в круг, берутся за руки.
Педагог встает вместе с детьми в круг. Все хороводом идут по кругу, произнося стихотворение и выполняя движения:
Как на горке снег, снег,
И под горкой снег, снег. (Поворачиваются в обратную сторону, идут хороводом.)
И под елкой снег, снег,
И на елке снег, снег. (Идут все вместе к центру круга.)
А под елкой спит медведь.
«Тише, тише! Не буди,
Сядь на место, не шуми»! (Присаживаются на корточки.)
Чт. 1-я половина дня:1) «Звериная зарядка»
Дети стоят в кругу или врассыпную.
Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.
Раз – присядка, (Приседают.)
Два – прыжок. (Подпрыгивают на двух ногах на месте.)
Это заячья зарядка. (Кладут ладошки на голову – «ушки на макушке».)
А лисята как проснутся, (Кулачками «трут глаза».)
Любят долго потянуться, (Потягиваются с отведением рук.)
Обязательно зевнуть, (Зевают, прикрывая рот ладонью.)
Ну и хвостиком вильнуть. (Выполняют движения бедрами из стороны в сторону.)
А волчата – спинку выгнуть (Наклоняются вперед.)
И легонечко подпрыгнуть. (Прыгают на двух ногах.)
Ну а мишка косолапый, (Руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса.)
Широко расставив лапы (Ноги на ширине плеч.)
То одну, то обе вместе, (Переступают с ноги на ногу.)
Долго топчется на месте. (Раскачивают туловище из стороны в сторону.)
А кому зарядки мало —
Начинайте все сначала! (Разводят руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх.)
2) занятие аппликация «заяц»
Для аппликации пушистый заяц вам понадобиться: Цветной картон, простой карандаш, клей, вата.
Занимаясь с малышом аппликацией, вы знакомите его с формами различных предметов, силуэтов.
В процессе работы развивают математические представления и знакомство с признаками геометрических форм, закладываются знания о пространственных положениях предметов и их частях.
2-я половина дня:
1) Сюжетно-ролевая игра-ситуация «В ветеринарной клинике»
Воспитатель-"ветеринарный врач" открывает ветеринарную клинику и приглашает детей – хозяев животных и птиц посетить ее, позаботиться о своих питомцах, привести их на осмотр. Дети берут свои игрушки и приносят их на лечение. Воспитатель ведет диалог с клиентами, используя ролевые действия: врач осматривает больного, спрашивает у хозяев, что случилось с питомцем; назначает лечение, просит обязательно выполнять назначение и через некоторое время снова показаться врачу; врач дает указания фельдшеру делать прививки, выполнять процедуры (делать уколы, удалять клещей, смазывать ранки); выписывает рецепты. Потом воспитатель передает главную роль фельдшеру («уходит в отпуск», а сам наблюдает за игрой детей. Он может «позвонить по телефону» из санатория и спросить, как идут дела в клинике, провести заочную консультацию, посоветовать хорошее лекарство.
2) Рекомендация родителям: совместно с детьми придумать игровую ситуация в ветеринарной клинике и обыграть.
Пт. 1-я половина дня:1) рассмотрение картин и плакатов на тему "Путешествие в зоопарк"
2) ЛЕПИМ ИЗ ПЛАСТИЛИНА БЕЛОГО МЕДВЕДЯ
Для белого медведя понадобится брусок белого пластилина. Для глазок и носика приготовим чуть-чуть черного.
Надрезаем ротик, лапки, делаем глазки – наш мишка готов.
2-я половина дня:
1) Игра «Мартышки»
Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения в соответствии с текстом.
Мы – веселые мартышки.
Мы играем громко слишком. Мы в ладоши хлопаем, (Хлопают.)
Мы ногами топаем, (Топают.)
Надуваем щечки, (Надувают щеки.)
Скачем на носочках (Подпрыгивают на месте.)
И друг другу даже Язычки покажем. (Показывают язык.)
Дружно прыгнем к потолку, (Подпрыгивают.)
Пальчик поднесем к виску. (Подносят к виску палец.)
Шире рот откроем, (Открывают рот.)
Гримасы все состроим. (Строят гримасы.)
Как скажу я цифру 3 —
Все с гримасами замри!
2) рассматривание выставки из детских работ "Наш зоопарк"
Ключевые понятия
Значение сказки в развитии и воспитании детей трудно переоценить – это не только клад народной мудрости, но и неисчерпаемый источник развития речи, эмоциональной сферы и творческого потенциала каждого ребёнка. Живой и выразительный язык народной сказки наполняет меткими, остроумными эпитетами. Сказка раскрывает перед ребёнком остроту и выразительность языка, показывает, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. Народные сказки просты для понимания и глубоки для переживания. Благодаря сказкам ребёнок познаёт окружающий мир, учится понимать и любить всё живое. Поэтому много времени я уделяю чтению и обыгрыванию русских народных сказок и сказок других народов.
Знакомимся со сказкой мы не только на занятии, но и в свободное время. Используя тематику русской народной сказки, предлагаю серию игр, упражнений, приёмов, которые способствуют развитию речи, воображения и обогащению творческого, нравственного потенциала ребёнка.
1. Заинтересовать ребёнка сказкой.
-Вспомнить сказки, в которых есть описание животных.
2. Показать иллюстрации к сказке "Три медведя", побеседовать о ней.
3. Объяснить смысл непонятных слов и выражений.
4. Формирование умения замечать образный язык сказки
5. Развивать фантазию, воображение, словесное творчество через игры и игровые упражнения.
6. Развивать у детей поэтическое чутьё, чувство рифмы.
7. Учить высказываться о героях сказки, понимать чужую боль, страдание другого человека.
-Кого жалко в этой сказке, почему?
8. Рассмотреть картину к сказке «Три медведя»
Так же малые формы фольклора используются в театрализованной деятельности (игры – драматизации, концерты, праздники, где у детей закрепляется умение рассказывать, активизируется словарь, вырабатывается выразительность и четкость речи.
Итак, использование малых форм фольклора в развитии речи детей осуществляется совокупностью разнообразных средств и форм воздействия на них.
Методическое обеспечение проекта
БЕСЕДА О ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ
Цель: обобщить конкретное представление о домашних животных и сформировать понятие «домашние животные». Учить устанавливать существенные признаки для обобщения: живут с человеком, приносят пользу, человек о них заботится. Формировать умение наполнять обобщенные существительные признаки конкретным содержанием. Воспитывать умение дополнять ответы сверстников.
Содержание: воспитатель загадывает загадку. Показывает детям картинки с изображением козы, овцы, коровы, лошади, медведя. Спрашивает, кто в этой группе животных лишний и почему. (Лишний медведь, т. к. остальные животные домашние). Просит детей назвать других известных им домашних животных и подумать, почему они считаются домашними. Выслушивает ответы детей, обращает их внимание на отличительные признаки: домашние животные живут у людей; не боятся человека, человек создает условия для их жизни: кормит, строит жилье, лечит; выпущенные на волю, домашние животные или ищут себе новых хозяев или погибают. Все домашние животные приносят пользу в хозяйстве ( дают продукты питания: молоко, мясо, шерсть; используются в работе: лошадь, верблюд, осел.)
В подполье, в каморке
Живет она в норке,
Серая малышка,
Кто же это? (Мышка.)
Воспитатель показывает детям игрушку-мышку. Это трудная задача – определить: мышь – какое животное, домашнее или дикое? Направляет рассуждения детей, задавая вопросы: где она сидит? Боится ли человека? Заботится ли человек о ней? Приносит пользу человеку? -Вывод: домовая мышь не домашнее животное, а дикое, которое хорошо приспособилось жить возле человека, в его доме. Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Птицы, звери, рыбы». Дети становятся в круг. Один из играющих берет в руки какой-нибудь предмет и передает его соседу справа, говоря: «Вот птица. Что за птица?» сосед принимает предмет и быстро отвечает (название любой птицы). Затем он передает вещь другому ребенку с таким же вопросом. Предмет передается по кругу до тех пор, пока запас знаний участников игры не будет исчерпан. Так же играют, называя рыб, зверей.
БЕСЕДА О ДИКИХ ЖИВОТНЫХ
Цель: сформировать обобщенное представление о зверях (это животные, имеющие четыре ноги, тело которых покрыто кожей, шерстью или иголками, есть пасть с зубами; звери рождают своих детенышей живыми и вскармливают их молоком – млекопитающие). Учить анализировать объекты, выделять существенные признаки, фиксировать и обобщать по элементам модели.
Содержание: Воспитатель демонстрирует сюжетные картинки с изображением диких животных. Спрашивает, что это за звери, как их можно называть по-другому, одним словом (дикие животные). Почему их называют дикими? Уточняет ответы детей, называя признаки, характеризующие всех без исключения диких животных: живут самостоятельно, в определенных климатических условиях. Например, белый медведь живет только на севере, львы – в пустыне и т. д. Внешний облик этих животных разнообразен, он находится в прямой зависимости от условий среды и образа жизни. Чаще всего встречаются четвероногие звери. Они имеют хорошо развитые конечности, высоко поднятое над землей тело. Тело их покрыто шерстью. Звери – млекопитающие. Они рождают живых детенышей и вскармливают их молоком. Многие звери живут в лесу: белка, олень, лось, медведь, заяц-беляк и т. д. Они питаются разнообразной растительной пищей. Легкая куница, соболь хорошо передвигаются по деревьям, питаются ягодами, орехами, мелкими животными.
Воспитатель предлагает детям подтвердить характеристику диких животных по элементам модели. Подробнее рассмотрим белку и ежа.
Где и как живут эти звери?
Как они приспособились к условиям жизни?
Присмотритесь к окраске этих животных. Ежи и ежата – серо-коричневые, почти сливающиеся с землей, травой, опавшими листьями. Белка – ярко-рыжая, но тоже не видна на фоне стволов сосен, елей. Тем более, что в момент опасности она прячется за ствол дерева и выглядывает из-за него.
Рассмотрите внешний вид ежей и белок, соотнесите его с их образом жизни. (ежи ночные хищники, у них короткие, сильные ноги. Нос подвижный, легко вытягивается навстречу добыче. Едят червяков, жуков, улиток, мышей. На ежей легко может напасть любой зверь, поэтому у них на теле иголки – защита от врагов).
Белки – крохотные существа с огромными пушистыми хвостами, которые помогают им перелетать с дерева на дерево. На ногах острые коготки, ими легко уцепиться за кору деревьев. Очень острые зубы, поэтому белка легко разгрызает шишки, орехи. На земле белка беспомощна, хотя довольно быстро бегает. При любой опасности молниеносно «взлетает» на дерево.
Как животные приспосабливаются к зимним условиям жизни? Ежи зимой впадают в спячку, поэтому к зиме очень толстеют. Белка делает запасы.
Физкультминутка.
Зайцы скачут: скок-скок-скок!
Да на зелененький лужок,
Приседают, слушают, не идет ли волк.
Раз – согнуться, разогнуться.
Два – нагнуться, потянуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
БЕСЕДА О ТОМ, КТО КАК ЗИМУЕТ.
Воспитатель: Белая и холодная пришла на землю зима. Потонул в снегу лес, и спрятались под ним плоды и семена, еще недоступнее стали корни растений. Нет ни сочной травки, ни мягких листьев на деревьях.
Как вы думаете, боятся ли звери, живущие в лесу, зимы?
Что их спасает от зимней стужи? (звери сменили свои летние шубки на более теплые зимние, поменяли их окраску). Не страшен ли им холод?
Чем питаются зимой заяц, белка?
Как лиса выслеживает зимой добычу?
Почему к зиме барсук, медведь накапливают жир, белка запасает корм, а заяц и лиса нет?
Как проводит зиму еж?
Если тебе удалось побывать в лесу и разыскать следы животных или увидеть их самих, расскажи об этом.
Как изменяется образ жизни зимующих птиц? Чем они питаются?
Где проводят зиму насекомые?
Как зимуют лягушки, рыбы?
Как можно помочь лесным зверям, птицам зимой? Рыбам?
Воспитатель обобщает и уточняет знания детей: не боятся звери зимы. От лютой стужи их спасает пушистая, теплая шерсть. У зайца и белки меняется окраска шерсти, чтобы лучше спрятаться от хищников. Не страшен им и голод. Хоть и нет в лесу ни орехов, ни грибов, но белка запасла их еще летом и осенью, а теперь отыскивает свои кладовые. С удовольствием ест она и семена еловых шишек, которых и зимой в лесу много.
Медвежьего корма в лесу нет. Но медведь неплохо устроился: спит всю зиму в своей берлоге и ничего не ест. Спит и барсук в своей норе. Живут они в это время за счет жира, который накопили в своем теле еще летом и осенью.
А вот зайцы, лисы, лоси ничего не запасли. Заяц питается ветками деревьев, гложет кору. Ветками кормятся и лоси. А лисе ветки не вкусу. Ходит рыжая по снегу и тщательно его обнюхивает. Это она норки мышей под снегом отыскивает. Так мышами, в основном и кормится всю зиму. Птицы в это время года приближаются к жилью человека. Синицы питаются личинками насекомых, семенами кустов, деревьев; снегири ягодами рябины; воробьи и голуби ищут крошки и остатки пищи на земле.
Рыбы опустились на дно рек, озер и там спят.
Но зверям и птицам зимой нередко бывает голодно. Поэтому их надо подкармливать: в лесу развешивают заготовленные вешки, раскладывают сено, морковь, листья капусты, орехи и желуди. Делают кормушки для птиц.
Трудно зимой бывает и рыбам. Воздух не проходит через лед в воду, и рыбы часто погибают от его недостатка, поэтому зимой во льду надо проделывать проруби. Мы с вами тоже обязательно должны помогать зверям, рыбам и птицам.
Консультация для родителей
«Роль и значение дидактических игр для развития
речи дошкольников»
Неоценима роль и значение дидактических игр для развития речи детей дошкольного возраста. Игра представляет собой важнейший вид деятельности, в процессе которого наиболее эффективно осуществляется физическое, умственное, речевое и нравственное развитие дошкольников.
Дидактическая игра создает благоприятные условия для активизации речевой и познавательной деятельности. Познавательная деятельность проходит в игровом контакте, и является своеобразным катализатором многих психических процессов, связанных с познанием различных предметов в дошкольном возрасте.
Игра помогает решать многие психологические проблемы, возникающие между детьми и родителями. Она снимает напряжение, тревогу, страх перед окружающими, закомплексованность, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях.
Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решение, преодолевая при этом определенные трудности.
Сенсорное развитие ребенка в дидактической игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли в слове.
Если игры, которые используются для закрепления и дифференциации поставленных и автоматизированных звуков. Многократное повторение звуков в игре не утомляет детей, потому что они заинтересованы самой игрой. Например, игра «Кто как кричит», способствует улучшению звукопроизношения, активизирует внимательность, развивает умение слушать взрослого, упражняет координацию движений, вызывает радостное настроение у детей.
Задача воспитания правильного произношения решается в настольно-печатных играх. Например, «Назови животных», «Скажи и покажи», «Верно-неверно», «Домашние животные». Ребенку дается картинка, и он произносит слово.
Приобретение достаточного запаса слов на основе конкретных представлений и умений пользоваться ими в своей речи позволяет в дальнейшем работать над связной речью. Например, в игре «Угощение Куклы» закрепляются слова, обозначающие названия посуды. А также действий – наливать, раздувать, резать, есть, пить. Активизация словаря в названиях овощей, фруктов осуществляется в игре «Чудесный мешочек». Дети достают из мешка овощи и называют их. Играя с печатными картинками, кубиками, дети складывают изображения животных и называют их.
Есть ряд дидактических игр, в которых решаются задачи развития связной речи, умения назвать предмет и описать его основные признаки (цвет, форма, величина). Рассказать о животном, где оно живет, чем питается, называть его детеныша.
В старшем возрасте используют дидактические игры с более сложными задачами – умение рассказать, что нарисовано на картинке, умение описать одежду ребенка, умение назвать предмет и рассказать о нем.
Для организации и проведения дидактических игр подбирается словарь для речевого общения, словарь разговорной речи, словарь слов, вопросов и ответов, необходимых для проведения той или иной игры.
Может ли ребенок прожить без игры? Нет! Игра – основная форма познания им жизни. Игра, как зеркало: переживания, наблюдения, впечатления отражаются в его игре. Игра развивает моральные и волевые качества ребенка, формирует личность в целом.
Стихи
С. Маршака «Детки в клетке», Волк и лиса (С. Маршак, Медведь (С. Маршак, Обезьянки в клетке-клетке (К. Авдеенко, Зоопарк приехал к нам (Е. Арс)
Книги детям
К. Чуковский «Телефон», сказка «Три поросенка», русская народная сказка «Лисичка- сестричка и волк», «Зимовье», смазка Мамина- Сибиряка «Сказка про комара Комаровича- Длинный нос и про Мохнатого Мишу- Короткий хвост», «Три медведя» и др.