Наталья Санькова
Материалы участника краевого конкурса методических разработок «Работа с обучающимися, проявившими выдающиеся способности»
▼ Скачать + Заказать документы
Работа с обучающимися, проявившими выдающиеся способности
Программа психолого-педагогической сопровождения одаренных детей
направление художественно-эстетическое развитие в области «Музыка»
на 2020-2022 учебный год.
Процветание государства, благополучие народа зависят непременно от доброты нравов, а доброта нравов неотменно от воспитания. Н. И. Новиков
Дети сразу и непринужденно осваиваются со счастьем, ибо по природе своей – радость и счастье В. Гюго
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Публикация «Материалы участника краевого конкурса методических разработок „Работа с обучающимися, проявившими выдающиеся способности“» размещена в разделах
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2021
Одной из активных ролей в возрождении России, происходящих в ней социально-экономических изменений, давно сформированы в обществе, это - потребность в творческой личности. Личности способной сыграть основную роль, быть востребованной, как никогда прежде.
Социальный заказ на развитие творчески одаренных личностей, отражен в президентской программе «Дети России». В разделах: «Одаренные дети», «Национальной доктрине образования РФ», Федеральной целевой программы «Одаренные дети», в рамках Президентской Программы «Дети России», Федеральной целевой программе развития образования на 2017- 2021 годы, Федеральном законе «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
В них указано, что развитие способностей, одаренности российских детей необходимо ставить в качестве одной из приоритетных задач.
Всеми признано, что раннее детство ребенка – это период, который имеет огромное значение для всей последующей жизни человека. В результате нейропсихологических исследований современных ученых доказано, что человеческий мозг имеет специальные разделы, которые отвечают за музыкальное восприятие людьми. И являются частью нашего биологического наследия.
Высшим периодом для развития способностей является раннее детство, дошкольный возраст. Педагоги и психологи утверждают - все дети с рождения наделены определенными задатками и способностями. Однако не все они могут развиваться, в силу многих причин.
О отличительные черты дошкольного возраста: повышенная впечатлительность, познавательная активность, потребность в умственной нагрузке. Для развития творческих способностей в образовательных учреждениях всей страны ведется работа, направленная на своевременное выявление детей с предпосылками одаренности.
Работа по новым образовательным стандартам сопровождается
усилением внимания к одаренным детям. Их интеллектуальный и творческий потенциал рассматривается в качестве основной ценности государства. Современное образование призвано обеспечить систематическое развитие заложенных природой возможностей, задатков личности, совершенствование и реализацию в деятельности. Это подтверждают и результаты психолого-педагогических исследований последних десятилетий, которые убедительно доказали необходимость создания условий для развития одаренных детей уже на этапе дошкольного учреждения, самореализация которых не может быть эффективно осуществлена в рамках традиционного обучения.
В отечественной науке исследованию проблемы одаренности посвящены труды: И. С. Авериной, А. Г. Асмолова, Ю. Д. Бабаевой, В. И. Панова, А. И. Савенкова, Д. В. Ушакова, М. А. Холодной,В. Э. Чудновского, В. Д. Шадрикова и др. Развитию творческих способностей как составляющему компоненту одаренности посвящены работы : Д. Б. Богоявленской, Л. А. Венгера, А. М. Матюшкина, Е. Л. Яковлевой, в них предложены программы по развитию творческого потенциала личности на разных этапах обучения.
В отношении дошкольного возраста при рассмотрении проблемы одаренности наиболее продуктивны и важны идеи о творчестве как
универсальном механизме развития психики. Это работы : С. Л. Рубинштейн, А. М. Матюшкин, Я. А. Пономарев, Д. Б. Богоявленская, А. В. Брушлинский, П. Торренс). О значимости и самоценности дошкольного периода детства, представлены у Л. С. Выготский, А. А. Люблинская, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, М. И. Лисицина, Л. А. Венгер.
Одаренный ребенок в дошкольном детстве – это ребенок, который выделяется очевидными, яркими, иногда выдающимися достижениями, имеет внутренние предпосылки для таких достижений (в том или ином виде деятельности).
Одаренным детям до трех лет на ранних этапах развития характерна высокая чувствительность к новизне ситуации, проявляющаяся в более ярко выраженной и стойкой реакции на новый предмет, звук, изображение и т. д. У таких детей познавательная потребность в новых впечатлениях – оказывается сильнее физиологических потребностей во сне, пище и пр. Особенность познавательной потребности состоит и в том, что это обусловливает постоянное проявление любознательности ко всему новому для ребенка. К пяти годам элементарно-исследовательская активность преобразуется, проявляется уже в самостоятельной постановке вопросов и проблем по отношению к новому, неизвестному. У детей трудно выделить «возраст вопросов». Периодом «Почемучек» для обычных детей длится от 2,5 до 3,5 лет. Уже доказано, что одаренные дети всегда задают больше вопросов, чем ровесники. Вопросы более глубоки по содержанию, шире по тематике. У таких детей раньше происходит превращение детских вопросов в познании мира, необходимое звено самостоятельного мышления. Они более настойчивы в поиске ответов, при этом требуют от взрослых полных и глубоких по содержанию объяснений. Не всегда получая их, дети уже к пяти годам пытаются найти ответы самостоятельно, читают соответствующую литературу, проводят первые эксперименты, наблюдения. И если одаренный ребенок обращался к родителям, воспитателям, старшим детям и получал ответы о неясном, неизвестном, противоречивом. То в шесть лет возросший уровень познавательный, исследовательский уровень активности позволяет ставить интересующие его проблемы, вопросы. А также осуществлять самостоятельный поиск решений.
2. Нормативно-правовая база программы:
1. Основные положения «Декларации прав человека», принятой генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. ;
2. Основные положения «Конвенции о правах ребенка», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. ;
3. Закон Российской Федерации «Об образовании»;
4. Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках президентской программы «Дети России», утвержденной правительством РФ от 03.10.2002 г. ;
5. Федеральная целевая программа развития образования на 2017- 2021 годы;
6. Федеральной закон от 05.04.2021 г. № 85 – ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
3. Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми направление художественно-эстетическое развитие в области «Музыка»
Принципы, которыми руководствуются все участники образовательного процесса детского сада при выявлении способных и талантливых детей :
- комплексный характер оценивания разных сторон деятельности ребенка, позволяющий использовать различные источники информации и охватить более широкий спектр его способностей;
- развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях;
- анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам;
- использование тренинговых упражнений, в рамках которых можно организовывать развивающее влияние, снимая типичные для данного ребенка психологические преграды;
- опора на валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, таких как:
- анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки
психолога, учителей и родителей, естественный эксперимент;
- подключение к оценке одаренного ребенка экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности (математиков, музыкантов, шахматистов, художников и т. д.);
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для проявления личности;
- принцип принятия всех продуктов творчества детей, независимо от их формы, содержания и качества.
При выявлении одаренных детей необходимо выделить:
1) актуальный уровень развития одаренности, достигнутый на данном
возрастном этапе;
2) особенности конкретных проявлений одаренности, связанные с
попытками ее реализации в различных видах деятельности;
3) потенциальные возможности ребенка к развитию.
Условия успешной работы по выявлению и поддержке одаренных детей
• Осознание важности этой работы каждым членом коллектива.
• Создание и постоянное совершенствование методической системы
по выявлению одаренных детей.
• Признание коллективом педагогов и руководством МБДОУ того,
что реализация системы работы по выявлению и поддержке одаренных
детей является одним из приоритетных направлений работы детского
сада.
9. Список литературы:
1. М,Ю,Картушина «Вокально-хоровая работа в детском саду».- М. : Издательство»;
2. М,Ю,Картушина «Логоритмика для малышей.» Сценарий занятий с детьми 3-4 лет. М. : ТЦ «Сфера», 2014с. (Программа развития);
3. «Музыкальные занятия» Средняя группа, автор составитель Е. Н. Арсенина. - Волгоград, Учитель. -2015;
4. С. В. Крупа – Шушарина «Логопедические песенки для детей дошкольного возраста» на стихи О. И. Крипенчук-Вознесенской. -Ростов н/ Д : Феникс, (1)с. - (Любимые мелодии);
5. Н,В,Зарецкая, Роот З. Я. «Праздники в детском саду» сценарии, песни, танцы-4е изд. - М. : Айрис-пресс, 2016 с. ;
6. Рылькова А. Н., Амброцумова В. В. «Музыкальные утренники в детском саду» (серия - мир вашего ребенка) - Ростовн/Д - Феникс,;
7. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» : занятия, игры, упражнения. Автор и составитель О. Н. Арсеневская- Волгоград :Учитель 2014;
8. «Музыкальные занятия» Подготовительная группа, автор составитель Е. Н. Арсенина. -Волгоград,;
9. М. Ю. Картушина. «Музыкальные сказки о зверятах». Развлечение для детей 2-3 лет. М. : «издательство «скрипторий 2003»,2014.;
10. «Музыка» Младшая группа. Разработки занятий, - Изд. 2е, переработанное. / сост. Н. Б. Улашенко. - Волгоград: ИТД «Корифей»,-96 с. ;
11. Н,А,Ветлугина «Музыкальные сказки для детского сада» Н. Зарецкая.