Папки-передвижки

Материал для родительского собрания «Нравственное воспитание дошкольников»

Елена Орлова
Материал для родительского собрания «Нравственное воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Материал для родительского собрания на тему : «Нравственное воспитание дошкольников».

Уважаемые родители!

Публикация «Материал для родительского собрания „Нравственное воспитание дошкольников“» размещена в разделах

Сегодня мы поговорим об одной из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям – это нравственное воспитание. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.

В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирование основ личности будущего гражданина.

Умение правильно общаться, то есть налаживать доброжелательные, партнерские, бесконфликтные отношения с окружающими, является важнейшей составляющей при оценке личности. Представим себе первоклассного специалиста, постоянно ссорящегося со коллегами, или владельца крупной фирмы, обманувшего своих партнеров… Такие люди ни при каких обстоятельствах не могут рассчитывать на доверие, уважение, признание окружающих, а следовательно, никогда не будут по-настоящему счастливы.

К огромному сожалению, количество негативных и даже разрушительных тенденций, готовых нанести урон нашим детям, не уменьшается, а нарастает. Взрослые обязаны помочь детям обрести нравственные ориентиры и принципы, приобщить их к миру человеческих ценностей, дать знание моральных правил, сформировать навыки общения, уверенность в своих силах.

Проблема нравственного развития детей особенно актуальна и в связи с тем, что за последние годы отмечен рост детской возбудимости, аутизации, негативизма, агрессивности, тревожности и страхов, приводящих к нарушениям поведения. Ситуации, когда такой ребенок не принимается, высмеивается, отвергается другими детьми, отрицательно сказывается не только на настроении, но и на процессах обучения и воспитания, вплоть до искажения личностного развития.

Рассмотрим модель детского поведения. Любой поступок ребенка определяется целью, мотивом. Однако если цепочка действий ребенка коротка: постановка цели – мотивация – поступок, то есть за поступком ребенка не следует анализ взрослым его поведения, оценка, поощрение или порицание, то вряд ли можно рассчитывать на позитивное развитие формирующейся личности. При правильном воспитании эта же цепочка возрастает за счет:

• осознания ребенком последствий каждого поступка;

• оценки возможных последствий;

• адекватной самооценки.

Но и это ещё не всё! Главное в воспитательной цепочке то, что самооценка, следующая за поступком, должна вызывать у ребенка чувство удовлетворения, радости. Только такое поведение окажется ценностно-ориентированным и со временем приведет к нравственному росту.

Итак, нравственность – это стремление личности к моральным нормам. Формируется нравственность в соответствии с традициями, социальной средой, воспитанием и опытом человека, выражается в обычаях, суждениях, оценках, в поведении человека. Под нравственным развитием понимается способность охарактеризовать свои и чужие поступки с позиций добра и зла, а также подчинять свое поведение определенным нравственным нормам. Моральные качества ребенка наряду с его чертами характера, способностями и мотивами поведения представляют собой важнейшее личностное новообразование детства.

Рассмотрим основные условия, способствующие нравственному воспитанию ребенка в семье :

• Положительный пример взрослых, позитивная психологическая атмосфера семьи и коллектива, где ребенок находится регулярно. Дети усваивают нормы межличностных отношений путем подражания, причем реагируют они не на слова, а на действия и эмоции находящихся рядом взрослых. Положительным считается такой нравственный климат, когда взрослые обходятся без криков и шлепков, а смех, поощрения и слова любви звучат гораздо чаще, чем порицания.

• Наличие в семье и коллективе морального кодекса.

Ребенку необходимо знать правила взаимоотношений людей, чтобы по ним вырабатывать нормы своего поведения. Ребенок должен понимать, что можно, что нельзя, т. е. следовать этим правилам осознанно.

• Дисциплинирование ребенка в атмосфере безусловной любви. Ребенок должен чувствовать, что оцениваются только его поступки. Это они, поступки, могут быть плохими или хорошими, сам же ребенок всегда, при любых обстоятельствах, остается хорошим и любимым.

• Справедливость оценок взрослым поведения ребенка. Если у мамы плохое настроение и ребенок попросту раздражает взрослого, то в таком случае негативную реакцию на поведение малыша нельзя назвать справедливой!

• Эмоциональная яркость оценок. Если при плохом и хорошем поступке ребенка взрослый высказывает свое мнение одинаково ровным тоном, то ребенку бывает трудно руководствоваться только смыслом высказываний. Эмоциональность оценки, то есть в одном случае восторженный, радостный тон, а в другом – нарочито безрадостный, помогают малышу яснее понять, что хорошо, а что плохо. (Напомним, что родители и педагоги остаются совестью ребенка до тех пор. Пока у него не выработается собственная совесть).

• Моральное, а не материальное поощрение за поведение. Высказывание «Если ты хорошо поступишь, то мама будет рада!» предпочтительнее, чем высказывание «Хорошо поступишь – куплю машинку!»

• Выработка поведенческих стереотипов, соответствующих моральным правилам. Важно сознательное соблюдение нравственных принципов, правил. Следовать им нужно не из-за боязни наказания (признак низшего уровня нравственного развития, а потому, что их соблюдение помогает избежать конфликтов, улучшает взаимоотношения с окружающими.

Итак какие же моральные (нравственные) нормы следует прививать детям, какие нравственные идеалы формировать в их сознании, чтобы они были счастливы? Несмотря на колоссальные изменения материального мира вокруг нас, моральные ценности за две тысячи лет почти не изменились. Любая разумная мать будет учить своего ребенка быть добрым, отзывчивым, честным, вежливым, заботливым и т. п. Нельзя на зло отвечать злом, на силу – силой, на грубость – грубостью, иначе плохое не остановить, оно только умножится. Зло можно погасить только добром, неправую силу – мужественной стойкостью, а грубость – юмором.

Образование, навыки, сноровку можно приобрести и позже, но основа самого лучшего в людях – человечности – закладывается именно в дошкольном возрасте, возрасте интенсивного развития чувств и межличностных отношений.

Поэтому, уважаемые взрослые!

Наша главная задача – сделать всё, от нас зависящее, чтобы нравственные принципы стали для наших детей осознанными, устойчивыми, стали руководством в их дальнейшей жизни.

Литература.

Т. А. Ткаченко. Формирование навыков общения и этических представлений у детей. –М. : Книголюб,2005.

Публикации по теме:

Формирование культуры поведения детей дошкольного возраста. Актуальность: формирование культуры поведения – одна из сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к.

Презентация Духовно-нравственное воспитание в детском саду Из опыта работы старшего воспитателя 13 ноября в нашем детском саду в рамках Рождественских чтений состоялось заседание круглого стола на тему "Духовно-нравственное воспитание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Материал для родительского собрания «Нравственное воспитание дошкольников»
Опубликовано: 7 февраля 2014 в 18:28
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Материал для родительского собрания «Нравственное воспитание дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Орлова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД