Татьяна Шиленко
Материал для проведения экскурсий. Тематический блок «Знакомимся с историей города»
▼ Скачать + Заказать документы
Структура проведения экскурсий :
I. Подготовительный этап.
Осуществление договоренности о принятии на экскурсию группы детей : назначение даты и времени проведения, оповещение родителей; утверждение ответственных и помощников (из родительского комитета). Ознакомление детей с теоретическим материалом предстоящей экскурсии. Решение организационных вопросов: транспорт, питание, обеспечение безопасности на дороге (линейное сопровождение ГИБДД). Обсуждение с детьми правил поведения во время экскурсии.
Публикация «Материал для проведения экскурсий, Тематический блок „Знакомимся с историей города“» размещена в разделах
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
II.Инструктаж по технике безопасности.
Ознакомление со специальной инструкцией проводится ответственным должностным лицам под личную подпись инструктируемых и инструктирующих (техника безопасности, охрана труда, правила поведения).
III.Ознакомление со схемой маршрута экскурсий.
маршруты: Порт, памятник Петра I, Каменная лестница.
1. Экскурсия к памятнику Петра I.
Вступительное слово воспитателя (экскурсовода) :
Воспитатель: Ребята, мы с вами живем в городе Таганроге и каждый из нас должен знать историю своего города. Наш город был основан Петром I.
Сообщение детям темы и целей экскурсии :
Воспитатель: Дети, я хочу вам рассказать, кто такой был Петр I,почему наш город Таганрог был так назван, кем и когда заложен, как был установлен памятник Петру I.
Рассказ воспитателя:
Детство Петра I.
Русский царь Петр I родился в 1672 году в Москве. Его отцом был царь Алексей Михайлович, а матерью – Наталья Кирилловна.
Когда Петру шел четвертый год, умер его отец. Детство Петра прошло в подмосковном селе Преображенском. Мальчик рос живым и любознательным. По традиции детей царей воспитывали учителя. Учителем царевича Петра был ничем не приметный дьяк Никита Зотов «муж кроткий и смиренный и всяких добродетелей исполнен».
Он запрещал царевичу дружить и играть со сверстниками кто бы они ни были-дети бояр или дворовых. Часто вечерами Никита Зотов что-либо мастерил вместе с Петром. Из Оружейной палаты учитель приносил Петру книги по военному искусству, дипломатии и географии. Заказывал для него специальные тетради с красочными картинками воинов,иноземных (заграничных) кораблей и городов. Особенно царевич интересовался историей. Всему он учился легко и охотно.
Подрастая, Петр все более интересуется военными играми. В кладовках Преображенского он находит ржавые ружья и пистоли. Из оружейной палаты ему привозят шлемы, латы и другие доспехи. У него уже есть свое войско-это его сверстники. Войско называется «потешное», так как предназначено для царской потехи.
В войске не только мальчики и юноши, но и взрослые мужчины. Их так много, что пришлось создать два полка - Преображенский и Семеновский. Потешные полки проводят маневры, учатся строить, защищаться, брать приступом крепости.
Со временем «потешные полки» станут лучшими полками регулярной Российской армии, а некоторые их солдаты станут сподвижниками царя, великими полководцами, прославившими Россию.
Позже к военным играм прибавилось новое увлечение – строительство кораблей. Известна история старого английского ботика (небольшое судно, который Петр случайно нашел в сарае и отремонтировал своими руками. На нем он постигал азы морского дела.
Каким был царь Петр I.
Петр I был очень высокого роста. Хорошо сложен, худощав, круглолицый, темноглазый, чернобровый. Он обладал необычной физической силой – легко скатывал в трубку серебряную тарелку, разгибал руками подкову. Ходил Петр I в простой без украшений камзоле, в носках заштопанных его женой и башмаках, которые сам ремонтировал. Он не любил официальных приемов, где нужно было облачаться в парадную «царскую» одежду. Чувствовал он себя в таких случаях неловко, стесненно.
Всю жизнь Петр I жадно учился. Он изучал разные науки: математику, физику, химию. Много трудился. Каждый день, как и вы, ходите в садик, так и царь шел на работу.
Вставал он обычно рано, в 5 часов утра. От работы у него были мозоли. Многое Петр I умел делать. Но выше всего он ценил корабельное дело.
Современники говорили о нем, как о лучшем корабельном мастере России. Историк В. О. Ключевский считал, что за свою жизнь он овладел 14 специальностям. Называл он Петра I царем–мастеровым. «То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник», - сказал о нем А. С. Пушкин.
Петр I имел гениальные способности. Был деятельным, смелым и решительным человеком. И в то же время – торопливым, резким, а порой и жестоким.
Однажды в холодный осенний день царь увидел тонущих матросов. Их судно наскочило на мель. Не раздумывая, он бросился в ледяную воду и не вышел из нее пока всех не спас.
Став царем, Петр I получил в наследство отсталую Россию и делал все, не жалея себя и других, чтобы преодолеть ее отсталость. При нем Россия стала Крупнейшей державой. Он создал регулярную армию и мощный военно-морской флот. Построил новую столицу - Санкт- Петербург. Много сделал для развития культуры: ввел европейский календарь, которым мы пользуемся сегодня, построил Кунсткамеру - первый музей, основал Академию наук. При нем вышла в свет первая газета, был создан театр, в городах были открыты цифирные (начальные) школы, вводились в быт европейские обычаи. Многое изменилось в России во времена Петра I.Это время вошло в историю России как эпоха Петра I, а он сам - как первый император России Петр I великий.
Основание г. Таганрога.
В июле 1696г. Петр I с небольшой свитой (людей) на лодках отправился вдоль берега Азовского моря искать место для строительства гавани, где будут стоять корабли и крепости для их защиты. Он увидел мыс, который выдавался далеко в море. Назывался он Таган-Рог (приметный мыс). Петр I осмотрел все вокруг. Место ему понравилось. «Здесь будет гавань и крепость»- решил царь.
12 сентября 1698 года был издан указ о начале строительства гавани и крепости на мысу Таган-Рог. Поэтому эта дата считается основанием города Таганрога. Строить гавань и крепость в необжитом лишенном дорог крае было трудно. Не хватало рабочих рук. Первыми строителями были солдаты, затем крепостные крестьяне, «работные люди» - ремесленники. Петр I, не смотря на занятость, приезжал несколько раз в Таганрог и следил за строительством.
В 1709г. Гавань была построена и имела форму прямоугольника. Таганрогская гавань-первая в мире гавань, построена не в естественной бухте, а в открытом море. Город Таганрог стал первой военно-морской базой Российского флота.
Как был установлен памятник Петру I.
Таганрогу в 1898 г. Исполнилось 200 лет. Горожане решили в год юбилея установить памятник основателю города - Петру I. Создавался памятник на средства жителей города.
Статуя была отлита в Париже и из Франции доставлена в Таганрог. Памятник Петру I. был торжественно открыт 14 мая 1903 года. В этот день во всех церквях города был отслужен молебен. После молебна празднично одетые люди пошли на Соборную площадь. Она была украшена флагами, цветами. На площади стоял памятник закрытый полотном. И когда по сигналу с памятника сняли полотно, площадь огласилась криками «Ура!» и аплодисментами.
Горожане увидели бронзовую величественную фигуру Петра I.
Прошли годы, многое изменилось, но все времена Таганрожцы помнят и гордятся тем, что город был создан Петром Великим.
Возложение цветов детьми.
Каменная лестница.
Гордостью города является каменная лестница, она построена из камня. Каменная лестница ведет на Пушкинскую набережную-одно из красивейших мест современного города. Вот уже много лет здесь встречают рассвет после выпускного балла выпускники школ.
Подведение итогов экскурсии :
Заключительное слово воспитателя (экскурсовода) :
Воспитатель: Ребята, сегодня мы познакомились с происхождением нашего города, кем и когда он был заложен.
Предварительная проверка знаний, полученных на экскурсии по вопросам :
-Где мы сегодня были?
-О чем говорили на экскурсии?
-Кто такой Петр I?
-Как проходило детство Петра I?
-Каким был Царь Петр I?
-Где решил Петр I заложить наш город и почему?
-Какая дата считается основанием нашего города?
-Кем и когда был установлен памятник Петру I?
-Какая лестница является гордостью нашего города?
-Какое значение она имеет для нашего города?
Продуктивная последующая деятельность:
После экскурсии в детском саду можно провести конкурс рисунков, аппликаций; фотовыставку; сделать групповой коллаж из этих приготовленных материалов.