Лариса Дерябина
Комплексное занятие по развитию математических представлений в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Комплексное занятие по развитию математических представлений
Цель:
Посредством дидактических игр закрепить знания детей о числовом ряде, геометрических фигурах, закрепить умение вычленять из представленного ряда лишний по характерному признаку предмет.
Задачи:
-Образовательные:
1. Cовершенствовать умение находить место числа в ряду, считать до 10 и обратно;
Публикация «Комплексное занятие по развитию математических представлений в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
2. Cовершенствовать знания о геометрических фигурах и форме предметов (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал);
3. Cовершенствовать умение вычленять из представленного ряда лишний по характерному признаку предмет.
4. Совершенствовать умение закрашивать геометрические фигурыне заходя за контур.
-Развивающие :
1. Развивать логическое мышление при решении задач на нахождение из представленного ряда лишнего по характерному признаку предмета;
2. Развивать внимание посредством дидактических игр;
3. Развивать умение ориентироваться в пространстве.
-Воспитательные:
1. Воспитывать любознательность, доброжелательное отношение друг к другу, взаимопомощь, навыки самооценки, самоконтроль.
Планируемые результаты развития интегративных качеств дошкольника:обладает навыками счета до 10, ориентируется в пространстве (справа, слева, внизу, наверху и т. д., обладает знаниями о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, умеет вычленять из представленного ряда лишний по характерному признаку, умеет закрашивать геометрические фигуры по заданию воспитателя, внимательно слушает задания воспитателя.
Материалы и оборудование :
-демонстрационный:
мультимедиа аппаратура; аудиозапись; карточки с цифрами; мяч; карточки с изображением геометрических фигур; картинки с изображением геометрических фигур; набор предметных картинок.
-раздаточный:
карточки с изображением геометрических фигур; цветные карандаши
Воспитатель: Ребята, вчера вечером к нам приходил почтальон и принес письмо. Написали его жители необычной страны – Королевство Математики. Они целый год наблюдали за нами и теперь хотят познакомиться с нами и узнать, чему же мы научились. И приглашают нас к себе в гости. Вы хотите отправиться в путешествие по Королевству Математики?
(Ответы детей)
Воспитатель: А чтобы нам туда попасть и не заблудиться, нам нужно уметь ориентироваться в пространстве, т. е. знать, где лево, а где право. А вы знаете, где у вас левая рука, а где правая?
(Ответы детей)
Вот сейчас мы это и проверим. Предлагаю вам сыграть в игру “Определи свое место”. Ребята, подойдите ко мне.
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
И опять играть начнем.
(Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом).
А сейчас, я буду по очереди подходить к каждому из вас и задавать вопрос. Например,
- Дима, кто находится справа от тебя?
- Юля, а кто находится слева от тебя?
- Алена, кто стоит впереди тебя? А сзади?
(Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вижу, мы не заблудимся по дороге в Королевство Математики. А как вы думаете, на чем мы можем отправиться в это путешествие?
(Ответы детей)
Воспитатель: Я вам предлагаю отправиться в путешествие в королевство Математики на ковре-самолете.
(Звучит волшебная мелодия, под которую дети, сидя на ковре, попадают в королевство).
Воспитатель: Мы попали с вами в королевство Математики.
(Дети садятся на стульчики).
Воспитатель: Вот первый домик жителей математического королевства. Догадались? Кто здесь живет?
(Ответы детей)
Воспитатель: В этом доме живут Цифры. Они так долго готовились к встрече с вами, что совсем перепутали свои места в числовом ряду. Давайте поможем им ребята найти своё место!
Дидактическая игра “Найди место в ряду”
(Дети по очереди выходят к доске и выполняют задание).
Воспитатель: А вот следующие жители потеряли своих соседей, давайте им поможем найти их. Вам нужно вставить карточками с цифрами в пустые окошки.
Дидактическая игра «Числа-соседи».
(Дети вставляют карточки с цифрами в пустые окошки)
Воспитатель: Ребята, а давайте все вместе посчитаем до 10, а теперь в обратном порядке. Молодцы!
Воспитатель: А сейчас ребята, подойдите все ко мне. Сейчас мы сыграем в еще одну игру «Скажи наоборот». Я буду вам бросать мяч и называть слово, а вы мне в ответ бросаете мяч и называете противоположное, т. е. слово-наоборот.
Например, Длинный – короткий;
Большой – маленький;
Высокий – низкий;
Широкий – узкий;
Толстый – худой;
Далеко – близко;
Вверху – внизу;
Слева – справа;
Вперед – назад;
Легкий – тяжелый;
Сильный - слабый;
Быстро - медленно.
(После игры дети садятся на стульчики).
Воспитатель: Вот второй домик математических жителей. Только кто живет в этом доме, я вам не скажу. Я хочу, что бы вы самидогадались. Узнаете?
(Ответы детей)
Воспитатель: Да, этогеометрические фигуры – большие озорники, очень любят играть. И хотят с вами поиграть. Вы хотите?
(Ответы детей)
Воспитатель: Посмотрите, у вас на столах у каждого и у меня на доске карточки. Что на ваших карточках? На что это похоже? Из каких фигур состоит? В какой последовательности расположены фигуры на моей картинке? Какая первая фигура? Какая вторая, третья, четвертая?
Воспитатель: Жители Королевства Математики хотят узнать, кто из вас сможет правильно продолжить цепочку из геометрических фигур и аккуратно их расскрасить. Только помним, что за контур фигуры нельзя заходить.
(Дети на местах продолжают логическую цепочку из геометрических фигур в своих карточках. Затем воспитатель вызываетк доске 1 ребенка для проверки).
Воспитатель: Молодцы, вот какие нарядные бусы у нас получились!
(Проводится динамическая пауза с элементами гимнастики для глаз «Геометрические фигуры»)
Вот фигуры - непоседы,
Любят в прятки поиграть.
Так давайте их, ребята,
Будем глазками искать.
Дружно глянем все налево.
Что там? Это же … квадрат.
На четырех углах квадрат
Шагает, прямо как солдат. Дети шагают на месте.
Теперь вправо посмотрите,
Узнаете? Это – … круг.
Вокруг себя мы повернемся
И на место вмиг вернемся. Дети кружатся на месте.
Кто так высоко забрался,
Эта странная фигура
Называется –… овал.
Прыгай, руки поднимай, Дети прыгают с поднятыми
До овала доставай! вверх руками.
Вниз глазами поведем,
Треугольник там найдем.
И на корточки присядем.
Хорошо фигуры знаем! Дети приседают.
(После физкультминутки дети остаются в кругу).
Воспитатель: Ребята, жители Королевства Математики очень любят игать в игру «На что похожа геометрическая фигура». И я предлагают нам тоже в неё поиграть. Мы поделимся на 4 команды. Для каждой команды будет выбрана своя геометрическая фигура. Например, у первой команды будет «круг». Ребятам из этой команды надо будет найти предметы, похожие по форме на круг. У второй команды - квадрат, у третьей – треугольник, и четвертая команда – прямоугольник. Только я обращаю ваше внимание, что торопиться не надо, надо быть внимательным. Каждый из вас должен найти только 1 предмет.
(Проводится игра)
Воспитатель: А сейчас давайте проверим, какие предметы вы нашли.
- Маша, что ты нашла? А почему ты считаешь, что он сюда подходит?
(Ответы детей)
Воспитатель: Все вы молодцы! А как вы думаете, жители математического королевства остались довольны? Со всеми их заданиями мы справились?
(Ответы детей)
Воспитатель: Значит мы можем отправляться домой. Я приглашаю всех на ковер – самолет, чтобы совершить перелет в наш детский сад.
(Звучит волшебная мелодия, под которую дети, сидя на ковре, попадают в детский сад).
Рефлексия.
Воспитатель: Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие. Вам понравилось путешествие? А где мы были?А что мы делали? Чем занимались? Что больше всего понравилось?
(Ответы детей)
Воспитатель: Спасибо вам, ребята, за хорошие ответы, за любознательность и смекалку.