Оксана Зилюшина
Математический КВН по составу числа и смежным числам
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Закрепить знания детей о составе числа и смежных числах
Задачи:
1. Упражнять в решении задач на сложение и вычитание, самостоятельном составлении задач, счете в прямом и обратном порядке.
2. Проверить правильность изображения геометрических фигур, расположения их на листе бумаги.
3. Развивать внимание, сообразительность.
Публикация «Математический КВН по составу числа и смежным числам» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- КВН. Сценарии по мотивам игры «Клуб весёлых и находчивых»
- Математика. Викторины по математике (ФЭМП)
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математический КВН
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
Материал. Вырезанные из картона силуэты двух домов -четырехэтажного и пятиэтажного – с нарисованными двухстворчатыми окнами. На крыше четырехэтажного дома написана цифра «5», в окне первого этажа нарисован клоун Тёпа; на крыше пятиэтажного дома написана цифра «6», в окне первого этажа – клоун Клёпа.
Два набора карточек с цифрами: 0,1,2,3,4,5 и 0,1,2,3,4,5,6. Каждая карточка по размеру соответствует одной створке окна картонного дома.
Два набора счетных палочек для выкладывания фигур и рисунок-образец заданной фигуры.
Два набора геометрических фигур из цветного картона.
Квадратный чистый лист белой бумаги, фломастеры.
Мяч. Предметы разной формы: круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные (заранее раскладываются, расставляются в зале).
Десять кругов, вырезанных из картона,- «кочки».
Игрушечный удав.
Два набора бумажных «лепестков» и «серединок» для ромашек. В первый набор входят «лепестки», на которых написаны цифры, обозначающие числа, входящие в состав числа 7, и «серединка», на которой написана цифра «7»; во второй - «лепестки» с цифрами, обозначающими числа, входящие с состав числа 8, и «серединка» с цифрой «8».
Красные банты для победителей, зеленые - для остальных детей. Конфеты.
Музыкальное сопровождение. Музыкальная пауза (по выбору воспитателя). Аудиозапись песни из мультфильма «33 попугая».
Ход конкурса
Дети двумя колоннами (командами) входят в зал.
Ведущий. Ребята, скоро вы станете первоклассниками. Сегодня мы узнаем, как вы готовитесь к школе. Для этого мы собрались в Клубе Веселых и Находчивых. Вы будете решать задачи, выполнять задания на смекалку. В заседании Клуба принимают участие две команды: «Знайки» и «Почемучки».
В состав жюри входят (перечисляет имена, приглашает членов жюри занять места за отдельным столом).
В наш клуб мы пригласили клоунов Тепу и Клепу, но прийти они не смогли, так как у них сейчас идут занятия в цирковой школе. Но они заранее подготовили для вас задание. Чтобы успешно его выполнить, проведем разминку.
Отгадайте загадки и ответьте на вопросы:
Пять ступенек – лесенка,
На ступеньках – песенка.
(Ноты.)
Две – в руках, две – в ногах,
Не провалишься в снегах,
А проедешь без труда –
Только лягут два следа.
(Лыжи.)
В одном аквариуме 4 рыбки,
В другом – ни одной.
Сколько рыбок в двух аквариумах?
(4 рыбки.)
На столе 4 яблока.
Одно из них разрезали пополам.
Сколько яблок на столе?
(4 яблока.)
Курица, стоящая на двух ногах, весит 2 кг.
Сколько весит курица, стоящая на одной ноге?
(2 кг.)
Три человека ждали поезд 3 часа.
Сколько ждал каждый?
(3 часа.)
Ведущий. Молодцы! Теперь вы без труда сможете выполнить задание клоунов. В нем говорится, что Тепа и Клепа живут на улице Веселых Человечков: Тепа в доме № 5, Клепа в доме № 6. (Прикрепляет к доске картонные дома.) В эти дома собираются вселиться числа. Клоуны просят расселить числа по этажам так, чтобы на каждом этаже дома № 5 жили числа, составляющие число 5, а на каждом этаже дома № 6 – числа, составляющие число 6. Предлагаю команде «Знайки» заселить дом № 5, в котором живет Тепа, команде «Почемучки» - дом № 6, в котором живет Клепа. (Раздает каждой команде по набору карточек с цифрами. По сигналу ведущего дети приступают к выполнению задания на определение состава числа. Выигрывает команда, которая первой правильно выполнила задание.)
Проведем конкурс капитанов. (Вывешивает рисунок с изображением какой-либо фигуры,выложенной из палочек, и раздаёт капитанам счётные палочки.) Капитанам предлагается выложить, используя палочки, такую же фигуру, как на картинке образце.
(Дети выполняют задание. Побеждает тот, кто первым правильно выложит фигуру.)
Теперь команды должны вспомнить загадки и загадать их капитану команды противника.
У кого одна нога,
Да и та без башмака?
(У гриба.)
Два близнеца-два братца
На нос верхом садятся.
(Очки.)
Пять братьев - у всех одно имя.
Годами равные, ростом разные
(Пальцы.)
Четыре ноги, а ходить не может.
(стол.)
В году у дедушки – четыре имени. Что это?
(Зима, весна, лето, осень.)
Я так мила, я так кругла.
Я состою из двух кружочков.
Как рада, то уже нашла
Себе таких, как вы, дружочков.
(Восьмёрка, цифра 8)
Братьев этих ровно семь,
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братцы друг за другом.
Попрощается последний –
Появляется передний.
(Дни недели.)
Побеждают капитан, отгадавший больше загадок.
Ведущий. Давайте поиграем в игру, которая называется «Дни недели». Я буду бросать вам по очереди мяч и называть какой-нибудь день недели. Вы должны поймать мяч и назвать все дни, которые идут вслед за этим днём. (Бросает мяч игрокам то одной, то другой команды, стараясь привлечь всех детей.)
Сейчас проверим, дружите ли вы с геометрическими фигурами. Два игрока (по одному из каждой команды) должны составить картинку из геометрических фигур и назвать их. Два других игрока должны нарисовать в углах бумажного квадрата любые геометрические фигуры, заштриховать их, назвать и описать расположение фигур в квадрате. (Раздаёт необходимый материал. Дети приступают к выполнению задания.)
Пока игроки будут составлять картинки и рисовать, мы поиграем в игру «Кто быстрее найдёт предмет». Я буду называть форму предмета, а вы должны отыскать в зале предметы это формы, взять их в руки или встать рядом с ними. Начали! (Дети выполняют задание. Ведущий отмечает того, кто больше всех нашел предметов заданной формы. После окончания коллективной игры проверяется правильность выполнения заданий четырьмя игроками.)
Музыкальная пауза.
Входит клоун Тепа (специально подготовленный взрослый).
Ведущий. Тепа что случилось? Ведь ты же в чирковой школе должен быть? И что ты ищешь?
Тепа. Я и был в школе. Сейчас идёт урок математики, и Ольга Ивановна дала задание- найти смешные числа. Вот я и ищу.
Ведущий. Тепа, ты всё перепутал. Не смешные числа,а смежные.
Тепа. Да не всё ли равно- смешные,смежные…
Ведущий. Ребята, объясните Тепе, пожалуйста, что такое смежные числа.
Дети. Это соседи заданного числа.
Тепа. Ни чего не понял. Объясните как- то по- другому.
(Ведущий показывает карточки с цифрами, дети называют смежные числа.)
Ведущий. Тепа, ты понял, какие числа называются смежными?
Тепа. Теперь понял.
Ведущий. наши дети ещё умеют считать в прямом и обратном порядке. Вот слушай.
Игра «Не промочи ноги»
Ведущий вызывает нескольких детей из обеих команд, выкладывает в ряд десять картонных кругов- «кочек». Каждый играющий прыгает с «кочки» на «кочку», считая сначала в прямом, а затем в обратном порядке.
Тепа. Ой, умеют они считать, нашли чему хвалиться! Мы в школе уже задачи решаем.
Ведущий. Сейчас мы проверим, как ты задачи решаешь. Представь, что тебе дали пять конфет. Одну конфету ты отдал Клепе. Сколько конфет у тебя осталось?
Тепа. Пять.
Ведущий. Пять!
Тепа. Да, пять!
Ведущий. Ну почему пять, ведь ты отдашь одну?
Тепа. Никому не отдам, я сам конфеты люблю!
Ведущий. Дети, правильно Тепа решил задачу?
Дети. Нет!
Ведущий. Сколько конфет у него должно остаться?
Дети. Четыре.
Ведущий. Правильно, Тепа, с друзьями надо делиться. Тебе не стыдно?
Тепа. Стыдно, очень стыдно.
Ведущий. Ладно, поверим тебе. Слушай другую задачу. У тебя два
воздушных шара, и у Клепы один. Сколько шаров у вас обоих вместе?
Тепа. А что мы будем делать с этими шарами?
Ведущий. зачем тебе это нужно знать?
Тепа. Надо!
Ведущий. представь, что вы пойдёте с ними на парад.
Тепа. А ветер на улице будет?
Ведущий. Допустим, будет.
Тепа. Сильный?
Ведущий. Сильный.
Тепа. Тогда у нас с Клепой не будет ни одного шарика.
Ведущий. Почему?
Тепа. Потому, что ветер вырвет у нас из рук шарики и унесёт их
высоко в небо.
Ведущий. Дети, правильно Тепа решил задачу?
Дети. Нет.
Ведущий. Скажите, сколько всего шариков у Тепы и Клепы?
Дети. Три.
Ведущий. Тепа, ты нас, конечно, развеселил. Но и эту задачу ты не
решил.
Тепа. Какие-то задачи у Вас неправильные. Пусть дети сами
придумают задачи- я их быстро решу.
(Дети составляют задачи. Тепа решает их правильно.)
Тепа. Молодцы! Хорошие у вас были задачи, я их сразу решил. А хотите я вам фокус покажу? (Вытаскивает игрушечного удава. Звучит аудиозапись песни из мультфильма «33 попугая») Чем будете его мерить? (Предложения детей. Вместе с Тепой они измеряют длину удава.)
Ведущий. Тепа, не пора ли тебе в школу?
Тепа. Сейчас, сейчас. Только посмотрю, как вы из бумажных лепестков цветы умеете собирать.
(Достаёт «лепестки» и «серединки» цветов. Команды составляют цветы. Жюри и Тепа проверяют, правильно ли выполнено задание.)
Тепа. Какие же вы молодцы! Разрешите угостить вас конфетами. (Угощает детей.) До свидания, я побежал! Я понял, что мне ещё надо учиться и учиться, чтобы стать таким же умным и сообразительным, как вы. (Убегает.)
Ведущий. Подведём итоги. Сегодня с небольшим перевесом победила команда «Почемучки». Но хочется сказать, что игроки второй команды работали хорошо, старались не подвести своих друзей. Каждый из вас может с гордостью носить звание члена Клуба Весёлых и Находчивых. (Члены жюри раздают банты игрокам обеих команд.)