Папки-передвижки

Математическая сказка как средство активизации познавательной деятельности детей

татьяна егорова
Математическая сказка как средство активизации познавательной деятельности детей
▼ Скачать + Заказать документы

Математическая сказка, как средство активизации познавательной деятельности детей.

Мир детства невозможно представить себе без сказки. Сказка всегда вызывает у детей радость, внимание, интерес. Известный математик Маркушевич А. И. отмечал, что человек, не воспитывающийся на сказках, труднее воспринимает мир идеальных стремлений, что благодаря сказке ребенок начинает отличать реальное от необычного, что нельзя развивать, минуя сказку, не только воображение, но и первые навыки критического мышления. Использование сказки в формировании элементарных математических представлений активизирует мыслительную деятельность и творческие способности детей. Сказка несет в себе юмор, фантазию, творчество, а самое главное учит детей быть добрыми и справедливыми.

Публикация «Математическая сказка как средство активизации познавательной деятельности детей» размещена в разделах

Существует много приемов, способствующих развитию устойчивого интереса к изучению математики в дошкольном возрасте. Один из таких приемов - сочетание мира сказки с неизведанным и загадочным миром математики.

В результате такого сочетания появляется новый вид сказки — математическая сказка. В математических сказках главными действующими лицами являются герои любимых сказок или мультфильмов. Герои сказки испытываю трудности. Дети пытаются им помочь. Они отправляются в путь, преодолевая самые неожиданные препятствия (выполняют математические задания, отгадывают загадки, вспоминают пословицы). Преодоление препятствий вместе со сказочным героем придает обучению яркую эмоциональную окраску, что способствует повышению усвоения, как математического материала, так и литературного. Дети проявляют большой интерес к происходящему, считают себя активными участниками математической сказки. Становясь участниками разыгрываемых событий, дети с разным уровнем игровой и учебной деятельности с удовольствием включаются в учебную работу и способны концентрироваться на ней более длительное время, чем на обычных занятиях. Математическая сказка позволяет ребенку не только проявить участие в беде персонажей и оказать им помощь, ощутить торжество победы добра над злом, но и усвоить математический материал, испытывая при этом радость, удовлетворение и гордость за свои знания, умения и навыки.

Особенно нужны сказки при изучении геометрического материала, который требует развитого воображения, умения обдумывать предложенную ситуацию, выявлять и использовать необходимую информацию для принятия решения.

Следует отметить воспитательные, познавательные и развивающие возможности математических сказок. Например, усваивая необходимые для последующего обучения математике пространственные представления (термины «вверх-вниз», «вправо-влево», «назад-вперед» и т. д.) дети закрепляют правила дорожного движения; усваивая предметный счет, устанавливая количественные и порядковые отношения, закрепляют нумерацию в пределах 10, знакомятся с правилами поведения, обычаями -уважительно и вежливо обращаться к людям, закрепление знаний правила этикета. Использование заданий типа «что изменилось?», «убери лишний предмет», «что нужно сделать, чтобы. ?» и т. п. способствует развитию произвольности психических процессов у детей, необходимых для успешности дальнейшего обучения. Воспроизведение детьми текста известной сказки, рассказывание по картинке, описание различных ситуаций дают дополнительную возможность развивать связную речь и мышление детей. Использование задач со сказочным сюжетом способствует углублению и расширению математических знаний и умений, развитию смекалки, логического мышления. Задачи со сказочным сюжетом помогают создать положительный фон для успешной деятельности дошкольника. Своеобразие предлагаемых задач состоит в том, что условие каждой задачи -это эпизод из сказки, в котором задаются некоторые отношения между предметами или сказочными героями, обязательно содержат числа или величины. Вопросы в этих задачах поставлены так, чтобы они стали органичным продолжением условия. Детям предлагается прослушать задачу, рассмотреть рисунок и ответить на вопросы:

- О ком или о чем говорится в задаче?

- Какие числа и величины в ней использованы?

- Что требуется узнать в задаче?

- Что для этого надо сделать?

Помимо перечисленных основных вопросов детям предлагается выполнить ряд дополнительных заданий творческого характера.

- Придумайте к задаче свой вопрос так, чтобы она решалась по-другому.

- Знаешь или ты сказку, по отрывку которой составлена задача?

- Какой рисунок к задаче нарисовал бы ты?

- Знаешь ли ты сказки, в которых есть числа и величины?

Задачи со сказочным сюжетом помогают увязать приобретенные знания с окружающим миром, позволяют применять их при решении различных жизненных проблем, своим конкретным содержанием способствуют формированию более глубоких и четких представлений о числах, величинах, форме.

Например: Красная шапочка принесла бабушке пирожки с мясом и грибами. С мясом было два пирожка, а с грибами один. Сколько всего принесла пирожков Красная Шапочка своей бабушке?

Присутствие сказочного героя на занятиях математики придает обучению яркую эмоциональную окраску, что способствует более эффективному усвоению математического материала. Педагог может использовать хорошо знакомые детям сюжеты, положительных и отрицательных персонажей сказок, мультфильмов, таких, как: Веселый Карандаш, Чебурашка, Чиполлино, Старуха Шапокляк, Карлсон. Сказочные герои помогают детям в выполнении заданий или создают всевозможные препятствия, трудности, что делает процесс обучения более увлекательным. Детям предлагается решить не только готовые задачи, но и уметь составлять их.

Я колобок, колобок!

По амбару метен, по сусекам скребен,

В печку сажен, на окошке стужен. Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел, Я от зайца ушел, я от волка ушел, От медведя ушел, и от лисы уйду!

- Сколько всего зверей встретил колобок?

- Кого он встретил первым?

Помогите колобку сосчитать, сколько раз он мог уйти?

Занятия, данные в занимательной форме, в форме игры усваиваются детьми быстрее, прочнее, легче, чем те, которые сопряжены с долгими «бездушными» упражнениями. Таким образом, использование малых форм фольклора поможет педагогу в воспитании и обучении детей, испытывающих трудности в усвоении математических понятий.

Публикации по теме:

Использование ИКТ как один из способов активизации познавательной деятельности старших дошкольников Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №14 «Умка» Тема самообразования «Использование ИКТ как.

Музыка — средство активизации умственных способностей Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, т. е. требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Дети прислушиваются.

Активизации речевой деятельности у детей дошкольного возраста Отношение к детям является важнейшим мерилом цивилизованного общества. Чем гуманнее это отношение, чем щедрее духовный вклад в детство,.

Фотоотчет «Интерактивный стол — средство развития познавательной деятельности детей с ОВЗ»Фотоотчет «Интерактивный стол — средство развития познавательной деятельности детей с ОВЗ» Сегодня вряд ли актуален вопрос — нужно ли интерактивное оборудование в дошкольном образовании. Ответ очевиден. Существуют различные.

Игровая деятельность как способ активизации познавательной деятельности на уроках ОБЖ Проблема современной школы — потеря многими учащимися интереса к учению. Почему это происходит? Причины такого негативного явления неоднозначны.

Консультация «Дидактическая игра как средство активизации познавательной активности» «Дидактическая игра как средство активизации познавательной активности» Проблема активизации познавательной деятельности младших школьников.

Математическая сказка «Маша и три медведя» для детей дошкольного возрастаМатематическая сказка «Маша и три медведя» для детей дошкольного возраста Здравствуйте, дорогие коллеги. Сегодня мне бы хотелось поделится с Вами математической игрой -сказкой для детей дошкольного возраста.

Математическая среда как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста Целостное развитие ребенка-дошкольника — многогранный процесс. Особую значимость в нем приобретают личностный, умственный, речевой, эмоциональный.

Методы активизации речевой деятельности детей дошкольного возраста Воспитание правильной и чистой речи у ребёнка, ее активизация у дошкольника - одна из важных задач в общей системе работы по развитию речи.

Отчет по самообразованию «Экспериментирование как средство развития познавательной деятельности» Отчёт по самообразованию Воспитателя МДОУ «Ряжский детский сад № 8» Баканёвой Галины Анатольевны по теме: «Экспериментирование, как средство.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Математическая сказка как средство активизации познавательной деятельности детей
Опубликовано: 2 ноября 2019 в 14:15
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Математическая сказка как средство активизации познавательной деятельности детей» (включая файлы) размещена пользователем татьяна егорова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД