татьяна егорова
Математическая сказка как средство активизации познавательной деятельности детей
▼ Скачать + Заказать документы
Математическая сказка, как средство активизации познавательной деятельности детей.
Мир детства невозможно представить себе без сказки. Сказка всегда вызывает у детей радость, внимание, интерес. Известный математик Маркушевич А. И. отмечал, что человек, не воспитывающийся на сказках, труднее воспринимает мир идеальных стремлений, что благодаря сказке ребенок начинает отличать реальное от необычного, что нельзя развивать, минуя сказку, не только воображение, но и первые навыки критического мышления. Использование сказки в формировании элементарных математических представлений активизирует мыслительную деятельность и творческие способности детей. Сказка несет в себе юмор, фантазию, творчество, а самое главное учит детей быть добрыми и справедливыми.
Публикация «Математическая сказка как средство активизации познавательной деятельности детей» размещена в разделах
Существует много приемов, способствующих развитию устойчивого интереса к изучению математики в дошкольном возрасте. Один из таких приемов - сочетание мира сказки с неизведанным и загадочным миром математики.
В результате такого сочетания появляется новый вид сказки — математическая сказка. В математических сказках главными действующими лицами являются герои любимых сказок или мультфильмов. Герои сказки испытываю трудности. Дети пытаются им помочь. Они отправляются в путь, преодолевая самые неожиданные препятствия (выполняют математические задания, отгадывают загадки, вспоминают пословицы). Преодоление препятствий вместе со сказочным героем придает обучению яркую эмоциональную окраску, что способствует повышению усвоения, как математического материала, так и литературного. Дети проявляют большой интерес к происходящему, считают себя активными участниками математической сказки. Становясь участниками разыгрываемых событий, дети с разным уровнем игровой и учебной деятельности с удовольствием включаются в учебную работу и способны концентрироваться на ней более длительное время, чем на обычных занятиях. Математическая сказка позволяет ребенку не только проявить участие в беде персонажей и оказать им помощь, ощутить торжество победы добра над злом, но и усвоить математический материал, испытывая при этом радость, удовлетворение и гордость за свои знания, умения и навыки.
Особенно нужны сказки при изучении геометрического материала, который требует развитого воображения, умения обдумывать предложенную ситуацию, выявлять и использовать необходимую информацию для принятия решения.
Следует отметить воспитательные, познавательные и развивающие возможности математических сказок. Например, усваивая необходимые для последующего обучения математике пространственные представления (термины «вверх-вниз», «вправо-влево», «назад-вперед» и т. д.) дети закрепляют правила дорожного движения; усваивая предметный счет, устанавливая количественные и порядковые отношения, закрепляют нумерацию в пределах 10, знакомятся с правилами поведения, обычаями -уважительно и вежливо обращаться к людям, закрепление знаний правила этикета. Использование заданий типа «что изменилось?», «убери лишний предмет», «что нужно сделать, чтобы. ?» и т. п. способствует развитию произвольности психических процессов у детей, необходимых для успешности дальнейшего обучения. Воспроизведение детьми текста известной сказки, рассказывание по картинке, описание различных ситуаций дают дополнительную возможность развивать связную речь и мышление детей. Использование задач со сказочным сюжетом способствует углублению и расширению математических знаний и умений, развитию смекалки, логического мышления. Задачи со сказочным сюжетом помогают создать положительный фон для успешной деятельности дошкольника. Своеобразие предлагаемых задач состоит в том, что условие каждой задачи -это эпизод из сказки, в котором задаются некоторые отношения между предметами или сказочными героями, обязательно содержат числа или величины. Вопросы в этих задачах поставлены так, чтобы они стали органичным продолжением условия. Детям предлагается прослушать задачу, рассмотреть рисунок и ответить на вопросы:
- О ком или о чем говорится в задаче?
- Какие числа и величины в ней использованы?
- Что требуется узнать в задаче?
- Что для этого надо сделать?
Помимо перечисленных основных вопросов детям предлагается выполнить ряд дополнительных заданий творческого характера.
- Придумайте к задаче свой вопрос так, чтобы она решалась по-другому.
- Знаешь или ты сказку, по отрывку которой составлена задача?
- Какой рисунок к задаче нарисовал бы ты?
- Знаешь ли ты сказки, в которых есть числа и величины?
Задачи со сказочным сюжетом помогают увязать приобретенные знания с окружающим миром, позволяют применять их при решении различных жизненных проблем, своим конкретным содержанием способствуют формированию более глубоких и четких представлений о числах, величинах, форме.
Например: Красная шапочка принесла бабушке пирожки с мясом и грибами. С мясом было два пирожка, а с грибами один. Сколько всего принесла пирожков Красная Шапочка своей бабушке?
Присутствие сказочного героя на занятиях математики придает обучению яркую эмоциональную окраску, что способствует более эффективному усвоению математического материала. Педагог может использовать хорошо знакомые детям сюжеты, положительных и отрицательных персонажей сказок, мультфильмов, таких, как: Веселый Карандаш, Чебурашка, Чиполлино, Старуха Шапокляк, Карлсон. Сказочные герои помогают детям в выполнении заданий или создают всевозможные препятствия, трудности, что делает процесс обучения более увлекательным. Детям предлагается решить не только готовые задачи, но и уметь составлять их.
Я колобок, колобок!
По амбару метен, по сусекам скребен,
В печку сажен, на окошке стужен. Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел, Я от зайца ушел, я от волка ушел, От медведя ушел, и от лисы уйду!
- Сколько всего зверей встретил колобок?
- Кого он встретил первым?
Помогите колобку сосчитать, сколько раз он мог уйти?
Занятия, данные в занимательной форме, в форме игры усваиваются детьми быстрее, прочнее, легче, чем те, которые сопряжены с долгими «бездушными» упражнениями. Таким образом, использование малых форм фольклора поможет педагогу в воспитании и обучении детей, испытывающих трудности в усвоении математических понятий.