Екатерина Страхова
Мастер-класс «Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы-оберега «Птичка-веснянка»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с народной куклой – изготовление куклы – оберега «Птичка-веснянка».
Провела: Воспитатель первой квалификационной категории Страхова Екатерина Леонидовна.
Тема: «Русская народная кукла оберег Птичка-веснянка».
Публикация «Мастер-класс „Знакомство с народной куклой, Изготовление куклы-оберега „Птичка-веснянка“» размещена в разделах
- Весна. ИЗО, поделки, рисунки
- Кукла Веснянка
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Перелетные птицы. ИЗО, поделки, рисование
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. ИЗО, поделки, рисование
- Темочки
Цель: Приобщение детей к истокам русской национальной культуры, тра-дициям русского народа, познакомить с принципом изготовления куклы «Птичка-веснянка».
Задачи: 1. Закрепить умение детей в работе с тканью и бумагой.
2. Развитие мелкой моторики рук, воображения.
3. Воспитывать самостоятельность, умение доводить работу до конца, вы-звать желание доставить радость близким людям.
Предварительная работа: НОД «Перелетные птицы», ИЗО деятельность «Грач», загадки о птицах.
Оборудование занятия:
Материал: нитки, синтепон, кусок материала 20Х20.
Наглядность: кукла - птица, птичка - сорока.
ХОД:
1. Организационный момент.
Звучит русская народная музыка. Дети входят в группу.
- О чем поется в песне?
Зовут весну или по другому, закликают весну.
2. Основная часть.
Рассказ и показ.
Наши предки видели, что весну на своих крыльях приносят птицы из теп-лого края– ласточки, жаворонки, кулики, галки. Хозяйки выпекали из те-ста жаворонков и угощали детей, близких. Люди отпускали птиц на волю, каждый считал своим долгом отпустить на волю хоть одну птицу. Люди покупали на рынке птиц и выпускали их.
Закликали Весну неоднократно. Обычно начинали кликать в первый раз на Масленицу, затем на Обретение - 9 марта. Говаривали так: Птичье по-тение - гнезду обретение. «На Обретение зимующая птица завивает гнездо, а перелетная летит из теплых мест». А также, Весну закликали на Евдокию-Плющиху (14 марта, на Герасима – Грачевника (17 марта, в Сороки (22 марта). Последнее «закликание» происходило в Благовещенье (7 апреля).
Был обычай кликать Весну, забираясь на высокие деревья, крыши домов, заборы, лестницы, на пригорки - чтобы Весна услышала, как ее зо-вут. Кликали, как правило, девушки. Ведь Весна – пора невеститься и вы-бирать себе пару. Они наряжались в праздничные наряды и залезали на самое высокое место во дворе.
Там они пели веснянки и подкидывали в небо «жаворонков» и «куличи-ков» - из теста вылепленных птиц. «Жаворонков» и «куличиков» разве-шивали по деревьям и кустам, забрасывали на крыши домов и амбаров, привязывали на шесты и «запускали» в небо, где они, подобно настоящим птицам, «летали», подбрасывали высоко в небо с пожеланием, чтобы Вес-на поскорее пришла, а также дарили друзьям и родным.
3. Объяснение предстоящей работы:
Сюрпризный момент (из платка появляется птица)
- Ой, ребята, посмотрите, из волшебного платочка получилась птичка. А вы бы хотели сделать такую птичку? (ответы детей)
- В обряде закликания Весны использовались птички, не только выполнен-ные из теста, а еще птички – веснянки, изготовленные из ткани.
- Для кого мы будем делать эту птичку? ( ответы детей: для близких, для друзей, чтобы доставить радость родным)
- Давайте сядем и рассмотрим ее.
- Как можно сделать объемную птицу? ( ответы детей: можно что – нибудь положить внутрь: бумагу, тряпочку и т. д)
- Мы с вами сегодня научимся делать этих маленьких птичек - веснянок, которых вы сможете развесить на деревьях у нас на площадке или возле дома, закликая Весну, а можно подарить ее друзьям или близким людям. Эту птичку не нужно сшивать, в ней не будет ни одного шва.
Вам понадобиться: кусочек ткани, ветошь и нитки. Посмотрите у всех ли есть все необходимое?
- Какой инструмент вам понадобиться во время работы?
- Расскажите правила работы с ножницами.
-Теперь смотрим на последовательность выполнения работы ориентируясь на техническую карту.
4. Практическая работа детей.
Ребята, проходите, присаживайтесь.
(Дети проходят, садятся за столы, где заранее разложены лоскуты разно-цветной ткани.)
Делаем птицу по образцу, сначала показывает педагог, затем выполняют работу дети.
- В середину квадрата (материал) положим комочек (синтепон).
- Стороны квадрата соединим по диагонали.
- Завяжем голову ниткой.
- Линии крыльев перевязать ниткой.
- Делаем туловище
- Нижний угол – хвост.
Физкультминутка.
Кап – кап звенит капель
Приближается апрель (хлопки)
Побежал в саду ручей
Прилетели сто грачей
А сугробы тают, тают. (приседание)
И цветочки расцветают.
5. Итог работы
Дети выставляют своих птичек, к кукле - сорока.
- Кому мы можем подарить своих птичек? (в подарок близким, родным, чтобы порадовать людей)
- Легко или трудно вам было делать птичку, что было труднее? (ответы детей).
- О каком обычае вы узнали сегодня на уроке?
- Как считали наши предки? Кто приносит Весну?
Интересных, весёлых Вам игр и хорошего досуга!