Наталья Коноплева
Мастер-класс «Знакомство с историей создания сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель моего мастер – класса : знакомство с методом сказкотерапии (основные понятия, этапы и формы)
Задачи мастер – класса :
1. познакомить педагогов с одной из форм работы со сказкой (это групповое придумывание и рассказывание сказок)
2. познакомить педагогов со схемой составления сказки;
3. актуальность позитивного эмоционального опыта в процессе работы со сказкой.
I.Теория.
Темочки:
Метод сказкотерапии имеет многовековую историю, но свое название получил совсем недавно. Ёще наши предки, занимаясь воспитанием детей. Не спешили наказывать провинившегося ребенка. А рассказывать ему сказку. Из которой становился ясным смысл поступка, исследования ученых показывают, что в любимых сказках запрограммирована жизнь ребенка. «Скажи мне. Какая твоя любимая сказка, и я скажу. Кто ты» - так перефразировали известную пословицу психоаналитики.
В моей работе с детьми одно из центральных мест занимает метод «Сказкотерапии». Поскольку данный метод обеспечивает комплексное воздействие на речевую среду ребенка. Используя метод «Сказкотерапии» в системе логопедической деятельности преследую такие цели: психологическая подготовка ребенка к коррекционной работе; создание коммуникативной направленности речевых высказываний; совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи и развитие диалогической и монологической речи.
Работа с детьми по сказкам строиться по следующему алгоритму: сначала дети слушают сказку. Затем рассказывают сказку. Вместе мы «продолжаем» сказку и далее дети сочиняют свою сказку.
Во время слушания сказки. Тексты читаются детям дважды. В медленном темпе. Далее осуществляется разбор содержания сказки в вопросно-ответной форме. Каждая организованная образовательная деятельность сопровождается различного рода наглядным и игровым материалом. «Проживая сказку». Дети учатся преодолевать барьеры в общении, находить адекватное выражение различным эмоциям, чувствам. Состояниям. Только после «проживание сказки» мы переходим к самостоятельному сочинению сказок, что приближает ребенка к такому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности. Для этого использую различные формы работы со сказкой :
1. Групповое и индивидуальное рассказывание сказок.
2. Групповое и индивидуальное придумывание сказок.
3. Рассказывание известной сказки с придумыванием к ней продолжения.
4. Рассказывание сказки от первого персонажа и от имени различных персонажей сказок.
5. Прослушивание знакомой сказки с последующим анализом детей.
II.Практика.
Сегодня на мастер – классе мы с вами познакомимся с одной из форм работы со сказкой : это групповое придумывание сказки с последующим оформлением книги. И остановимся на этапах работы с методом «сказкотерапии».
Метод «Сказкотерапии». Как и любой другой метод, включает в себя основные этапы работы. В данном случае это:
1 этап - «Знакомство» (прежде чем начать работу, все участники знакомятся друг с другом)
2 этап - «Ритуал вхождения в сказку» (на данном этапе участники перевоплощаются в сказочных героев)
3 этап – «Рассказывание сказки» (воспитатель берет на себя роль ведущего и рассказывает детям начало сказки)
4 этап - «Сказочная задача» (на данном этапе участникам предлагается принять решение и найти выход из сложившийся ситуации)
5 этап – «Обобщение приобретенного опыта» (участники отвечают на вопросы воспитателя)
6 этап – «Ритуал выхода из сказки» (перевоплощение из сказочных героев в простых людей)
7 этап – «Рефлексия» (обмен эмоциями)
Четвертый этап «Сказочная задача» самый насыщенный, так как на этом этапе участники должны проявить свои творческие, речевые способности, проявить смекалку, находчивость, активность.
Сегодня, на данном этапе работы, мы с вами будем придумывать сказку. А для этого я познакомлю вас со схемой составления сказки.
В любой сказке присутствуют следующие элементы: герой. Герои. Сюжет. Конфликт, развязка. Поэтому сюжетная линия может быть и такой:
1. Для начала мы должны выбрать героя сказки (Это может быть человек, может быть представитель животного или растительного мира, вымышленный персонаж)
2. Затем придумывает Зачин - Начало сказки (Жил – был,или в некотором царстве. в некотором государстве.)
3. Далее мы даем более подробную характеристику горою (Наделяем его характером, темпераментом)
4. Затем сталкиваем героя с проблемой. Трудностью. Конфликтом (однажды Змей Горыныч похитил Василису Прекрасную)
5. Описываем реакцию героя на случившееся (Василиса заплакала)
6. Далее наш герой начинает искать выход из ситуации, пробует решить свою проблему.
7. В итоге Герой должен справиться с ситуацией, найти верное решение.
8. Завершающий шаг – сказочная развязка (герой получает награду, и сказка приобретает счастливое завершение)
Мы познакомились с этапами метода «Сказкотерапии», познакомились со схемой составления сказки, теперь можно перейти и к практической части нашего мастер- класса.
III. Игра
Уважаемые коллеги! Я предлагаю нам всем познакомится!
1. Давайте познакомимся. «Ладошки» (Каждому участнику мастер – класса необходимо представиться. Первый участник представляется и кладет свою ладошку на руку первому участнику и т. д.)
2. «Ритуал вхождения в сказку» (Включается музыка. Воспитатель берет книгу, подходит к участникам мастер – класса, просит их прикоснуться к книге и закрыть глаза. Тем временем одевает им на головы кокошники и просит открыть глаза). Вот и попали мы в сказку. А вы превратились в сказочниц.
3. «Рассказывание сказки» «Решил Иван – Царевич поступить на службу к Бабе – Яге, для того, чтобы заработать меч – кладенец. А Баба – Яга хитрой была: всем, кто хотел поступить к ней на службу, всякие задания придумывала. Вот и говорит она Ивану – Царевичу: «Очень уж люблю сказки слушать. Даю тебе два дня сроку. На вечерней зорьке жду тебя со сказками»
4. «Сказочная задача». Ну что, сказочницы? Давайте поможем Ивану – Царевичу придумать сказки. Чтобы удивить Бабу – Ягу и получить меч – кладенец. Перед Вами различные категории предметов: животные, люди, растения. Транспорт, сказочные персонажи, атрибутика и волшебные книги. Но пока ещё с вневписанными страницами. Ваша задача сочинить сказку, разместить на страницах иллюстрации с предложенными категориями. Приступаем к работе и помним. Баба – Яга ждет с нетерпением интересных сказок. (Участницы мастер – класса сочиняют сказки.)
5. «Обобщение приобретенного опыта». Сказочницы рассказывают сказки.
- Есть ли среди ваших знакомых люди, похожие на героев этой сказки?
- С кем бы Вы хотели дружить из героев сказки?
- Чему Вас учить эта сказка?
6. «Ритуал выхода из сказки» (Перевоплощение из сказочных героев в простых людей,
Очень уж понравились Бабе – Яге сказки. И решила она подарить меч – кладенец Ивану – Царевичу. А нам пора покидать сказку. (Под музыку участницы прикасаются рукой к книге, закрывают глаза. Воспитатель снимает с них кокошники).
6. «Рефлексия» (Обмен эмоциями).
Уважаемые коллеги! Сегодня на мастер – классе мы познакомились с понятием «Сказкотерпия», рассмотрели основные этапы работы со сказкой.