Наталья Коршунова
Мастер-класс «Этот удивительный звук…»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс
учителя – логопеда МБДОУ детский сад «Красная шапочка»
Натальи Николаевны Коршуновой
Тема: «Этот удивительный звук ….»
Цель: ознакомление участников мастер-класса с опытом работы по постановке и автоматизации звука Р у дошкольников.
Оборудование: стулья, столы по количеству участников мастер класса, таблички с именем и отчеством участника мастер-класса, ручки, фломастеры, зеркала, ватные палочки, мяч, зонд для постановки звука Р, магнитная доска, магниты, листы с надписями (автоматизация звука р изолированно и т. д., листы с напечатанными стихотворениями, листочки красного и синего цвета.
Публикация «Мастер-класс „Этот удивительный звук…“» размещена в разделах
ЦОР: презентация –34 слайда;
Ход:
Слайд 1 Добрый день уважаемые родители и коллеги! Предлагаю познакомиться… Меня зовут Наталья Николаевна (одеваю бейджик). В детском саду «Красная шапочка» я работаю учителем-логопедом. Перед вами на столе таблички, напишите, пожалуйста, как бы вы хотели, чтобы я обращалась сегодня к Вам. Спасибо!
Своё общение с вами хочу начать с вопроса. Скажите, кто на ваш взгляд является приятным и интересным собеседником? Уточню: с каким человеком вам приятнее и интереснее общаться? (ответы, рассуждения участников) ( определяющая фраза: чёткая правильная красивая речь).
Речь является основным средством человеческого общения. И вы абсолютно правы, что красивая, грамотная речь всегда привлекает внимание окружающих. Умение красиво и грамотно общаться с людьми, обладать высоким уровнем коммуникабельности, иметь правильно поставленную речь это все есть основы для успешного развития любой сферы человеческих отношений.
Что же включает в себя понятие красивая и грамотная речь? (высказывания) Это умение:
-правильно подбирать слова, выражения в соответствии с темой высказывания;
-лаконично выстраивать фразу;
-говорить интонационно-окрашено (делать логические ударения, выделять главное слово во фразе, задавать определённый темп и ритм речи и др.)
-правильно произносить все звуки родного языка;
Задавать вопрос «Как вы считаете, все ли звуки родного языка правильно произносит ваш ребёнок?» я не буду, потому что на этот мастер - класс приглашены родители детей, имеющих недостаток произношения одного очень трудного и красивого звука, а какого… вы догадаетесь сами.
Слайд 2 И я предлагаю интересный приём, который называется «Да, нет». Здесь у меня скрыт предмет, отгадайте его и определите последний звук в угаданном слове. Напоминаю правила, вы можете задавать вопросы, а я буду отвечать: да, нет (участники задают вопросы, угадывают слово комар и последний звук в слове Р).
Слайд 3 Итак, тема моего мастер-класса : «Этот удивительный звук Р»
Сейчас мы немного поиграем, тот, кому я брошу мяч, вернёт мне его обратно, назвав любое слово со звуком Р (участники играют). Сейчас, играя, я провела диагностику произношения звука р у вас, уважаемые взрослые. Таким и другими игровыми приёмами («Попугайчики». Попугайчик не зевай, всё за мной ты повторяй) вы сможете определить состояние звукопроизношения (звука р и других звуков) у вашего ребёнка.
Слайд 4 Обратите внимание на слайд. Недостаток произношения звука Р в логопедии называется РОТОЦИЗМ. (видеосюжет)
Недостаток произношения звука Р может проявляться по-разному:
Слайд 5-отсутствия звука Р (видео- рассказывает стихотворение)
Слайд 6 -замена звука Р на звук Л или Й (видео, пример нарушения, ребёнок
Слайд 7-гортанное произношения звука Р (французское произнесение) (видео)
Слайд 8 Обратите внимание на слайд, как вы считаете что из перечисленного может являться причиной неправильного произношения звука Р и постарайтесь объяснить, почему.
• Нарушение подвижности органов артикуляционного аппарата
• Короткая уздечка языка
• Неправильное речевое дыхание
• Нарушение речевого слуха
• Неправильная речевая среда
Итак, вы определили, что ваш ребёнок произносит неправильно звук р. Но по каким-то причинам на занятия к логопеду вас ещё не пригласили. Что делать? (ответы)
Конечно, целеустремлённые и внимательные родители могут сами помочь своему ребёнку. Процитирую: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Предлагаю сегодня научиться тому, как помочь своему ребёнку научиться произносить правильно звук р. Согласны? Итак, начинаем.
Слайд 9-24 Первое с чего нужно начать - артикуляционная гимнастика. Так как основной вид деятельности дошкольников – игра, то рекомендую речевой аппарат ребёнка развивать, превратив занятия в интересные игры. Давайте посмотрим, какие несложные логопедические упражнения можно проводить в домашних условиях: (презентация с артикуляционной гимнастикой для звука р, рассказываю о том как выполняются упражнения, пробуем вместе с родителями).
Выбирайте оптимальное время для занятий, чтобы малышу ничего не мешало, он не отвлекался, а был, наоборот, заинтересован. Во время занятия ребёнок должен находиться напротив вас, видя ваше лицо, в частности движения губ, чётко слыша голос. Занимаясь, будьте спокойны, выдержанны, доброжелательны к малышу. Терпение — основное качество мамы или папы при таких занятиях, ведь на постановку произношения звука «р» может уйти немало времени: как несколько дней, так и несколько месяцев.
Регулярное выполнение этих элементарных упражнений поможет натренировать мышцы артикуляционного аппарата ребёнка, что будет способствовать своевременному и верному произношению ребёнком звука «р» самому — без обращения к специалистам-логопедам.
Предложенная вам презентация с артикуляционной гимнастикой находится на сайте нашего детского сада.
Слайд 25-26 Итак, после регулярных занятий по развитию подвижности органов артикуляции ребёнок без труда выполняет все упражнения, поднять язычок и удерживать его в таком положении уже не представляет для него никакого труда. Самое время приступить к постановке звука р.
(описание технологии постановки от артикуляционных упражнений и технологии постановки с механической помощью с показом).
И вот, звук Р появился в речи вашего малыша. Радостное событие! Но впереди ещё предстоит длительная, трудоёмкая и кропотливая работа- автоматизация звука в речи малыша, т. е. закрепление его произношения. И начинать нужно постепенно, начиная с самого лёгкого, т. е. с закрепления изолированного звука Р. Слайд 27-28 (образцы заданий предлагаются на слайдах и описываются игры).
У родителей может возникнуть вопрос, где брать, слова, скороговорки и другие задания, так называемый речевой материал для автоматизации звука Р. У Вас есть замечательный помощник интернет! Слайд 29 Для этого зайдите в любой интернет браузер и в поисковой строке наберите «Автоматизация звука р изолированно» (или в слогах, словах и т. д.).
Перед вами на доске представлена последовательность автоматизации звуков в неправильном порядке. Подумайте и разместите по степени усложнения (родитель выходит к доске и прикрепляет листы с надписями АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Р В СЛОГАХ, АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Р В СЛОВАХ и т. д. в правильной последовательности. После того, как задание выполнено, родителям предлагается посмотреть на слайд и сравнить правильность выполнения предложенного задания). Слайд 30
Задания по автоматизации звука различны Слайд 31-32 (просмотр видео с примером задания на автоматизацию звука р в слогах, затем в словах).
Для автоматизации звука р в предложениях можно использовать следующие игры: «Подружи слова в предложении» (Рома рубить дрова, «Закончи предложение по картинке» и другие.
Для автоматизации звука р в связной и спонтанной речи можно использовать различные пересказы, составление рассказов по картине и по серии картин, инсценировки, разучивание стихотворений. Слайд 33
Слайд 34В завершении нашего мастер-класса я предлагаю выбрать каждому родителю стихотворение, которое поможет вам на этапе автоматизации звука р в связной речи закрепить правильное произношение звука р у вашего ребёнка
(перед родителями много стихотворений на различные звуки, выбирают те, в которых часто встречается звук р).
Предлагаю Вам написать на листочках вопрос, который бы вы хотели рассмотреть при наших следующих встречах. Но, напишите на розовых листочках - если вы считаете, что наша встреча была вам полезна и интересна. Напишите на синих листочках – если вы считаете, что наша встреча могла быть интереснее, и ничего нового сегодня вы не узнали.
Слайд 34 Уважаемые родители, выполняя рекомендации с ребёнком дома, вы увидите, что результаты не заставят себя долго ждать. Что вскоре вы и не вспомните об этой проблеме. Успехов и терпения вам и вашему малышу!