Таисия Посашкова
Мастер-класс «Элементарное музицирование по методу Тютюнниковой Т. Э»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс
«Элементарное музицирование-К. Орфа,
по методике Тютюнниковой Т. Э.»
Что же такое элементарное музицирование?
Элементарное музицирование – форма коллективной устной музыкально-творческой деятельности, – это опыт движения и речи, опыт слушателя, композитора, исполнителя и актера, опыт общения и непосредственного переживания, творчества и фантазирования, самовыражения и спонтанности, опыт переживания музыки, как радости и удовольствия.
Публикация «Мастер-класс „Элементарное музицирование по методу Тютюнниковой Т, Э“» размещена в разделах
Автор методики, вслед за авторитетом науки считает, что удовольствие, полученное детьми от общения с музыкой, прямо ведет к удовлетворению у детей ряда их эстетических потребностей, что само по себе является одной из задач музыкального обучения вообще.
Элементарное музицирование (ЭМ) – это практическая деятельность, а не абстрактно-интеллектуальная или «созерцательная». Оно предполагает личный характер участия человека в исполнении и творении музыки. Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать. Очевидно, что самое первое - дошкольное музыкальное обучение, необходимо строить исходя из ведущего принципа педагогики «обучение в действии» : ребенок во всем принимает участие, вовлекается педагогом в процесс активных творческий действий.
Понятие «элементарное» должно понимать не только в смысле простого и доступного всем способа музицирования, но в основном как музицирование простейшими ЭЛЕМЕНТАМИ музыкального языка, такими как: мотив, ритм, слово, движение.
Двумя основными принципами обучения в ЭМ являются: импровизационно-творческая деятельность и игра.
Импровизация рассматривается как особый способ обучения и воспитания. В импровизационном обучении делается акцент на развитии воображения, независимости мышления, умении изобретать и находить новые неожиданные пути в разрешении встающих проблем.
«Визитной карточкой» данного типа учебного процесса является игровой подход в его системном виде. Для детей дошкольного возраста игровой подход представляет собой единственно возможную форму участия в художественной деятельности.
Игровое обучение – скрытое, недерективное обучение, когда дети понимают, что с ними играют, но не осознают, что их учат.
Основой методики Т. Э Тютюнниковой является соединение принципов музыкально-творческой педагогики К. Орфа с методиками отечественной детской музыкальной педагогики. В программе нашли отражение идеи свободного танца и пластики Э. Жак-Далькроза.
Музыкальная основа методики : различные жанры русского народного детского фольклора, детский фольклор народов мира, авторская музыка разных эпох и стилей, современная танцевальная музыка.
Основными видами деятельности на уроках творческого
музицирования являются : пение, речевое музицирование, игра на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение, озвучивание стихов и сказок, пантомима, спонтанная импровизированная театрализация.
На некоторых видах деятельности и методических приемах мы остановимся более подробно и попытаемся рассмотреть их изнутри через практический поход.
Игра на музыкальных инструментах (звучащие жесты)
«Первым инструментом» человека было, как известно его собственное тело. Для современного ребенка оно им является и сейчас.
Звучащие жесты (ЗЖ) – это игра звуками человеческого тела. Инструменты, которые всегда «с собой», позволяют организовать и украсить музицирование в отсутствие любых других инструментов.
Термин «Звучащие жесты» принадлежит Гунильд Кетман, соавтору Шульверка К. Орфа. Звучащие жесты – это хлопки, шлепки, притопы, щелчки. и т. д. Музицирование с аккомпанементом звучащих жестов целесообразно уделять в работе особо важное внимание с самого начала. Игра звуками собственного тела есть первая бессознательная импровизация ребенка, поэтому ЗЖ это надежный путь к тому, чтобы дети начали элементарно импровизировать. Но самое основное, это то, что ЗЖ являются самым эффективным средством в развитии ритмического чувства детей, так как оно развивается только через движение и мышечные ощущения человека.
Речевые игры
Идея использовать ритмизованную речь в обучении детей музыке принадлежит К. Орфу. Речь и движение – 2 корня музыки. У речи и музыки 10 общих выразительных средств. Речевое музицирование – это большой выигрыш! Т. К. маленький человек если петь возможно совсем не умеет, но говорить уже может, а значит и может музицировать.
В речевом музицировании можно активно применять ЗЖ и игру на музыкальных инструментах, на наших занятиях это называется «украшение» речи.
«Вышли мышки»
• Театральная сценка
• Разучивание со ЗЖ
• С инструментами (давая возможность выбрать их детям)
На стене часы висели -(хлопки)
Тик-так, тик-так - (шлепки)
Тараканы стрелки съели
Тик-так, тик-так
Мыши гири оторвали
Тик-так, тик-так
И часы ходить нее стали
Тик-так, тр-ррр-р-р-р-р-р-р.
На стене часы висели
Тик-так, тик-так
Тараканы стрелки съели
Тик-так, тик-так
Мыши гири оторвали
Тик-так, тик-так
И часы ходить нее стали
Тик-так, тр-ррр-р-р-р-р-р-р.
Игры с пением и движением (пантомима-импровизация, ритмо-двигательные каноны).
Одной из самых увлекательных форм музыцирования является ритмо-двигательный канон. Ритмо-двигательный канон – это канон, в котором есть речевой канон и канон движений. Музыкального канона нет т. к. мелодии короткие, как формулы. Впоследствии дети должны сами придумывать движения и мелодии.
Ритмо-двигательный канон», «В пустыне»
• Разучивание текста и мелодической попевки канона
• Разучавание движений
• Исполнение каноном по группам
Пески: Хр-п-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-
Верблюды: Хам-були –були були, хам –були були….
Погонщики: Ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла….
Детские танцы
О детских танцах хотелось бы сказать кратко. На уроках музицирования не ставятся серьезные хореографические задачи. Простые детские танцы – это, прежде всего активная форма слушания и переживания музыки посредством движения. Маленькому ребенку сложно воспринимать музыку, особенно классическую, просто сидя на стульчике.
Игры со звучащими жестами:
“По коленочкам” (“Ах, вы сени”, сл. М. А,Давыдовой)
По коленочкам ладошкой мы похлопаем немножко
Тра-та-та-та, тра-та-та, мы похлопаем немножко.
По коленям локотками постучим теперь мы с вами.
Тра –та-та-та, тра-та-та-та, постучим теперь мы с вами.
И ладонью о ладонь мы похлопаем с тобой
Тра – та – та – та, тра – та – та та,
Мы похлопаем с тобой.
«Тюшки – тютюшки» (Ах ты, берёза)
Тюшки –тютюшки, сделай топотушки! – дети под музыку топают ножками.
Тюшки – тютюшки, сделаем хлопушки! – хлопают
Тюшки-тютюшки, сделаем щелкушки!
Тюшки – тютюшки, сделаем шлепушки! – шлёпают по плечам, щёчкам, животику ит. д.
Тюшки – тютюшки, шлепушки, топотушки! – шлёпают, топают.
Можно придумать вместе с детьми самое простое: аккомпанемент из звучащих жестов к дразнилке, изменить ее естественный поэтический ритм, изобрести свободную звуковую композицию, дав детям спонтанно поиграть на инструментах. Сочините простейший аккомпанемент для дразнилки на ксилофонах, используя тоническую квинту, октаву. Все это очень просто!
Также в своей педагогической практике я широко использую опыт работы
Елены Попляновой «Палочки – скакалочки». Небольшие песенки, потешки, считалочки сопровождаются ритмичными движениями «волшебных» палочек – скакалочек. Например, вот так ребята могут обыграть стихотворение
«Комары и мошки» слова рус. народные
Комары и мошки: зы-зы-зы, зы-зы-зы.
Тоненькие ножки, зы-зы-зы, зы-зы-зы.
Пляшут по дорожке, тра-ля-ля, тра-ля-ля.
Комары и мошки, тра-ля-ля.
Крылышками тонкими – хлоп-хлоп, хлоп-хлоп.
Лапочками звонкими – топ-топ, топ-топ.
А как наступит ночь, улетают прочь!
Декламации (по методике Карла Орфа)
Предложите детям в самом начале занятия отправиться в гости к Шепоту и Шороху. Для этого надо немного пошуршать, пошептать. Пусть ребята сами догадаются, как можно пошуршать ладонями, тканью своей одежды.
Играя звуками Ч, Ш, Щ, С, Ц, соединяя их в различных сочетаниях, можно исполнить спонтанную звуковую композицию.
Добавьте в нее несколько звуковых инструментов – композиция получится более красочной. Моделировать динамику, линию, объем в композиции нужно руками. Предоставьте детям возможность тоже попробовать себя в роли композитора.
Прочитайте детям стихотворение:
В тишине лесной глуши
Шепот к шороху спешит,
Шепот к шороху спешит,
Шепот по лесу шуршит.
Шу-шу-шу да ши-ши-ши
Тише, Шорох, не шурши,
Навостри-ка уши –
Тишину послушай!
В. Суслов
Выучите его с детьми шепотом, прислушиваясь к игре шипящих звуков. Попросите ребят придумать звуковые иллюстрации к стиху, используя все имеющиеся на занятии пособия. Стихотворение может быть исполнено несколько раз, театрализованно, с разными вариантами сопровождения.
Проведите игру на развитие остроты и тонкости тембрового слуха: «Угадай, чем шуршу».
Игра со звуками (по методике Карла)