Любовь Шведова
Мастер-класс «Экспериментирование с различными материалами»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: способствовать повышению компетенции педагогов в создании условий для развития познавательной активности ребенка. Научить взрослых организовывать игровую деятельность исследовательского характера через сказку.
Задачи:
1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности воспитанников.
2. Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими педагогами.
Материалы для игр-экспериментов :
Ход мастер- класса
Деятельность воспитателя Деятельность воспитателей
I. Вводная часть
Темочки:
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада приветствовать Вас на мастер-классе по теме «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников».
Главное достоинство экспериментирования в детском саду это то, что данный метод обучения позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах.
Но при организации экспериментирования, у педагогов возникает проблема, связана она с нехваткой методической литературы, которая помогла бы раскрыть методику работы по данному направлению.
Кроме того, педагогу надо суметь подобрать из имеющихся методических разработок то, что учитывает, с одной стороны, задачи развития, а с другой стороны, актуальные интересы детей.
Думаю, что педагоги, использующие экспериментирование в своей работе, в ходе проведения моего мастер-класса найдут для себя что-то новое, а начинающие – поймут, насколько это интересное и увлекательное занятие.
Мы знаем, что детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы.
В подготовительной группе проведение экспериментов должно стать нормой жизни, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов.
Несколько важных советов:
1. Проводить опыты лучше утром, когда ребенок полон сил и энергии;
2. Нам важно не только научить, но и заинтересовать ребенка, вызвать у него желание получать знания и самому делать новые опыты.
3. Объясните ребенку, что нельзя пробовать на вкус неизвестные вещества, как бы красиво и аппетитно они не выглядели;
4. Не просто покажите ребенку интересный опыт, но и объясните доступным ему языком, почему это происходит;
5. Не оставляйте без внимания вопросы ребенка – ищите ответы на них в книгах, справочниках, интернете;
6. Там, где нет опасности, предоставляйте ребенку больше самостоятельности;
7. Предложите ребенку показать наиболее понравившиеся опыты друзьям;
8. И самое главное: радуйтесь успехам ребенка, хвалите его и поощряйте желание учиться. Только положительные эмоции могут привить любовь к новым знаниям.
Немаловажно придать процессу экспериментирования творческий характер. И сейчас я предлагаю вам окунуться в мир детства и приглашаю в сказку.
II. Основная часть
Сказка «Лягушка путешественница».
В некотором царстве, в некотором государстве жила была лягушка Квакушка. И была эта лягушка не простая, а очень даже любопытная. Как-то раз проснулась рано утром Квакушка и решила, что всё ей надоело. И что хочет она мир посмотреть и себя показать. Собрала она всё необходимое и отправилась в путь. Шла лягушка, шла и вдруг видит перед собой гору высокую. А из горы той вода огненная стекает. И так это Квакушке понравилось, что глаз не могла она отвести.
- Как Вы думаете, что увидела лягушка? Сейчас мы с Вами увидим, что же так заворожило нашу путешественницу.
Опыт №1. «Извергающийся вулкан»
Перед Вами на столах стоят вулканы. Что же нужно сделать, чтобы вулкан проснулся? Насыпаем внутрь вулкана 2 ст. ложки соды. Чтобы насыпать аккуратно, воспользуемся воронкой. В отдельную ёмкость нальём 1/3 стакана воды, добавим в него 1 пачку лимонной кислоты, каплю красной краски, капельку жидкого моющего средства, чтобы вулкан лучше пенился, и медленно переливаем содержимое стакана в вулкан. Что же произошло?
Ответы педагогов
Педагоги выполняют задание
Вывод: Опыт показывает взаимодействие щелочи (соды) с кислотой (лимонная кислота). Окружающие нас вещества, ведут себя по-разному в разных состояниях.
И пошла лягушка дальше. Идёт она, идёт, любуется природой, наслаждается пением птиц, как вдруг перед ней она увидела небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить, и лягушка увидела, как распускаются эти прекрасные цветы.
Опыт №2 «Кувшинки».
На столах у вас лежат заготовки кувшинок. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться.
- Педагоги, как же это произошло?
Сказка продолжается
Долго лягушка Квакушка любовалась в озере кувшинками, ей понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир. Но у неё осталось много вопросов:
1. Почему извергается вулкан?
2. почему цветы распускатся?
Выполняют задание
Вывод: Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Итог:Главное достоинство экспериментов, опытов которые мы проводим с детьми, позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по - иному. Он может увидеть что-то новое, и поменять точку зрения на предметы, явления, ситуации. Это расширяет границы познавательной деятельности, нужно лишь придать им необходимую направленность. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения.
- Вот и подошёл к концу мой мастер-класс.
Заключение
Педагоги, Вам интересно было участвовать в мастер-классе?
- Что нового Вы узнали?
- Коллеги, как Вы воспользуетесь опыт, приобретённым на моём мастер-классе, в вашей педагогической деятельности?
Считаю, что участие педагогов в мастер – классе способствовало повышению их профессионального мастерства по данной теме и полученный опыт, надеюсь, будет использоваться ими в практической работе с детьми.