МААМ-картинки

Мастер-класс для педагогов «Экран выбора предстоящей деятельности»

Светлана Комлева
Мастер-класс для педагогов «Экран выбора предстоящей деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс

Слайд 1

«Экран выбора предстоящей деятельности как средство поддержки самостоятельности ребенка в образовательном процессе»

Слайд 2

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в способах поддержки детской самостоятельности через создание ситуации выбора.

Задачи:

1. Способствовать становлению субъектной позиции дошкольников через создание ситуаций выбора.

2. Развивать профессиональные компетенции педагогов в проектировании образовательного процесса.

Слайд 3

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Экран выбора предстоящей деятельности“» размещена в разделах

В Федеральном законе «Об образовании в РФ» сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

Слайд 4

В ФГОС ДО определены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

ребенок проявляет самостоятельность в различных видах деятельности;

способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

ребенок способен к принятию собственных решений.

Слайд 5

Давайте разберемся, что такое «Самостоятельность»

Самостоятельность - независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи (словарь Ушакова).

Одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определённые цели, добиваться их достижения собственными силами.

Самостоятельность означает ответственное отношение человека к своим поступкам, способность действовать сознательно в любых условиях, принимать нетрадиционные решения (Педагогический словарь).

Слайд 6

А сейчас мы постараемся выработать с вам принципы воспитания самостоятельных детей.

Я предлагаю вам пословицу или высказывание известного человека – вы формулируете принцип.

Слайд 7

Древняя китайская пословица гласит: «Дайте человеку одну рыбу, и он получит пропитание на день, научите его ловить рыбу, и он получит пропитание на всю жизнь».

Слайд 8

Принцип - Учите ребёнка, а не делайте за него.

Слайд 9

«ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ – НАУЧИТЬ НАШИХ ДЕТЕЙ ОБХОДИТЬСЯ БЕЗ НАС» Эрнест Легуве

Слайд 10

Принцип - Никогда не делайте за ребёнка то, что он может сам

Не делать за ребёнка то, что он уже может, — это, по сути, не мешать. Например, в полтора года ребёнок может справиться с ложкой, а в три — одеться, убрать на место игрушки, в пять — разогреть в микроволновке завтрак, в семь — вернуться из школы и самостоятельно делать уроки. Почему ребёнок этого не делает? Да потому что ему не позволяют этого родители, которым проще и быстрее накормить, одеть, собрать, привести за ручку. Не делают воспитатели – не учат заправлять кровати, уносить посуду, убирать игрушки, дежурить по занятиям, центру природы…

Слайд 11

Теодор Рузвельт: «Не ошибается тот, кто ничего не делает. Не бойтесь ошибаться — бойтесь повторять ошибки»

Слайд 12

Принцип – Разрешите ребенку ошибаться и не боятся ошибок. Заодно и себе дайте право на ошибку.

Ребёнок, осваивая новое дело, совершит массу ошибок, даже если занятие кажется взрослому ерундовым. Придётся отыскать внутри себя кнопку, которая отключит критику. Конечно, трёхлетний малыш со шваброй не намоет пол, а разве что намочит его. Умные родители не станут отнимать ведро с водой. Они похвалят ребёнка, поблагодарят за помощь. А пока ребёнок смотрит мультфильм, незаметно вытрут лужи. Потому что любая ошибка — это опыт, а только опыт может сделать человека независимым.

Слайд 13

«Каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу. Дьяволу служить или пророку - каждый выбирает для себя. Каждый выбирает по себе слово для любви и для молитвы. Шпагу для дуэли, меч для битв каждый выбирает по себе.» (Юрий Левитанский)

Слайд 14

Принцип – Дайте ребёнку выбор.

Чтобы ребёнок был самостоятельным, ему нужно выбирать. Причём выбирать по- настоящему, без обмана. Попросите ребёнка выбрать самостоятельно одежду, в которой он пойдёт гулять. Купить хлопья на завтрак. Решить, как провести выходной и в какую секцию отправиться после занятий. Придётся присматриваться к ребёнку и доверять ему, быть рядом и подставлять плечо. Это труднее, чем всё сделать своими силами. Но при таком подходе с каждым днём быть родителями будет легче.

Слайд 15

Русская народная пословица «Чего нельзя – того хочется».

Слайд 16

Принцип – Запретов не должно быть много.

На любой запрет должно быть разрешение (Нельзя бегать по группе – можно …; Нельзя разговаривать с набитым ртом – можно).

Часть запретов необходима, потому что мы заботимся о безопасности ребёнка. Поэтому

«нельзя» может быть только то, что небезопасно. Например, есть грязными руками или переходить дорогу в неположенном месте.

Проще запретить ребёнку брать в руки лейку, чем научить его поливать; ножницы, чтобы вырезать круг…

Слайд 17

«Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.»

Сухомлинский В. А.

Слайд 18

Принцип – Заинтересуйте ребёнка

Для ребёнка любой процесс — это игра. Как только он перестаёт играть, заставить его что- то делать можно только с угрозами, наказаниями, запугиваниями. Желательно, чтобы опыт самостоятельности ребёнок получал на волне «Ух, как интересно попробовать!»

Когда ребёнок может что-то делать, но не хочет, заинтересуйте его. Разлил воду? Берём швабру, чтобы драить палубу вашего корабля, как настоящий матрос. Одна и та же игра надоедает быстро, так что придётся напрячь фантазию и предлагать разные варианты.

Слайд 19

Рассмотрим три основных этапа формирования самостоятельности у детей:

Первый этап - Формирование физической и бытовой самостоятельности.

Чаще всего этот период приходится на кризис трех лет. Ребенок начинает осознавать себя отдельной личностью, а родителям все чаще приходится слышать: «Я сам». Малыш сам начинает есть, пользоваться горшком, мыть руки, обуваться, застегивать пуговицы и помогать по дому.

Самостоятельность в бытовом плане, есть не что иное, как отработка определенных действий.

Второй этап - Формирование учебной самостоятельности.

В 6-7 лет к бытовой самостоятельности добавляется самостоятельность учебная. Дети пойдут в школу, появляются новые обязанности, домашние задания, изменяется распорядок дня.

Третий этап-Формирование личностной самостоятельности.

Этот этап самый сложный в развитии самостоятельности у детей. Он включает в себя не только бытовую или учебную самостоятельность, он подводит детей к умению принимать самостоятельные решения. Азы формирования личностной самостоятельности закладываются в раннем детстве, когда родители предлагают ребенку сделать собственный выбор. Для этого достаточно предлагать всего два варианта : «ты футболку наденешь белую или голубую?», «мы пойдем гулять в парк или на площадку?».

Тренируя таким образом, личностную самостоятельность, к 11-12 годам ребенок сможет уже достаточно осознанно принимать самостоятельные решения по любым жизненным ситуациям. На вопрос ребенка, как ему поступать в какой-то ситуации, можно задать встречный: «а как ты думаешь сам?».

Слайд 20

Характерные черты развитой самостоятельности:

а) умение выполнять работу по собственной инициативе, замечать необходимость тех или иных действий (полить цветы, если земля сухая; увидев беспорядок, устранить его);

б) умение выполнять работу без посторонней помощи, без постоянного контроля взрослого;

в) сознательность действий, наличие элементарного планирования (умение понять цель работы, предвидеть ее результат);

г)умение давать адекватную оценку своей работе, осуществлять элементарный самоконтроль;

д) умение переносить известные способы действия в новые условия.

Слайд 21

Отставание в развитии самостоятельности у дошкольников во многом является следствием неправильной организации деятельности детей, ошибок воспитания:

- излишняя регламентация деятельности,

- постоянный контроль и опека,

- преобладание прямых приемов руководства действиями детей,

- обучение действиям путем прямого подражания показу взрослого и т. п.

Слайд 22

Воспитание самостоятельности идет успешно

- когда взрослый активно побуждает детей к проявлению инициативы,

- учит их самостоятельному планированию предстоящей работы,

- развивает умение рассказывать о предстоящей работе, выделять ее цель, результат.

Одним из приемов развития самостоятельности дошкольников является создание ситуаций выбора.

Слайд 23

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчет «День выбора в детском саду»Фотоотчет «День выбора в детском саду» Недавно в нашем детском саду прошел «День Выбора». Участвовали в нем дети старшей и подготовительной группы. Что же происходило? Дети получили.

Картотека считалок для выбора водящего в играхКартотека считалок для выбора водящего в играх В большинстве игр нужен водящий. Иногда каждый желает быть водящим, а бывает, что водить не хочет никто. Как же сделать выбор, чтобы не.

Консультация для родителей «Критерии выбора книг для детей»Консультация для родителей «Критерии выбора книг для детей» Чтение- самое доступное и полезное занятие для интеллектуального и эмоционально-психологического становления личности. При чтении книг.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОУ»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОУ» Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по усвоению.

Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные техники рисования. Использование камней в изобразительной деятельности детей»Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные техники рисования. Использование камней в изобразительной деятельности детей» Воспитатель МБДОУ д/с №4 Дорофеева Надежда Александровна Цель: расширять знания педагогов о нетрадиционных методах рисования. Задачи:.

Мастер-класс для педагогов по музыкально-театрализованной деятельности «Театральное творчество»Мастер-класс для педагогов по музыкально-театрализованной деятельности «Театральное творчество» Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3г. Маркса, Саратовской области имени Л. Г. Венедиктовой,.

Мастер-класс для педагогов по продуктивной деятельности «Добрый Дедушка Мороз, мы хотим, чтоб ты принёс!…»Мастер-класс для педагогов по продуктивной деятельности «Добрый Дедушка Мороз, мы хотим, чтоб ты принёс!…» Подготовила воспитатель МБДОУ ДС "Голубые дорожки" г. Волгодонска, Ростовской области - Меркулова Елена Анатольевна. Уважаемые коллеги,.

Тренинг для педагогов ДОУ «Развитие эмоциональной готовности педагогов к инновационной деятельности»Тренинг для педагогов ДОУ «Развитие эмоциональной готовности педагогов к инновационной деятельности» Цель: Развитие эмоциональной готовности педагога к инновационной деятельности. План. 1. Упражнение «Алексей, апельсин, Амстердам» 2. Разминка.

Консультация «Проблема выбора»Консультация «Проблема выбора» гр. «Светлячок», Кормильцева И. А. Существует определенное мнение у родителей на предмет вопроса выбора у ребенка и его решения. Привожу.

Экран читателя и его наполнение. Мастер-классЭкран читателя и его наполнение. Мастер-класс Здравствуйте, коллеги, друзья! Сегодня хочу представить Вашему вниманию мастер-класс изготовления Экрана читателя. Внедрение новых стандартов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Экран выбора предстоящей деятельности»
Опубликовано: 9 ноября 2023 в 15:52
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов «Экран выбора предстоящей деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Комлева (УИ 3052197) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД